Спусковым механизмом в данной истории послужило то, что активист общественного движения «СтопБашРТС» Владимир Наумкин в результате обращения в прокуратуру добился внесения изменений в постановление Правительства РБ от 28 сентября 2018 года № 479, и один из пунктов данного постановления был исключен.
Согласно ответу, поступившему в «СтопБашРТС» от Прокуратуры РБ за подписью замначальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Е.А.Теняевой, Постановлением Правительства РБ от 30.10.2020 № 669 «в оспоренный акт внесены изменения, абзац 2 пункта 2 постановления Правительства РБ от 28.09.2018 № 479 исключен, постановление вступает в силу с 01.01.2021».
Постановление, на которое ссылается Тенякова Е.А., было подписано премьер-министром республики Андреем Назаровым и опубликовано 31 октября на официальном интернет-портале правовой информации РБ.
Сам пункт выглядит (выглядел) так:
«При расчете размера оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах и жилых домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, а также в случаях выхода из строя или утраты ранее введенных в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии либо истечения срока их эксплуатации использовать нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, с учетом коэффициента, равного отношению количества месяцев в календарном году к количеству месяцев отопительного периода».
И если, согласно данному пункту, разделить 12 (количество месяцев в году) на 8 (именно такова в общей сложности сумма месяцев отопительного периода), то получается 1,5 – тот самый коэффициент, из-за которого для горожан увеличились нормативы по отоплению.
Однако констатировать, что обычный уфимец совершил настоящий прорыв, всколыхнув трясину чиновничьего произвола, пока рановато. Да, прокуратура по сути признала, что коэффициент 1,5, из-за которого прошлой осенью увеличили нормативы по отоплению, не меняя их самих, является незаконным. А вместе с ним и все суммы, приходившие жильцам в прошлом году в квитанциях на оплату ЖКХ от БашРТС и от Уфимских инженерных сетей.
Но – во всей этой истории многие не поняли важного момента, на который обращает внимание в соцсетях руководитель общественной организации UfaCity.me Вадим Беляков.
«Важно! Эти нормативы касаются и касались ТОЛЬКО домов, в которых не установлен общедомовой прибор учета тепла. Т.е. по ним платили только те жители, у которых ОДПУ не было и нет. Все остальные платили по показаниям этих приборов. До перехода на оплату отопления по факту, т.е. до сентября 2019 года, жители домов, у которых нет ОДПУ, так и платили по нормативам, которые установили выше»,
- пишет общественник.
«Вся соль в том, – пишет далее Вадим Беляков, – что при оплате по этим самым нормативам в течение всего отопительного сезона, т. е. как мы платили до сентября 2019 года, должна была работать формула 2(4) из Постановления 354, а именно:
- размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(4).
В этой формуле есть один момент: K – коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, к количеству месяцев в календарном году.
Т.е. вывод первый. До сентября 2019 года нам должны были начислять нормативы, однако использовать для этой оплаты коэффициент периодичности – 8/12 (когда весь год идут равные платежи). Условный норматив для пятиэтажек должен был составлять не 0,0197 Гкал на 1 кв.метр, а 0,0197*8/12 = 0,0131 Гкал на кв.метр».
Вадим Беляков сообщил, что отправил в Госкомитет по тарифам запрос, чтобы там пояснили, какой период использовался при расчете по нормативам – хотя по сути МинЖКХ подтвердил, что использовали 8 месяцев.
Коэффициент периодичности 1,5 был принят 30 сентября 2019 года, согласно Постановлению Правительства РБ № 596.
Кстати, версия, озвученная в соцсетях, о том, что изменения придуманы бывшим главой региона Рустэмом Хамитовым, неоправданны, говорит Вадим Беляков: «… в Постановление № 497 от 28.09.2018 года, которое принимали еще в бытность Хамитова, уже новые руководители внесли изменения».
«Изменили по факту не норматив (1560 постановление ГКТ), а другое постановление 497, дабы завуалировать повышение норматива, которое бы никто не дал сделать», – констатирует общественник.
«Когда Владимир Наумкин с лета 2020 года начал заниматься этим вопросом, он писал письма в прокуратуру, правительство и т.п., и в итоге ознакомился с одним из ответов, которое Правительство РБ отправило в Прокуратуру РБ. В этом ответе МинЖКХ говорит, что по сути нет денег на программу энергоэффективности, т.к. в соответствии с 603 постановлением Правительства РФ, на которое ссылаются в ответе, «новые нормативы» должны быть приняты «при условии утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов. В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 1 января 2021 г.».
- По факту прокуратура пока не признала коэффициент 1,5 незаконным, – поделился с ProUfu Вадим Беляков. – Да, пункт исключен, но документ вступит в силу с января 2021 года. Таким образом, нужно доказывать, что коэффициент периодичности 1,5 был установлен с нарушениями – это реально, если, например, вы подадите в суд исковое заявление. Возможно, в Прокуратуре есть соответствующие документы – текст протеста, например; и мне очень хотелось бы с ними ознакомиться.
Если по справедливости, то всем, кому начисляли за отопление по нормативам при отсутствии ОДПУ – сюда же я отнесу случаи, когда он был сломан, не прошел поверку и т.п., – до сентября 2019 года без учета коэффициента 8/12, должны по-хорошему сделать перерасчет. И всем, кто с сентября 2019 года по текущий момент также платит за отопление по нормативу с этим повышающим коэффициентом 1,5, тоже должны сделать перерасчет и вернуть эти переплаты. Это, как я уже сказал, по-хорошему.
В то же время речь идет о слишком больших суммах, так что БашРТС и МУП УИС будут сейчас что-то придумывать, чтобы их не возвращать. И то, что отмена этого коэффициента состоится лишь с января 2021, о многом говорит. Большие головы еще полтора месяца будут что-то думать, и перед самым Новым годом, под шумок, как обычно, что-то примут».
ProUfu также обратился за комментарием в «БашРТС». И получил ответ следующего содержания:
«ООО «БашРТС», как и другие теплоснабжающие организации республики, осуществляет регулируемый вид деятельности. Это означает, что компания работает строго в рамках действующего законодательства и выполняет требования нормативно-правовых актов, регулирующих работу отрасли теплоснабжения».
Нет, ну а чего вы, собственно, ждали?.
Читайте также
- Вадим Беляков: «БашРТС поражает своим полным безразличием к своим же проблемам»