пришлите новость

Ученый Марс Сафаров о Башкирской содовой компании: «Со своей идиотской политикой БСК как слон в посудной лавке»

10:39, 02 октября 2018

Сегодня мы решили поговорить с Марсом Сафаровым на самую резонансную экологическую тему наших дней – о сырьевой проблеме БСК и перспективах разработки шихана Торатау.

Ученый Марс Сафаров о Башкирской содовой компании: «Со своей идиотской политикой БСК как слон в посудной лавке»

В 1990 году, после фенольной катастрофы, в республике создали Объединенный комитет общественных организаций (ОКОО) для ликвидации последствий фенольной аварии и разработки «Постановления Правительства № 556 об улучшении экологии городов Уфы и Благовещенска». Главой ОКОО стал доктор химических наук, профессор, специалист в области органической химии и прикладной экологии Марс Сафаров. Постановление приняли, но, как рассказал ученый, ни один из его пунктов не был исполнен и не соблюдается до сих пор.

– В августе вас пригласили в эфир программы «Клинч» на радиостанции «Эхо Москвы» в Уфе. Вторым гостем передачи была Марина Бортова, которая очень горячо дискутировала с вами и приводила аргументы в пользу разработки Торатау. Вы, как ученый, как оцениваете ее доводы?

– В передаче она мне слова не давала сказать, а я вел себя как университетский профессор. Их аргументации просто не могу вынести, ломаюсь. Хотя тоже хулиганить могу. Я деревенский парень, за этим дело не станет. Но в том случае я пришел как ученый, и как специалист должен был вести академическую беседу. Нужно хотя бы по очереди говорить, слушать вторую сторону.

Ум и информированность этого человека оценивать не буду, говорю лишь про умение вести дискуссию. Голову ломаю, как Бортова попала в МГИМО и окончила его.

 Но самое прискорбное – именно аргументацию экономистов мы должны рассматривать и отрицать, хотя проблема химическая. Аргументация, которая должна быть профессиональной, скатывается в пиар-кампанию и базар, потому что крыть им нечем и путных доводов нет.

В Сети не зря многие говорят, что БСК со своей идиотской политикой ведет себя как слон в посудной лавке. По сути, они своими высказываниями и действиями создали у населения новую национальную идею в виде священной горы. Объединили людей.

                                       mars_safarov (12).jpg

– 29 августа в Уфе выступил руководитель «Справедливой России» Сергей Миронов. Политик высказался и по поводу шиханов: «Ликвидировать одну из жемчужин мирового значения – неправильно. Я инженер-геофизик и знаю, что здесь, в Башкирии, известняков много. Абсолютно убежден, что можно найти известняк без примесей. Да, транспортные расходы компании увеличатся, но рентабельность БСК – 60%, себестоимость копеечная». Если это так, почему, на ваш взгляд, БСК наотрез отказывается от других месторождений известняка?

– Уже кто только не высказался на этот счет. К словам Миронова даже добавить нечего. Ребята просто не хотят вложиться в транспорт из другого месторождения и все. И это при норме прибыли в 60%. Им понадобится всего 100 млн рублей для освоения нового месторождения, строительства дороги и организации логистики. Прибыль БСК в год – 10-12 млрд рублей, а они требуют «дешевую» гору, чтобы не переплатить копейки.

Вся эта шайка непрерывно занимается ложью, пиаром, демагогией и шантажом. Для чего? Чтобы не переходить на новое сырье. Им нужен исключительно Торатау. 

В мире производится более 42 млн тонн соды, но у других предприятий ведь нет шиханов. Как же они работают? Заявлять, что содовый завод может работать исключительно на шиханах – идиотизм.

Люди удовлетворяются их объяснением «известняк нужен для соды», но они не понимают и не вникают, на какой стадии и в какой части известняк принимает участие в процессе производства.

– Что представляет собой процесс производства соды?

– Что такое сода? Это Na2CO3, натриевая соль угольной кислоты. В США есть соляные озера, они 40% своей соды прямо из этих водоемов берут, им не нужно ничего синтезировать. 

mars_safarov (9).jpg

У нас принято использовать синтез, причем это абсолютно примитивный процесс. Я бы даже сказал, вульгарная процедура по сравнению с другими химическими процессами. Берут природный карбонат кальция (CаCO3) и превращают его в натриевую соль. Вот в этом смысл деятельности БСК – из одной соли получить другую. Для этого нужен источник натрия (в виде поваренной соли) и вода (из реки Белой). Известняк берут из остатков Шахтау, грузят в тележки-канатки, доставляют на производство, смешивают с коксом, загружают в шахтную печь и обжигают при 1000-1200°. Это обжиг известняка.

Ребята из БСК только делают вид, что идут навстречу народу, общественности, а на самом деле видна щучья пасть. 

Вы знаете про письмо председателя Совета директоров БСК Григория Рапоты Правительству России? Он пишет, что компания купит и инвестирует 10 млрд рублей в Крымский содовый завод. Этот завод производит соду и привозит свое сырье за 120 км. Но компания ставит условие – «Если вы нам дадите Торатау». То есть они хотят прихватить по случаю еще один содовый завод и при этом получить дешевый источник сырья на ближайшие 50 лет. И преподносят это как свою уступку общественности, обеспокоенной судьбой Торатау. Удивительное дело.

– БСК утверждает, что сырье, на котором работает Крымский содовый завод, не подходит для них и работать на нем компания не может.

– Они по химии могут лепить людям, в ней не разбирающимся, все что угодно. Я даже не могу подобрать подходящих слов для оценки их процесса обжига известняка. Смешивают известняк с коксом и сжигают, при этом образуется углекислый газ. Процесс таков, что если даже оператор забыл загрузить в печь известняк (CaCO3), образование углекислоты все равно будет происходить. Ведь при горении кокса тоже СО2 образуется!

Если в сырье много примесей, солей магния и других, то у БСК возникает проблема с колосниковыми решетками. Некоторые соли легкоплавкие и при обжиге образуют так называемые «козлы» (твердую фазу), которые задевают решетки. 

Но если ты не можешь даже с такой проблемой справиться, зачем вообще этим производством занимаешься? Разве это проблема? 

Это простой технический вопрос, и персонал БСК обязан его решать. И этот вопрос, кстати, во всем мире вполне решается, только при этом сложности возникают. Просто нельзя работать на технологии 1951 года. Давно пора модернизировать свое производство.

– Что вы скажете о сточных водах БСК и «белых морях» у Стерлитамака? Справедливо ли заявление компании, что это, по сути, та же морская вода и никакой опасности она не представляет?

– На тонну соды получается десять кубометров дистиллерной жидкости, это сточные воды содового производства. Я уже говорил Марине Бортовой, что даже поваренная соль может убить человека. Она опешила от моих слов, конечно, но ведь это правда: 300 граммов соли за раз примешь – умрешь. Как в древности говорили великие: «Яд и лекарство разделяет только концентрация». И вся сброшенная БСК дистиллерная жидкость в последующем может проникнуть в родники. «Белые моря» находятся в опасной близости от Белой, в ее водосборной площади. А рядом густонаселенный Стерлитамак и другие населенные пункты.

mars_safarov (3).jpg

– С каким специалистом из БСК вы могли бы побеседовать на равных, на понятном языке?

– Я поговорил бы с любым специалистом, любым инженером, но не с экономистами, юристами или Бортовой. У них есть очень грамотный инженер, директор по производству «Соды» Юрий Иванов. 

Нужно просто открыть людям глаза, говорить с ними так, чтобы они занимались производством кальцинированной соды, а не участвовали в пиар-кампаниях.

У них есть хорошие специалисты, но людьми руководят их интересы. Всем дана установка «ни в коем случае не соглашаться на привозной известняк». Вот эти люди и говорят, что сырье с нового месторождения не годится по качеству. А их оппоненты доказывают, что это неправда.

Лучшее для всех решение – использовать в содовом производстве углекислоту, которая образуется во всех процессах горения. Особенно напрашивается использование ТЭЦ в качестве источника углекислоты. Если бы БСК перешла на это сырье, ей было бы благодарно все человечество. Сегодня же одна из самых больших проблем – чрезмерное накопление СО2, которое вызывает глобальное потепление.

– Один из главных аргументов БСК – сохранение рабочих мест для своих сотрудников. Что будет с ними, если завод не получит Торатау и прекратит производство соды?

– В этом случае около 1 500 работников, занятых на производстве соды, к сожалению, останутся без работы. Но для Стерлитамака это не те масштабы. Это вообще проблема надуманная, потому что за все постсоветское время Уфа потеряла чуть ли не 100 тысяч рабочих мест. Они найдут работу в других местах. И предполагаемый новый завод, который в 2022 году (как раз к моменту окончания запасов сырья с Шахтау) должен построить «Таурус», обещает им 700 рабочих мест. Все рабочие БСК просто перебегут туда.

Руководство БСК сваливает все свои проблемы на отсутствие сырья. Говорят про то, что они содержат город. А кому сейчас принадлежит их ДК «Сода» в Стерлитамаке? Они же его передали городу, избавились от непрофильного актива. 500 ребят занимались в секциях ДК, а теперь они все закрыты, потому что уволены методисты и ведущие занятия. У них была своя медицинская санчасть в больнице № 4, но БСК хочет избавиться и от нее и прекратить финансирование лечебного учреждения.

В постсоветское время произошел бурный процесс приватизации принадлежащей государству собственности. Предполагалось, что это приведет к появлению рачительных хозяев. К великому сожалению, ничего этого не получилось. В стране почти нет своего Гейтса, который создал великолепную фирму, а половину заработанных денег, почти 40 млрд долларов, передал в благотворительные фонды. Есть замечательные примеры и из отечественной истории: Демидовы, Морозовы и другие. Выгодоприобретателям БСК далеко до них.

mars_safarov (10).jpg

– Как вы оцениваете роль Рустэма Хамитова в противостоянии БСК и защитников горы?

Я думаю, что судьба шиханов, в том числе Торатау, в данный момент времени полностью в руках главы республики. Пока Хамитов у власти, Торатау будет жить. 

Он уже высказался в защиту Торатау и определил свою позицию. Не думаю, что он захочет терять лицо. А нам, защитникам шиханов, надо его поддерживать.

  

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное