пришлите новость

«Навечно погибший». Как ветеран из Башкирии при жизни попал в Книгу памяти?

12:48, 09 мая 2019

Жизнь непредсказуема. Не зря говорят: человек  предполагает,  а Бог располагает.

«Навечно погибший». Как ветеран из Башкирии при жизни попал в Книгу памяти?

О том, что он еще при жизни попал в Книгу памяти Республики Башкортостан, ветеран Великой Отечественной войны Гайзулла Аблюзин узнал случайно от племянницы. Жил — не тужил, рассказывал детям о военных подвигах. И вдруг приехала племянница с Книгой памяти, в которой на пятой странице черным по белому   написано: «Гайзулла Мухаметович Аблюзин, 1926 г.р., уроженец Баймакского района, 359 СД, красноармеец, стрелок, погиб 15.04.1945 г., похоронен: Германия, г. Бреслау, юго-восточнее с. Хермандорф, красноармейское кладбище».

Такую, казалось бы, оглушительную новость ветеран войны принял совершенно спокойно. У него есть объяснение своей «гибели». Эту историю он рассказывал уже не раз…

P1020693.JPG

Гайзуллу Аблюзина призвали в 1943 году 18-летним юношей.

— С Баймака уехали шесть человек. Был холодный декабрь. В вещмешке из еды — только талкан и сушеный корот. О хлебе даже речи не шло. Хлеб в то время был на вес золота. На лошадях доехали до деревни Тубинск, потом добрались до ближайшего Магнитогорска, а оттуда — в багажном отсеке товарного поезда через Челябинск в Уфу, — вспоминает ветеран. — После шестимесячной учебы в звании младшего сержанта я оказался в Оренбургской области, в Тоцком лагере. А там нас уже отправили прямо на фронт. Посадили всех новобранцев   в товарняк, и умчал он нас в неизвестность. 

Со мной рядом оказался земляк — Тагир Арсланов из соседней деревни. Это был человек волевой, многое повидавший. У него уже было ранение. На фронт Тагира отправили во второй раз. Как-то утром он немного расстроенно сказал: «Эх, курдаштар (мужики, ровесники — прим. ред.), видел я странный сон. Снится, будто я скакал на коне, и вдруг с головы слетела шапка. Все, пропала моя голова, не вернусь я в родные края….».

144d2364f9ac468d9283fc00044591ca.jpg   

Тут Гайзулла Мухаметович замолк и опустил седую голову. Трудно ему об этом вспоминать. Но, справившись с волнением и мыслями, ветеран продолжил свой рассказ.

— Нам, последнему призыву,   уже не так тяжело было, как первым, тем, кто в начале войны вступил в неравный бой с фашистами. С автоматами шли на танки! Ко времени нашего призыва Советская армия более-менее научилась уже вести военные действия, да и технику усовершенствовали. Перебросили нас в Западную Украину, к бандеровцам. Немцы отступали. 20 дней на границе вели бои с бандеровцами. Тактика у них была жестокая: днем прятались в густых лесах, а ночью спускались в деревню и вырезали наших солдат. Участвовали мы в освобождении городов Ивано-Франковск , Тернополь, Волынь, Львов.

— Есть что-то, что осталось в памяти и врезалось в нее на все годы? — спрашиваю я ветерана.

— Форсирование реки Одер. Настоящую войну я увидел именно там. Это было немецкое укрепление рядом с промышленным городом Бреслау. Я был в составе пехоты, мы держали оборону. Сначала наши войска бомбили сверху, затем в бой вступала дальнобойная артиллерия и стреляла по позициям немцев. После нее в наступление шли танки, и только потом поднимали пехоту. Когда окружили Бреслау, участвовали в уличных боях, бились врукопашную. Из дома в дом, из комнаты в комнату шли.

P1020704.JPG

— Гайзулла Мухаметович, что же за таинственная история вашей гибели на фронте?

— Я уже 75 лет будто под землей, дочка… Это было 15 апреля 1945 года. Я и мой земляк Тагир Арсланов стояли за станковым пулеметом. Рядом с нами разорвался противотанковый немецкий фаустпатрон. От него осколочного ранения не бывает, но взрывная волна поднимает человека метров на 15 и со всего маху бьет о землю. Нашедшие нас солдаты решили, что мы погибли. К сожалению, Тагир Ибрагимович Арсланов погиб. В Книге памяти он тоже есть. Получается, он тогда вещий сон видел… Когда уже собирались хоронить нас в братской могиле, я вдруг голос подал, слабо застонал. Каким-то чудом один из командиров меня услышал и закричал: «Этот солдат не умер!». Вот это и есть мое чудесное спасение.

Меня отнесли в полевой госпиталь.   У меня была сильная контузия, я ничего не понимал, не слышал, не видел.   А в это время успели отправить похоронку родным. Вот так просто я и остался погибшим. А бумагу, видимо, потом не исправили. Да это и понять можно: время-то какое было! Потом, когда выпускали Книгу памяти, тоже, наверное, никто разбираться особо не стал. Этой Книги памяти у многих участников войны и нет. Я ее всегда с собой беру на встречи и в санатории. Всегда показываю ее тем, кому интересно.

Я не верю тем ветеранам, которые говорят, что на войне были от самого ее начала и до конца. Не может этого быть! На войне один день провести тяжело. Что уж говорить о месяцах и годах. Может, и были такие, но служили они в полевой кухне, занимались хозяйственными работами.

P1020702.JPG

— А Великую Победу вы где встретили ?

— В госпитале. Контужен я был. Очень радовались все. Я уже говорил, что нам досталась легкая доля, ведь война уже подходила к концу. Всего четыре месяца я был на передовой. Остальное время провел в госпитале после ранения.

Я и сейчас на жизнь не жалуюсь. У меня хорошая ветеранская пенсия. Меня не забывают, всегда приглашают на встречи, уважают.   После войны хорошую трудовую школу прошел. Работал на Баймакском медеплавильном заводе, но из-за вредного производства ушел. Вернулся в родную деревню Баишево. К тому времени уже стал коммунистом, женился.   В деревне и на тракторе пахал, и сеял, даже продавцом в магазине работал. Кем я только не был за долгие послевоенные годы. Жена моя ушла в мир иной. Вместе с ней мы вырастили шестерых  детей. 

P1020722.JPG

Живу я теперь с младшей дочерью в городе, в квартире со всеми удобствами. А по деревне своей и по ее родным улочкам все равно скучаю. Моих односельчан-ровесников уже и в живых-то не осталось.   Вот и мне теперь 94 года. А ведь могли и убить тогда…     

Да, его тогда могли убить. И не было бы этих долгих лет жизни. А ведь это почти целый век! Человеческая жизнь хрупкая, как стекло, и удивительная, как весь наш мир. Гайзулла Мухаметович держится молодцом, много ходит пешком, всегда в бодром расположении духа. Настоящий ветеран   войны. Ветеран, от которого мы еще можем услышать всю правду о той страшной войне.

Вот и отгремела праздничными салютами 74-я годовщина Великой Победы. Праздник со слезами на глазах. «Бессмертный полк» прошагал ровным строем с портретами тех, кого уже с нами нет. Но человечество не должно забывать о том, что для него сделали герои. Подвиги и заслуги наших ветеранов не должны кануть в Лету. По крайней мере, при их жизни.

Автор материала Гульнур Ишбулатова.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное