пришлите новость

«Ваша республика – уральская Чечня»: демограф Ракша о честности статистики по коронавирусу в Башкирии

15:13, 02 декабря 2020

Эксперты считают, что в Башкирии одна из самых неправдоподобных статистик среди всех регионов России по ковид-смертности

«Ваша республика – уральская Чечня»: демограф Ракша о честности статистики по коронавирусу в Башкирии
Алексей Ракша / Фото из личного архива

Экс-советник Росстата демограф Алексей Ракша, который покинул пост в июле 2020 года после критики статистики Роспотребнадзора/стопкоронавирус.рф по ковиду в России, дал эксклюзивное интервью ProUfu. В беседе он рассказал, как вычислить реальную смертность от коронавируса на основе данных об избыточной смертности, почему Башкирию называют уральской Чечней, что означает диагноз «смерть от старости» и какое место занимает наша республика среди соседних регионов и в целом по стране.

В следующей части интервью мы поговорим о том, какова реальная численность населения Республики Башкортостан и почему Алексей Ракша считает, что Татарстан давно обогнал нас по численности населения. А также о том, что делать, чтобы избежать сильного падения численности населения и как повысить рождаемость.

 

Смех и позорище

– Алексей Игоревич, наш министр Забелин заявил, что понятия «избыточная смертность» в статистике нет и призывает ориентироваться на официальную статистику. Но как тогда можно вычислить смертность от коронавируса?

– Я не комментирую политические домыслы неспециалистов, но ваш министр либо заблуждается, либо вводит других в заблуждение. Избыточная смертность – универсальное мировое понятие, на которое и ориентируются все специалисты, а вовсе не на официальные цифры, в которые призывает верить ваш министр. Термином «избыточная смертность» не просто можно, но и нужно пользоваться, чтобы вычислить реальную смертность от коронавируса.

Термин «официальная статистика», особенно в примении к Башкортостану, который прославился своими цифрами, вызывает у меня аллергию. В Башкирии совершенно смешная ситуация: судя по данным Федерального Оперативного штаба (сайт «Cтопкоронавирус.рф») с 29 сентября вплоть до 17 ноября либо никто не умирал, либо умирали по одному человеку. Каждый день – один, один, один. Это не может быть правдой, в реальности так не бывает, это, по моему мнению, ложь. Это смешно и грустно. Поэтому призыв ориентироваться на официальную статистику – это смех, позорище. К чему нас призывают – к тому, что дважды два равно шесть? Пусть они сами в это поверят для начала.

Ориентироваться надо на общую смертность. ЗАГС Башкирии, к сожалению, ее не дает помесячно – остается только Росстат. Есть еще статистика коронавирусных запросов (поисковые запросы «пропало обоняние», «коронавирус» – такие запросы в поисковиках могут свидетельствовать о росте или падении заболевания).



– Что такое избыточная смертность и правда ли, что это и есть ковид?

– Смотря что считать смертностью «от Ковида». Я предпочитаю говорить о том, что «избыточная смертность», которая превышает прошлогоднюю, начиная с апреля, скорее всего, это и есть смерти в основном ковид-зараженных и умерших после и в результате заражения, и они по опыту других стран составляют не менее 80%, а по отчётам Москвы и Санкт-Петербурга – не менее 92% всего прироста смертности. Грубо говоря, человек заразился коронавирусом, и после этого через 2-3 недели, например, умер. Его вскрыли и нашли у него инсульт, тромбоз или пневмонию – и записали пневмонию. А реально человек умер наверняка из-за ковида. Если бы не вирус, он бы не умер по крайней мере в этом году, но скорее сего, прожил бы в среднем ещё лет 10 даже со своим плохим здоровьем. То есть минимум 80% – это те, кто заразились SARS-cov-2, поэтому и умерли. Умерли по причине COVID-19 (U07.1 и U07.2, или ранее B34.2 из МКБ-10 в медссвидетельстве о смерти по форме №106/у-08).

Бывают и случаи, когда, например, умер человек, который не заражался Ковидом, у которого был инфаркт, и к которому скорая не успела, потому что везла больного ковидом, либо его не смогли положить в больницу, потому что она перепрофилирована и забита «ковидниками». Вот эти люди могут быть как раз в числе примерно 20% тех, кто тоже умер из-за того, что бушует эпидемия Ковида, хотя и без заражения вирусом. 

