пришлите новость

Салават Хамидуллин: «Угроза раскола исламской уммы не особенно волнует устроителей казанского форума»

22:25, 23 сентября 2021

| c10800

Уфимский историк считает, что национализируя ислам с помощью религиозных деятелей, бывший и действующий президенты Татарстана разрушают мост, соединяющий татар с другими мусульманскими народами России

Салават Хамидуллин: «Угроза раскола исламской уммы не особенно волнует устроителей казанского форума»
http://dumrt.ru/

С 2010 года в Казани ежегодно проводится форум татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия», само название которого содержит философскую проблему соотношения единичного и общего, т.е. частной национальной (в данном случае татарской) и универсальной (в данном случае исламской) идентичности. Ислам не отрицает право человека на этничность. В Коране говорится: «О, люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный…» (49:13). Однако, согласно исламу, этнические ценности должны находиться в диалектическом единстве с принадлежностью к мусульманскому сообществу, т.е. недопустимо ставить национальный партикуляризм выше духовного братства мировой уммы Мухаммада. Но именно это вопиющее, на наш взгляд, противоречие с принципами ислама олицетворяет собой упомянутый форум.

В июне текущего года в Казани состоялся XI-й Всероссийский форум татарских религиозных деятелей, который вновь заставил задуматься над смыслом и скрытыми интенциями данного мероприятия. Первое, что вызывает недоумение, это ограничения для участников, налагаемые определением «татарские религиозные деятели», в котором прочитывается сегрегационный подход и неявное приглашение к добровольной ассимиляции. То есть если ты, например, башкир, ногаец или российский узбек, то тебе на форум дорога, видимо, закрыта; ну а если ты все же решил принять в нем участие, то будь добр признать себя частью татарского сообщества. Этим самым открывается «ящик Пандоры» на пути к дальнейшему дроблению сообщества российских имамов на подобные же форумы по этническому признаку башкирских, ногайских, сибирско-татарских, булгарских и прочих религиозных деятелей, т.е. всех тех, кто не принимает татарскую идентичность. Трудно себе представить, чтобы к участию в форуме православных священников России, среди которых имеются представители множества народов (татары, кряшены, чуваши, марийцы, якуты, немцы и др.), приглашали только этнических русских. Удивительно, но угроза раскола исламской уммы не особенно волнует устроителей казанского форума. Данное обстоятельство становится понятным, если допустить, что они изначально ставили цель отсеять лишних людей, которым не по душе явный крен в сторону татарского этнонационализма.

Повестка форумов из года в год вращается исключительно вокруг этнических проблем татарского народа. В избранном этнократией Татарстана в конце 80-х гг. XX века курсе на создание своего «государства в государстве» большое место уделяется исламу, которому отпущена роль мягкой силы в распространении идей татарского национализма, завуалированной лозунгом о мусульманском единстве. Дело в том, что татарские националисты вернулись к той идеологии, которую исповедовали их предшественники 100 с лишним лет назад. Они лелеют надежду на восстановление своего доминантного положения среди народов Поволжья, существовавшего в XIX веке. Воспоминания об этих временах греют им душу. Этнограф, публицист и православный миссионер Я. Д. Коблов, безусловно, пристрастный по отношению к исламу человек, тем не менее, оставивший ценные этнографические зарисовки и наблюдения, писал, что «татары-магометане среди инородческих племен Приволжского края занимают господствующее положение» благодаря успехам их татаризации посредством пропаганды ислама.

форум татары.jpg

Фото http://dumrt.ru/

Действительно, ислам, как и христианство, являются религиями прозелитическими, поэтому исходя из реалий XIX в., желание мусульманских или православных миссионеров распространить свое учение среди язычников Поволжья вполне объяснимо. Но как объяснить прозелитизм по отношению к башкирам, которые, будучи мусульманами, не должны рассматриваться в качестве объекта религиозной пропаганды? Татарский прозелитизм по отношению к ним носил и носит исключительно этнический характер, хотя в качестве орудия последнего опять же используется ислам. В начале XX в. речь шла об объединении всех мусульман внутренней России в единый «мусульманский миллет» (нацию), но затем в качестве интегрирующего названия был предложен псевдоисторический и чуждый тюркоязычному населению Урало-Поволжья этноним «татары». Я. Д. Коблов писал: «Много толковали татары о создании общемусульманснкого языка, игнорируя при этом другие тюркские магометанские народности (башкир, киргизов), всецело причисляя их к себе и желая таким путем образовать один “мусульманский народ”. Они ополчились против уфимского муфтия (из башкир) и стали высмеивать его в открытых письмах за его бездеятельность в смысле поддержки этого выдуманного ими “мусульманского” народа».

Итог этих событий известен. Большинство башкир отвергло идею мусульманского (татарского) миллета, а также проекты штата «Идель-Урал» и советизированный вариант последнего – Татаро-Башкирскую республику. Татарский прозелитизм начала XX века потерпел крах, чтобы возродиться вновь в начале XXI века уже в значительно трансформированном виде. Пройдя через горнило советского модерна и секуляризацию, он очистился от религиозного налета, стал светским и чисто националистическим, а потому для многих действовал отталкивающе. Именно поэтому в последние годы он вновь стал рядиться в исламские одежды. Во многих мечетях Башкортостана, особенно, в его северо-западной части ведутся проповеди, в которых утверждается о татарском происхождении местного населения, а в преддверии переписи населения 2021 году звучат открытые призывы записываться татарами. Эти идеологические посылы из года в год транслируются с высоких казанских трибун, а затем подобно кругам на воде расходятся по линии структур муфтиятов, доходя до самых отдаленных сельских мечетей. Рассмотрим некоторые из них, прозвучавшие на XI-м форуме татарских религиозных деятелей в 2021 году.

минниханов.jpg

Фото tatar-congress.org

Первым выступил президент РТ Р. Н. Минниханов, который сразу задал тон всему форуму: «В нынешнем 2021 году нам нужно очень сильно поработать, так как в октябре будет перепись населения, наш народ – патриот, поэтому каждый татарин должен записаться татарином». Далее выступающий заявил, что в предпереписной агитации руководство Татарстана все свои надежды возлагает на духовенство: «И в этой работе мы всегда опирались и опираемся именно на вас. Конечно, Всемирный конгресс татар проводит большую работу, но на местах кроме вас (т.е. имамов) нам опереться не на кого». В выступлении ясно сказано, что структуры духовных управлений мусульман, большинство из которых охватывают территории других субъектов РФ, например, Башкортостана, в режиме экстерриториальности исполняют указания даже не собственных муфтиев, а волю Р. Н. Минниханова, словно они являются подразделениями министерства национальной политики Татарстана. Как видим, нарушен основополагающий принцип Конституции РФ об отделении религии от государства, обеспечивающий светский характер последнего. В речи президента РТ и других спикеров удивляет отсутствие всякой рефлексии относительно истинного назначения религиозных учреждений, которые должны нести истину Корана, а не идеи татарского этнонационализма.

По окончании своей речи глава республики удостоил награды – ордена Дружбы – имам-хатиба уфимской мечети «Ихлас» Мухаммада Галлямова, говоря словами ведущего мероприятия, «за многолетнее служение интересам татар». Следующий выступающий, муфтий ДУМ РТ Камиль Самигуллин, лишь подчеркнул, что долг религиозных деятелей пробудить национальный дух у паствы. Первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов выразил намерение сохранить татарский язык в мечетях и медресе, хотя очень сожалел, что в приходах центральных районов России татары составляют меньшинство, численно уступая выходцам из Средней Азии и Кавказа. Как же, интересно, он собирался навязывать татарский язык прихожанам узбекской, чеченской, аварской, таджикской национальности? Из речи муфтия г. Москвы и Чувашии Альбира Крганова следовало, что главной целью своей организации является сохранение татарского языка и культуры, поэтому он предложил татарским имамам установить шефство над государственными школами. Каждый из выступающих председателей ДУМов, отчитываясь перед М. Ш. Шаймиевым и Р. Н. Миннихановым как перед начальством, рассыпался в благодарностях за помощь и внимание с их стороны. Имам-хатиб уфимской мечети «Ихлас» Мухаммад Галлямов назвал Р. Н. Минниханова «отцом нашей страны» (ил атабыз), а Шаймиева – «отцом нашей нации» (миллят атабыз), что неудивительно, поскольку данный деятель игнорирует самоочевидный факт географического расположения его религиозной организации в центре столицы Башкортостана. По словам прихожан, в стенах «Ихласа» можно слышать заявления о том, что «наша родина – Татарстан, а наша столица – Казань». Вверенная ему мечеть является площадкой для выступлений таких признанных идеологов татарского национализма, как Дамир Исхаков.

Особенно показательным было выступление председателя ДУМ Азиатской части России Нафигуллы Аширова. Вот наиболее запоминающийся фрагмент его выступления: «Скоро будет перепись населения. Наш знаменитый на весь мир татарский народ хотят раздробить на части. Сегодня появились различные движения, которые говорят, мол, мы – не татары, а булгары; в Сибири придумали каких-то сибиров; в Астрахани … (далее сбился с мысли) … Субхан Аллах! Субхан Аллах! Вот говорят, что Золотая Орда не является государством татар … Конечно, в Золотой Орде жили и другие народы, но основным народом были татары, это татарская земля, это татарское государство! … Неужели мы – народ, потрясавший Вселенную! – теперь должны разделиться на части? … Существование татар – это явление мудрости Аллаха (Алланың хикмәте)! … Неужели мы уничтожим великую, знаменитую, державную татарскую нацию? Один запишется сибиром, другой – мишаром, третий – ногаем, четвертый – булгаром! … Эти смутьяны – враги религии! Они – враги нации! Не слушайте их! Каждая мечеть, каждый имам, каждый муфтий должен быть хранителем нашей нации!»

Тревога татарских националистов за судьбу провозглашаемой ими «единой и неделимой татарской нации» вполне объяснима. Сконструированная в ходе реализации политики укрупнения народов татарская социалистическая нация вобрала в себя несколько этносов, некогда считавшихся отдельными народностями – мишарей, тептярей, сибирских тюрков, астраханских ногайцев, кряшенов, нагайбаков и др. Для многих из них язык, история и культура казанских татар были и остаются чуждыми. Неудивительно, что вслед за уходом в прошлое Советского Союза стал рушиться и этот эфемерный конструкт советской национальной политики. И тут у татарской этнократии, часто критикующей федеральный центр на имперский стиль управления, внезапно включилось свое имперское сознание. Те этносы, которые советская власть по «доброте душевной» директивно включила в состав татарской социалистической нации, теперь объявляются неотъемлемой частью последней, вопреки их воле. Как говорится, что упало – то пропало. Недаром же Дамир Исхаков неустанно напоминает, что татары являются имперской нацией. А пока в отсутствие собственной империи татарской этнократии хотелось бы установить доминирование пределах регионов России с тюрко-мусульманским населением. Исхаков прямо заявил в одном интервью: «Вот сейчас мы опять говорим, что республика для татар тесна, что нам весь Волго-Уральский регион нужен».

Однако, самосознание сибирских татар (сибиры), астраханских ногайцев, кряшенов, нагайбаков, тлевшее весь советский период истории под спудом административных ограничений, в отсутствие последних уже вырвалось наружу и требует признания. Кроме того, среди поволжских татар издавна существуют так называемые «булгаристы», не желающее именоваться введенным 100 лет назад этнонимом «татары». Северо-западные башкиры, часть которых утратила башкирскую идентичность по причине распространения на районы их проживания татарской системы образования, также возвращаются к своим корням. На это у всех перечисленных групп имеется неотъемлемое конституционное право, гарантирующее всем гражданам России свободное выражение своей идентичности. Однако, Нафигулла Аширов, видимо, так не считает, коль скоро объявляет носителей булгарской, ногайской, сибирской, мишарской идентичностей «врагами ислама и нации»!!!

В этом случае достопочтенный муфтий всей российской Азии игнорирует не только светские законы о свободе совести, но, смеем отметить, и заповеди ислама. Коль скоро в своей патетической речи апеллировал к религии, то позволим себе кое о чем напомнить ему из этой же области. В 35-й суре Корана сказано: «Зовите их (детей) по именам их отцов». В сборнике хадисов от имама ал-Бухари этот аят получает дальнейшее развитие: «Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк сказал: “Каждый, кто называет себя сыном не своего отца, зная его, обязательно совершает неверие, и каждый, кто причисляет себя к народу, к которому он не принадлежит, пусть займет свое место в аду”». За что же Аширов называет перечисленные выше народы врагами ислама, если сам попирает ислам и, таким образом, выводит себя и других из ислама! Интересно, что никто из присутствующих муфтиев и имамов не одернул своего коллегу, хотя, согласно известному хадису, пророку Мухаммаду приписываются следующие слова: «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда словами. А если не может и словами, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана (веры)». Отсюда следует вывод, что либо все присутствовавшие на форуме муфтии и имамы солидарны с неподобающей сану священнослужителя речью Аширова, либо у них очень-очень слабый иман.

Исходя из вышесказанного, вытекает вывод, что в попытке сохранить так называемую «единую и неделимую татарскую нацию», концепт которой основан на антиисторических мифах о Золотой Орде, татарстанская этнократия сделала ставку на бессовестную эксплуатацию ислама, поставив его на службу своему этнонационализму. Идея форумов татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия» заключается именно в мобилизации исламских священнослужителей, их идеологической подготовке и превращении в послушных исполнителей воли светской власти, сидящей в казанском кремле. Трудно себе представить, чтобы глава Башкортостана призывал имамов башкирских приходов Челябинской, Оренбургской, Пермской и Курганской областей проводить нужную ему идеологическую линию. Однако, руководство Татарстана по неизвестно кем дарованной привилегии позволяет себе подобное.

Национализируя ислам и бросая в бой свой последний резерв – послушных им мулл, имамов, муфтиев, не разрушают ли М. Н. Шаймиев и Р. Н. Минниханов последний мостик, пока еще соединяющий татар с другими мусульманскими народами России? Ведь нечто подобное уже имело место в прошлом. Объявив в 1917 году Оренбургское духовное магометанское собрание министерством по делам религии Национального собрания тюрко-татар, татарские националисты уничтожили этот наднациональный институт, созданный еще Екатериной II. После этого они окончательно поссорились с башкирским движением, образовавшим в 1919 году собственное ДУМ Башкортостана. Лишь в 30-е гг. решением советских властей этот раскол был устранен созданием единого ДУМ европейской части ССР и Сибири. В начале 90-х гг. он успешно распался на несколько территориальных муфтиятов. Однако, теперь действиями татарских националистов созданы предпосылки для их дальнейшего дробления уже по чисто этническому признаку.




Мнение автора может не совпадать с мнением редакции


Знаете больше? Есть информация, которой вы можете поделиться? Напишите нам

ПОДЕЛИТЬСЯ











последние новости



Загрузка...

© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика