– Есть люди, память о которых всегда жива. Сегодня в моей рубрике «Жизнь замечательных людей» – о народном поэте республики, лауреате Государственной премии имени Салавата Юлаева Рами Ягафаровиче Гарипове. Сегодня, 12 февраля, ему исполнилось бы 90 лет, – написал на своей странице глава Башкирии Радий Хабиров. Вслед за ним несколько постов о Гарипове написали ряд чиновников.
Башкирский активист Роберт Давлетшин ответил на этот флешмоб исторической грустной справкой:
– Вчера ленты многих известных личностей пестрили упоминанием стихов великого башкирского поэта Рами Гарипова. Вчера ему исполнилось бы 90 лет. Но следует помнить не только стихи поэта. Его жизнь была наполнена испытаниями. Вот что мне напомнил мой друг и земляк поэта:
«В советское время Рами Гарипов был изгнан из Союза писателей СССР за любимое всеми сегодня стихотворение «Туган тел» с ярлыком «националист». Мало кто тогда заступился за него. Боялись! Боялись замолвить слово, боялись элементарно поздороваться с ним, чтобы как чего не вышло. Местный Аркауловский сельсовет того времени выгнал его из деревни, он жил в шалаше возле деревни Кусепеево. Есть даже стих в его сборнике – «Шалаш». Умер в изгнании. Уже после смерти в 1988 году ему была присуждена республиканская премия им. Салавата Юлаева. В 1992 году был удостоен посмертно звания Народный поэт Башкортостана. Его имя носит первая Башкирская республиканская гимназия. Времена с тех пор нисколько не изменились, сегодня, если ты не пьешь, не куришь, ведёшь здоровый образ жизни, выбираешь правильный путь, правильные ценности, то на тебя вешают различные ярлыки. История циклична, история повторяется, цивилизация римейков».
В пример Давлетшин привел стихотворение Рами Гарипова. Приводим башкирский вариант и его перевод.
Шулай ине, тиҙәр, заманы...
Ә ҡайҙа һуң кеше иманы?
Ә бит күптәр, һатып иманын,
Ҡалҡан итте шул саҡ заманын.
Әкиәттәр хаҡты әйткеләй:
Күптән булған ерҙә Әпкәләй.
Салауатты һатҡан Ҡолойҙар
Һәр заманда сығып олойҙар.
Яңғыҙ ағас урман булалмай,
Һапһыҙ балта урман ҡыралмай;
Балтаһынан бигерәк урманды
Кем һуң белмәй һабы ҡырғанды?
Хәҙер мәғлүм юха-ялғаны
Утыҙ етелә ни ҡылғаны...
Улар мең туғыҙ йөҙ Ун Етелә,
Яҡтылыҡтан ҡасты, өкөләй;
Ә мең туғыҙ йөҙ илле етелә
Эҙен юйҙы күҙҙән, төлкөләй...
Тик ҡырын эш ҡырҡ йылдан һуң да—
Ҡырҡ төҫкә кермә — беленә:
Ил күҙенән эҙен юйғандың да
Ил ҡаны бит тама еңенән!
Юҡ, был һүҙҙәр ҡон юллауҙан түгел,
Ҡоно ҡайтырлыҡмы был ҡандың?..
Ете йәшәр ләкин күреп торһон
Етмеш йәшәр ниҙәр ҡылғанды!
Бармаҡ төртөп уға күрһәтмәйек!
Тик ҡылғаны, бүлеп йоҡоһон,
Мең туғыҙ йөҙ утыҙ ете ҡабат
Ярты төндә ишек шаҡыһын!..
1937 (Построчный перевод с башкирского. Автор перевода неизвестен)
Но где же человеческая совесть?
А ведь многие, продав свою совесть,
Как щитом, прикрывались той эпохой.
Сказки правду говорят:
Издавна были на земле Апкаляи.
Салавата продавшие Колои
В каждую эпоху выступив, воют.
Одинокое дерево лесом быть не может,
Топор без топорища леса вырубить не может;
Больше, чем топор, лес рубит топорище,
Кто же этого не знает?
Сейчас известно, что змеи-лицемеры
Творили в тридцать седьмом…
Они в тысяча девятьсот семнадцатом
От света сбежали, как филины;
А в тысяча девятьсот тридцать седьмом
Следы свои стерли от взглядов, как лисы…
Но кривое дело и через сорок лет – хоть
В сорок образов обратись, становится известным:
У тех, кто от взгляда народного стер следы свои,
Кровь народа капает ведь с рукавов!
Нет, эти слова не от жажды мести,
Разве можно отомстить за эту кровь?..
Но пусть семилетние видят,
Что сотворили семидесятилетние!
Пальцем не будем на него показывать!
Но то, что он сотворил, прервав его сон,
Тысяча девятьсот тридцать семь раз
Среди ночи пусть в дверь (его) постучится!
– Уверен, что в сегодняшнее время Рами Гарипов был бы признан экстремистом, а тот же самый Бадранов устраивал бы на него гонения. Это сегодня они, прикрываясь его именем, хотят нам всем показать свою любовь и свою озабоченность к проблемам башкирского языка, на самом деле в их делах сплошное лицемерие, – добавил свой комментарий под постом активист запрещенной и признанной экстремистской организацией «Башкорт» политэмигрант Руслан Габбасов (признан иноагентом - обновлено 22 октября 2022г.).
В то же время не все согласились с тем, что Рами Гарипов подвергался преследованию. Кто-то стал утверждать, что этого и вовсе не было. А его стихотворение «1937» якобы неверно истолковано.
– Вокруг имени известных людей всегда появляются небылицы. Какой-то земляк Рами-агая тоже выдумал, или пользуется слухами. Аркауловский сельсовет якобы выгнал его из деревни, и он жил в шалаше. Этого никогда не было. Вы наверное помните, что он уже женатый, чтоб быть поближе к жизни рядовых людей, уехал вместе с женой в родной Салаватский район. Об этом мне сама Надежда Васильевна рассказывала. Да, в деревне у них своего жилья не было, и они даже осматривали какой-то заброшенный дом на окраине села. Надежда Васильевна говорила: весь мхом заросший. Но жить там возможности уже не было. А приведенная поэма Рами Гарипова называется не «Культ», а «1937», – пишет историк Валиахмет Бадретдинов.
– Рами Гарипов никогда не исключался из Союза писателей СССР и был, как и Мустай Карим, неизменным членом правления Союза писателей БАССР, – также отметил башкирский культурный деятель Зигат Султанов.
В то же время в Википедии в разделе «биография» говорится о преследовании Рами Гарипова, а также исключении его из Союза писателей.
Почему на эту тему изначально обратили внимание башкирские активисты? В январе 2021 года была в кассационной инстанции окончательно запрещена «Башкорт» и признанна экстремистской. Ряд башкирских активистов подверглись преследованию. В октябре 2021 года был запрещен спектакль «Сказ о Кисякбике» с неофициальной формулировкой, что он может привести к разжиганию межнациональных конфликтов.
Историческая справка.
Рами Гарипов родился в небольшой деревне Аркаул Салаватского района. Поэта называют создателем башкирской лирики и башкирским Есениным. Его слог нежный и сильный, яркий, до глубины правдивый. В Википедии написано, что за критическое отношение к советской национальной политике талантливый поэт Р. Гарипов подвергался преследованиям. Многие стихи остались неопубликованными при жизни. Написанная в 1964 году поэма «1937» увидела свет лишь в 1987 году.
Рами Гарипов посмертно удостоен звания Народный поэт Башкортостана (1992). Посмертно ему присуждена Республиканская премия имени Салавата Юлаева (1988) с формулировкой «За изданные в последние годы поэтические произведения». Самое известное стихотворение Рами Гарипова — «Туған тел» («Родной язык»).
В честь поэта названа башкирская гимназия имени Рами Гарипова, он был ее выпускником. Каждый год полторы сотни мальчишек и девчонок выпускаются из гимназии, среди них много олимпиадников и высокобалльников по ЕГЭ.