Изначально данные стал предоставлять ресурс «Стопкоронавирус» (статистика от Роспотребнадзора) – слишком низкие данные, никто в них не поверил: я дал интервью раз, два – меня уволили. Но параллельно с этим, им, может быть, стало немного не по себе. И Росстат решил перехватить инициативу – и все-таки, может быть, в том числе и под моим влиянием, стал давать более полную и правдивую статистику по сравнению с Роспотребнадзором/стопкоронавирус.рф. «Из-за ковид», «от ковид», «с ковидом» – Росстат ввел эти 4 колонки, предоставляя более честные данные и очень сильно противореча данным «Стопкоронавируса». «Стопкоронавирус», конечно, испортил нам впечатление правдивости статистики от пандемии. Он, к сожалению, позволяет оставаться гражданам беспечными и недооценивать опасность вируса.

- По данным того же «Стопкоронавируса», в Москве смертность раз в 10 отличается от нашей, а в Екатеринбурге цифры по заражению ковид раза в 4 больше, чем в Башкирии. Что это может означать?

- Ну, это же «Стопкоронавирус», что тут взять. Красивые цифры, про которые следует забыть. Меня интересует только статистика, только цифры. Цифры оперштаба – неправдоподобные, цифры Росстата – более правдоподобные, но нужно ориентироваться на те цифры, где говорится об общей смертности без разбивки по причинам смерти.

Я оперирую данными депздравов субъектов, например, Москвы и Санкт-Петербурга, которые отчитываются обо всех смертях с разбивкой на виды смерти. И между прочим, по подсчетам московского департамента здравоохранения, от 92 и до 100% и более «избыточной смертности», то есть её прироста, учтено как умершие непосредственно из-за коронавируса. В Питере тоже более 90%. А ваш департамент (Минздрав Башкирии) безмолвствует, не дает подробную разбивку по видам смертей, не включает избыточную смертность в статистику смертности от коронавируса. Поэтому вы видите, что у вас в Башкирии подряд один-один-один умерший. Или 4-5 недель вообще нет умерших. И от этого смешно и грустно одновременно.

Пацан сказал – пацан сделал?

– Вы Башкирию сравнили с Чечней – почему? Связано ли это с тем, что у нас запугивают журналистов уголовными делами? Что опасно стало писать правду, в частности, по коронавирусу – или это только по поводу странной статистики?

– В первую очередь, у вас такая же, как я полагаю, неправдоподобная статистика по ковиду, как и в Чечне. Ваш глава Радий Хабиров говорит что-то вроде того, что, мол, у нас от коронавируса больше умирать не будут. Это было после вспышки в РКБ и в то время было что-то около 4 смертей. До 19 апреля – 4 смерти, и долгое время не было ни одной смерти.

Приводим ту самую цитату из ИА «Башинформ», 2 апреля: «Сегодня важно понимать, что любой случай смерти от коронавируса в республике мы будем оценивать как ЧП и очень важно не допустить этого», – отметил тогда Хабиров.
Выглядит это так: «пацан сказал – пацан сделал». И таких перерывов у вас очень много. Вот 19 мая одна смерть и потом следующая смерть 3 и 4 июля, а потом еще одна 16 июля. Ну, абсолютно неправдоподобная статистика, такая статистика не может иметь ничего общего с реальностью и ею, как считают специалисты, категорически нельзя пользоваться как полностью вводящей в заблуждение. Глупо, нагло, способствует дальнейшему распространению вируса и росту смертности. Поэтому повторю: Башкирия – уральская Чечня.

– У нас хуже ситуация, чем у соседей?

– В целом так и можно сказать, что Башкортостан – худший регион по смертности из соседей, кроме Татарстана, который тоже очень сильно врет. Вы входите в тройку самых лживых, по моему мнению, регионов по коронавирусу, по статистике оперштаба (официальной статистике – прим.ред.) – Чечня, Татарстан, и вы. Эта тройка показывает столько, сколько захотят. Не захотят – не показывают больше месяца. Что хотят, то и творят. Открываю Росстат: Башкортостан, апрель-сентябрь включительно – прирост умерших 19,4%. То есть это плюс 4668 человек. За октябрь не думаю, что будет меньше, чем тысяча. А сейчас предполагаю, что общая цифра приросшей смертности уже может быть около 7 тысяч.

Далее смотрим Свердловскую область – плюс 11,8%. Почти в два раза легче ситуация. Хуже, чем Башкортостан, из соседей выступает Татарстан. В Татарстане плюс 21,6 % прирост умерших. Челябинская область – плюс 12,6%. Оренбург – плюс 14,6%. Это, еще раз повторюсь, накоплено с апреля по сентябрь. Пермский край – плюс 8,5%. Смотрим: Самарская область – плюс 17,6%. Удмуртия – плюс 10,7% по сентябрь месяц включительно – но у Удмуртии был очень плохой октябрь, а помесячные данные они публиковать перестали (а ещё пару лет назад до внедрения сырой и неработоспособной на тот момент системы ЕГР ЗАГС единственные из всех регионов давали посуточную статистику с 1995 года). В октябре ситуация, впрочем, ухудшилась везде. Цифры поменяются в худшую сторону, но соотношения более-менее сохранятся.

– А если в целом по стране – на каком мы месте?

– Во-первых, у вас большое население. Но в абсолютных значениях прироста числа смертей (избыточной смертности) за апрель-сентябрь по оперативным данным Росстата первое место занимает Москва (так как там и численность населения самая высокая) – 15 тысяч умерших, Московская область – 10 тысяч, Питер – почти 7 тысяч. И четвертое место у вас – 4668. За вами Татарстан – там прирост смертности составил 4598 человек.

По численности населения вы как раз в десятке самых крупных регионов. Первое место у Москвы, второе у Московской области, потом идет Краснодарский край, Питер, Ростовская, Свердловская области, и вы находитесь на 7-м месте. Хотя, по моему мнению, вас уже обогнал Татарстан (об этом мы поговорили во второй части интервью – прим.ред.).

Во-вторых. По приросту смертности в процентах – первые три места занимает Кавказ. Чечня – плюс 54%, то есть больше вас в полтора раза. Ингушетия – плюс 52%, Дагестан – 45%. Дальше идет центр: Москва – 26% прирост (4 место), Ямало-Ненецкий АО – 25% (5 место), Чувашия – 24%, Питер – 24% (7 место), МО 22% (8 место), Пензенская область – 22% (9 место), Татарстан – 22% (10 место), ХМАО – 21% (11), Кабардино-Балкария – 21% (12 место), Карачаево-Черкесия – 21% (13 место). Вы, Башкирия, по приросту в процентах делите 14/15 место с Ленинградской областью (19,4%) – с января по сентябрь.

Что имеем в результате: Башкирия входит в 15 регионов по приросту смертности с апреля, по абсолютному значению избыточной смертности занимает 4-ое место. То есть ковид по вам прошелся жестче, чем в среднем по стране. Не такая печальная ситуация, как на Кавказе, но достаточно плохая. Из ваших соседей ситуация хуже только в Татарстане.

Перестали умирать – согласно приказу

– У нас с начала года выросла статистика смертности от старости. Было за первый квартал больше 1000 человек от старости, хотя в январе прошлого года что-то около 300. Что это может значить?

– Если у вас растет диагноз – смерть от старости, значит в нее, скорее всего, перекидывают какие-то другие причины смерти, возможно, и коронавирус. История со статистикой по старости у нас в стране уже случалась в федеральном масштабе. После майских указов Путина – совершенно глупых и вредных, когда были поставлены цели по снижению смертности среди некоторых видов заболеваний, в частности, сердечно-сосудистых, – смерть от вышеуказанных причин стали перекидывать в неизвестные причины смерти. И когда доля таких смертей достигла неприличного, возмутилась ВОЗ, Минздраву пришлось что-то делать, созывать совещания, кричать на регионы. Тогда регионы подумали и стали переписывать все на старость. И опять же, смертность от старости, в свою очередь, выросла до неприличных значений. А это снова ярко свидетельствует о снижении качества статистики смертности. Критерий-то – мировой, снова ВОЗ возмутилась, мол, что у вас там происходит со смертностью – и опять Минздрав накричал на регионы, приказал не ставить диагноз «старость» умершим моложе 80 лет. Такое было давно, по моему, в 2013-2015 году, но не позже.

– У нас в 2020 году вспомнили этот посмертный диагноз.

– После заявлений вашего главы о том, чтобы у вас никто не умирал от ковида – и на три недели перестали умирать, – я ничему не удивлюсь.

– На вопрос, почему у нас не хватает врачей, вы сказали, что влияют оптимизация, зарплата, ковид. Что это означает?

– С медицинскими кадрами все очень печально – в майских указах было прописано, что нужно прибавить зарплату медикам, но по факту этого не случилось в регионах, которым не дали достаточно денег на это: навесили кучу ставок на одного человека, медикам пришлось гораздо больше работать, а части – увольняться. И плюс сейчас ковидные надбавки многим не платят. Усугубляет ситуацию то, что врачи, медики как категория заболевают и умирают гораздо чаще от ковид, чем в целом население. Их пытались мобилизовать, студентов привлекали, но и это полностью не закрывает потребность. А что будет зимой, что будет в конце года – пока непонятно. Я почти уверен, что не один десяток медиков у вас умер от ковида. Если у вас больше 4 тысяч избыточной смертности, то, по моему мнению, явно медики составляют там ощутимый процент, скорее всего, умерли десятки медиков.

– Плюс у нас врачи не могут доказать, что они болели коронавирусом, а доказать смерть врача родственникам – практически невозможно. Нам говорят, что данные о положительных тестах пропадают в системе «ПроМед», потом не попадают в статистику. Например, есть один-два положительных теста, а потом эти тесты наглым образом исчезают и становятся отрицательными. И такие случаи – довольно массовые.

– Тут нечего добавить, кроме того, что с ложью нужно бороться. Сколько у вас медиков умерло, сложно сказать, обычно в России это 0,5-1 процент от количества избыточно умерших.

– С чем связано, что у нас есть резерв коек – но при этом люди лежат в коридорах?

– Насколько я знаю, Минздрав обязал регионы иметь не меньше 20% коек в резерве, чтобы не вводить локдаун.



Коронавирус есть, локдауна нет

– Но мы уже сидели в изоляции – при том, что у нас на тот момент ни один человек не умер от коронавируса. А теперь нет локдауна, несмотря на такие цифры по избыточной смертности.

– У вас к тому времени уже были умершие, но это скрыли. На тот момент, в апреле, еще не было понимания того, что это за вирус, что происходит. Многие страны закрыли границы целиком, хотя сейчас пришло понимание, что надо делать как-то по-другому. Наше государство не хочет раскошеливаться и тратить резервы на компенсационные выплаты людям и мелкому бизнесу, поэтому оно не будет вводить всеобщий локдаун. Тем более что сейчас во всём мире постепенно приходит понимание, что если вводить локдауны, то только в виде отдельных ограничений в отдельных городах, районах. Но это должно основываться только на точной и достоверной статистике, чего у нас нет и в помине. И что еще лучше работает – точечное закрытие, например, кафе, ресторанов, спортзалов, даже непродовольственных магазинов, закрытие ВУЗов и школ, отмена собраний, концертов, каких-то необязательных мероприятий и услуг. Конечно, это должно всегда сопровождаться выплатой компенсаций как людям, так и бизнесу, в т. ч. малому, так как им очень тяжело. Но наша власть не хочет платить деньги, вот и все. И более того, региональным властям просто не дали достаточно денег на то, чтобы платить, а лишних своих у них нет.

– Понятно. Такие страны как Китай, Тайвань, говорят, победили вирус, может, и там со статистикой просто поигрались – и все.

– Да, там реально победили – и плюс еще Австралия, Новая Зеландия, Сингапур. Вообще, по статистике в мире заметно врет только несколько стран – Иран, Саудовская Аравия, Турция, Россия. Китай врал, когда там была эпидемия, ещё Сальвадор. Нормальные страны, демократические, богатые, конечно же, не врут, специально, по крайней мере.



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное