пришлите новость

Пустая набережная, «ламповая» Черниковка и заполонившие город «уродцы»: прогулка по Уфе с архитектором

16:40, 21 октября 2020

Корреспондент ProUfu.ru встретился с уроженцем Уфы, известным автором «Конгресс-холла», ныне проживающим и работающим в Японии архитектором Ришатом Муллагильдиным. Вместе с ним журналист издания прогулялся по самым интересным местам столицы Башкирии и обсудил насущные проблемы в архитектуре города.

Пустая набережная, «ламповая» Черниковка и заполонившие город «уродцы»: прогулка по Уфе с архитектором

Несмотря на то, что Ришат Муллагильдин уже более 20 лет проживает в Японии и сотрудничает с всемирно известными мэтрами японской архитектуры, он часто приезжает в Уфу. Ришат Усманович неравнодушен к архитектурным проблемам родного города и признается, что был бы очень рад, если бы облик города менялся в лучшую сторону. Пока же, по его словам, столице Башкирии не хватает ансамблевой застройки, стилистической гармонии и запоминающейся образности. И это он считает одной из основных архитектурных задач нашего города. Вместе с этим он положительно оценил несколько новых объектов в Уфе и дал советы, как их можно доработать.

 Конгресс-холл должен «качать»

Ришат Муллагильдин является автором «Конгресс-холла Торатау», расположенного в административном центре Уфы на берегу реки Белой. За объект, строительство которого было завершено в 2007 году, Ришат Муллагильдин вместе с японским архитектором Киоказу Араи был удостоен премии имени Салавата Юлаева.

Конгресс-холл Торатау

Конгресс-холл Торатау

 Я рад, что он пришелся, так скажем, ко двору. Много здесь прошло больших событий. Это здание может вместить не только самое крупное международное мероприятие, но и обычное, семейное. Конгресс-холл работает, и его можно насытить еще большим количеством мероприятий для обычных людей – какими-то кружками, концертами. Мероприятия должны быть расписаны на год вперед. Это место должно «качать», работать.

Это здание признано лучшим многофункциональным зданием России 2008 года и лучшим конгресс-центром России 2017 года. Качественных зданий в республике должно быть больше. С тех пор прошло 13 лет – и пока в Уфе ничего другого не создалось. Мы должны работать, чтобы появлялись здания, которых нам не хватает. А не хватает нам современной городской культуры, столичной статусности. Все-таки Башкортостан – столица Евразии, Уфа – самый восточный город Европы. У нас должно быть много всего, что вмещает в себя и восток, и запад. Самое лучшее! До этого нас воспринимали как некую провинцию на границе Европы и Азии, но это неправильно. Здесь должно быть движение и реализация самых передовых и успешных мировых практик. Для этого нужна здоровая амбициозность, желание и воля стать одним из современных мировых центров науки и культуры.

Чего не хватает в амфитеатре

К сожалению, сейчас не совсем все доделано в парке «Ватан». В амфитеатре между елями и соснами должны быть растения сезонного цветения – сирень, рябина, береза, яблоня, черемуха, сакура, которые давали бы другой окрас и запах в разные сезоны года. Нашим проектом задавался целый сценарий сезонного цветения, разработанный совместно с ботаническим садом академии наук РБ.

Амфитеатр, парк Ватан

Вид на Конгресс-холл с амфитеатра

Сейчас мне нравится, что «Ватан» качает, что народ приходит, ему нравится. Но я понимаю, что можно сделать лучше. Но прежде нужно решить самые банальные вещи – нормальные современные и всегда работающие санузлы, и чтобы возле них было освещение и видеокамеры – это создавало бы ощущение безопасности и комфорта. Сейчас это вопрос к нынешнему главе республики Радию Хабирову – я бы с удовольствием оказал содействие в решении. Все остальное в принципе устраивает. Вижу, каждый день здесь бегом занимаются. Я считаю своей заслугой то, что отстоял предназначение этого места как оригинальную первоначальную идею – поначалу тут хотели сделать стадион. Все же по философии перед дворцом, роль которого выполняет Конгресс-холл, должен быть парк.

Набережная – это когда ты приехал и все здесь нашел

Мне не нравится, что решение о такой набережной принималось без мнения общественности, жителей республики. Нам показали то, что есть, когда стройка уже заканчивалась. Так не бывает, ведь это большие деньги, наши деньги, деньги налогоплательщиков. Должен был быть конкурс архитектурных проектов. Все должны были высказаться. Ничего этого не было сделано – тупо закопали миллиарды рублей в кубометры бетона.

DSCF9589.jpg

На набережной реки Белой

Вот сейчас мы идем и видим, что здесь никого нет. Это говорит о многом. Набережная не «качает», не является местом притяжения. Пустые площади, на которых много чего может быть – различные шоу, ярмарки… Здесь должны появиться бренды, за которыми люди едут в центр, чтобы некий сервис получить здесь. Все что угодно – массажные салоны с медом, кафе и рестораны. К тому же власти сейчас предлагают здесь аренду со скидкой. Этим нужно просто заниматься.

Набережная – это когда ты приехал и все здесь нашел. А сейчас тут ничего нет. Все это вокруг напоминает кадры из 1990-х.

Видите: пу-сто-та.

У нас ведь много разных ивентов, известные художники есть, актеры, режиссеры. Можно запустить тех же скейтеров, чтобы молодежь здесь развлекалась. Чтобы это место стало «террой молодежи». Пусть пьют здесь вкусные полезные чаи и кофе и гоняют здесь. Почему здесь нет студентов, если университет рядом?! Вопросов миллион… Почему здесь не может появиться кафе с видом на Белую? Чтобы назначать свидания, просто поужинать и погулять. Возникает вопрос по экологии, очистным сооружениям, канализации – но это все решаемо, этим должен заниматься город.

DSCF9629.jpg

На набережной реки Белой

Плюс здесь некомфортно – летом это место было, наверное, самым жарким в городе. Отражение бетона, нет спуска к воде… Набережная – это ведь, прежде всего, вода. Ее хотя бы нужно потрогать, а лучше всего – иметь возможность зайти по щиколотку. Этого здесь нет – людей отрезали от реки. Почему бы не сделать хотя бы несколько фрагментов для комфортного и безопасного выхода к ней.

Я думаю, что в этой набережной не хватает души, хотя потенциал у нее большой. Мэрия города за два года ничем не занялась – я считаю, мы потеряли за неиспользование этой территории не один миллион долларов. Нужно или мозговой штурм устроить, либо передать полномочия тому, кто сможет здесь что-то сделать.

«Наш город старше, чем Москва и Казань»

Все думают, что Уфа началась 450 лет назад. Я считаю, что это полный бред. Я, как градостроитель, могу сказать, что холм, окруженный тремя реками, – это идеальная крепость на границе Европы и Азии. Чтобы здесь что-то не построили тысячи лет назад – ну такого просто не может быть. 50 лет раскопками занимался наш ученый Нияз Мажитов на территории городища Уфа-II. Муртаза Губайдуллович не дал это место застроить. У Нияза Абдулхаковича были неоспоримые доказательства, что здесь был целый город – древнее Москвы, Казани и всего остального. Найденные артефакты доказывают, что наше поселение очень древнее, ему больше 1500 лет. Найденных артефактов более 1500 – фрагменты пересечения деревянной улицы Новомостовой, ювелирной мастерской, это и сбруя боевых коней, и одежды воинов, то есть полный набор доказательств о существовании города. Это доказано специалистами самого высокого уровня. И одно из самых древних доказательств относится к XIV—XII веку до нашей эры.

Почему не хотят рассекречивать найденные факты, которые хранятся у нас в музеях? Возможно, просто кому-то невыгодно сохранившуюся историю тюркского народа поднимать и детально рассматривать, ведь это может внести серьезные изменения в представления о мире.

Если бы у властей Башкирии была воля и желание, то Уфа бы прогремела на федеральном уровне. Она бы стала самым древним городом России. Раскопки до сих пор идут, они защищены законодательством, территория является памятником археологии. Еще есть шанс сделать там прекрасный археологический музей и большой культурный комплекс, который бы и туристов привлек, и поднял бы статус нашего города как исторической столицы Урала и Евразии.

А если здесь будет музей археологии, Дом музыки с гостиницей, пешеходная связь по Октябрьской революции до Гостиного двора и «Арт-Квадрата», то это будет один мощный центр притяжения, куда станут приезжать со всего мира. И не будут говорить, что в Уфе некуда сходить.

О Доме музыки в Уфе

Это великолепный проект для города и республики (о планах строительства заявлял Андрей Назаров в июне). Его условие в том, чтобы акустику проектировал самый крутой в мире инженер-акустик Тойота-сан, который спроектировал всемирно известные пять залов в Токио. Сейчас в рабочей группе по проектированию и реализации этого проекта участвуют маэстро Гергиев, братья Абдразаковы, Тойота-сан, ваш покорный слуга, мэр Уфы, министр культуры. Надеюсь, что этот проект будет реализован великолепно и это будет нашей такой точкой притяжения для всего мира. Ожидается, что в Доме музыки будут проходить концерты мирового уровня.

О пешеходной Октябрьской революции

К идее сделать эту улицу пешеходной я отношусь только положительно, правда, надо посмотреть транспортный трафик, что мы потеряем, перегородив эту улицу. Возможно, стоит сделать ее пешеходной по определенным дням в определенные часы. Здесь должен быть бизнес, эта улица должна «качать». При этом каждым жилым домом здесь придется заниматься отдельно. Это не один год работы, долгий и непростой путь. Но почему бы и нет.

Октябрьской революции, старая Уфа

На улице Октябрьской революции

«Арт-Квадрат»: что хотел сказать автор?

Здесь, в отличие от набережной, есть жизнь: люди двигаются, встречаются. Думаю, будущее у него большое. Нужно сделать так, чтобы это место было привлекательным для всех слоев населения – пенсионеров, людей среднего и малого возраста. Чтобы здесь были свидания, интересные перформансы. Возможно, одно из мероприятий следовало бы посвятить творчеству известных башкирских художников, они бы с удовольствием сделали широкую выставку своих работ. Это бы для многих стало неким откровением. Танцевальное искусство и пение также могут вылиться в международные конкурсы. А так здесь очень комфортно, уютно. Прекрасное место.

DSCF9675.jpg

В «Арт-Квадрате»

При этом, к сожалению, я не вижу, что этим проектом хотел сказать автор. «Арт-Квадрат» – это место для тех, кто занимается искусством? Или здесь должно рождаться искусство? Не совсем понятно… Как осваивать это пространство, я пока не понимаю. Как архитектор, я бы предложил делать некий экшн: например, каждый сезон или хотя бы раз в год сделать «Арт» чего-нибудь. Как, например, «Serpentine Gallery» в Лондоне, где известному архитектору предоставляется площадка под проект временного павильона, который, являясь уникальным образцом современной архитектуры, становится на какой-то период местом притяжения. Там устраиваются специальные кинопоказы, обсуждения. Можно ввести премию «Арт-Квадрата». Или делать какие-то объекты, которые бы могли найти себе жизнь в реальном объекте, кому-то понравиться. А пока от «арта» здесь маловато.

О восстановлении фонтана «Танцующие журавли»

Я думаю, это один из самых главных примеров бережного отношения к истории и возвращения нашей истории городу. Прекрасный проект, который должен стать отправной точкой, тем примером, как нужно относиться к нашему городу и на что не жалко тратить деньги. Таких памятников должно быть больше. Я благодарен и руководству республики, и общественности, которая отстаивала, писала письма, чтобы это место было восстановлено. Здесь отдыхает душа, и любой горожанин чувствует себя полноценным, ведь ему вернули то, чем он жил, когда бегал здесь маленьким. Для меня самого это место духовной силы. Давайте ориентироваться на такие примеры – и тогда отношение к власти и к самим себе будет более уважительным.

DSCF9722.jpg

У фонтана «Танцующие журавли»

Черниковка построена по канонам архитектуры

Черниковск, будучи городом, строился с нуля. А все те идеальные города, которые построены с нуля, с проекта, они все очень гуманные к человеку, есть масштаб человеческий. Здесь работали настоящие архитекторы, знающие толк в профессии: Гинзбург, Братья Веснины. Здесь все построено по канонам архитектуры. Объекты, вроде черниковских «восьмиэтажек», придают некоторый статус столичности. Слева и справа очень уютные дома с высокими потолками.

Орджоникидзе

ДК им. Орджоникидзе в Черниковке

О Музее современного искусства: «Мы в ожидании шедевра»

Три года назад ко мне обратился наш уфимский бизнесмен Марат Ахметшин с предложением реализовать Музей современного искусства в Уфе. Очень много ушло времени, усилий, нам все-таки удалось найти уникальный участок рядом с Белым домом, на красной линии с видом на Забелье. Я рад, что заказчик принял решение провести международный конкурс высокого уровня, чтобы привлечь внимание всего международного сообщества к Уфе и к этому проекту. Мы вышли на великого мэтра, японского архитектора Арата Исодзаки, обладателя Притцкеровской премии 2019 года. Эта идея ему оказалась близка – первый в мире музей современного искусства в Америке был спроектирован именно им.

Чтобы вы понимали: когда организуется конкурс под председательством Арата Исодзаки, то участие в нем принимают самые известные архитекторы мира. Он посоветовал нам включить в жюри Бориса Гройса – известного теоретика российского и советского современного искусства, живущего и работающего на Западе. И мэтр также дал согласие. Так что жюри очень авторитетное, состоит из звезд российской и мировой архитектуры.

Это будет самый честный конкурс, и все участники будут ориентированы на самый высокий мировой уровень, на некое открытие в мире современной архитектуры и искусства.

Я считаю, что проект даст импульс развития нашему городу, поскольку такого конкурса в последнее время в мире не было, а в России – вообще никогда. Нам удалось пройти «Инвестчас» – я думаю, и мэрию, и Белый дом ожидает серьезный результат от этого проекта. Я приветствую такие социально ответственные движения наших бизнесменов. Мы в ожидании шедевра и большого праздника архитектуры в нашем городе.

Городу не хватает ансамблевой застройки

У нас основная проблема в том, что город стал вытянутым, практически самым протяженным в России из-за нефтеперерабатывающих заводов в Черниковке. Город объявили таким большим, но заниматься им никто не спешил. То есть первая проблема – связь юга Уфы с ее севером, а вторая – лицо города, то есть его уникальность, оригинальность, аутентичность. Чтобы у человека, который сюда приехал, какой-то образ города остался. То, что мы видим на Телецентре – это один образ, а то, что в Черниковке – другой. Город нужно разбить на некие кластеры, которые будут автономными по функциональной насыщенности и по архитектуре. Город должен развиваться архитектурными ансамблями.

DSCF9755.jpg

О «подарках» города жителям

Город заполонили уродцы (архитектор имеет в виду установленные повсеместно арт-объекты, вызывающие критику части горожан). Но оказалось, что они не выпали из пролетавшего над городом самолета, который их перевозил в другое, более подходящее по жанру место… Оказалась, что это «продуманная» политика и элементы благоустройства, которые дарит нам мэрия. Только вот ежедневное лицезрение подобных «шедевров» сомнительного свойства и происхождения тлетворно влияют на психику и так уставших от борьбы за достойное существование горожан. Просьба убрать их с наших улиц. А если все-таки останется желание продолжить украшение – проводить открытые конкурсы и согласовывать с горожанами установку.

арт-объект.jpg

Скульптура в парке имени И. Якутова

О точечной застройке

Точечная застройка, набившая оскомину, – вражеская, я считаю. Застройщики смотрят на город как источник прибыли, больше никак. А у нас некому заниматься стратегическим развитием города – нет профессионалов, приходят одни временщики, которым нужно что-то «отбить». Жители сами вынуждены отстаивать право жить в современном и чистом городе. Когда власть поймет, что город – это живой организм, который нельзя одномоментно разрушить или восстановить, тогда мы будем жить в совсем другом городе, а люди меньше будут уезжать в поисках чего-то лучшего в других местах.

a1b2b206bf05fb440fb62238eec6960e.jpg

Остановленная точечная застройка на улице Шота Руставели

А сегодня жители города, застройщики и власти разобщены. Нет механизма общения с гражданским обществом. Застройщику проще заплатить чиновнику, пройти все инстанции и спокойно строить, чтобы ему никто не мешал. Только сейчас начинают понимать, что без тех людей, которые на этой земле живут, решать какие-то серьезные вопросы нельзя.

О роли профессии архитектора и создании института урбанистики

Наша профессия создана для улучшения жизни людей. Строителю важно лишь построить объект, сдать и уйти с него.

Архитектор с греческого – «главный строитель», он отвечает за все. Чтобы получилось красиво, качественно и надежно. Профессиональный архитектор должен донести свою идею до большого числа специалистов, а также до людей, принимающих решение.

Сейчас вот хотят вернуть должность главного архитектора республики. Но ведь этого мало. В Подмосковье, например, создано министерство архитектуры и градостроительного развития, под которое выстраивается весь строительный комплекс. Нам тоже нужно Министерство архитектуры и градостроительного развития, которому будет подчинено Министерство строительства и транспорта. А у нас главный архитектор республики будет подчинен министерству строительства, которое его либо «подомнет», либо будет происходить нездоровая «конкуренция», мешающая выстраивать эффективные процессы. Поэтому не нужно бояться тех, кто может, согласно своим бесспорным компетенциям, участвовать в программе стратегического развития республики. Я за диалог, консорциум, взаимопонимание с обществом, профессиональными сообществами и властью.

Октябрьской революции, старая Уфа

Кроме того, нам нужно создать республиканский институт современной урбанистики. До сегодняшнего дня наши генеральные планы «рисуют» какие угодно специалисты, только не наши, которые каждый день своими ногами проходят по нашим городским ландшафтам, накручивают сотни километров на машинах, которые знают свои города и искренне переживают за принятие правильных решений. Ведь одна линия, проведи ее правильно – даст рост, а если неправильно – деградацию.

Поэтому этот ответственный фронт работы, от которого напрямую зависит конкурентоспособность наших городов и республики в целом, преступно оставлять в чужих руках.

Новый институт должен быть сформирован из лучших и перспективных специалистов республики, прошедших современную практику в передовых российских и мировых центрах урбанистики с привлечением опыта мировых лидеров. В перспективе, кроме разработок генпланов и планов стратегического развития в республике, институт сможет успешно участвовать в российских и международных конкурсах и получать прямые заказы. Экономико-политический эффект не заставит себя ждать.

В свою бытность советником президента республики по вопросам архитектуры и градостроительства я обратился официальным письмом. Рустэм Хамитов (экс-глава региона – Ред.) всецело поддержал, положительно высказались все профильные министерства, а потом благополучно закопали. Надеюсь, что нынешнее руководство проявит волю и дальновидность, и республика будет иметь свой современный институт урбанистики.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное