пришлите новость

«МЧС отсиживался в деревнях». Репортаж ProUfu, как спасали бурзянские леса без пожарной техники

13:52, 27 июля 2020

… Жители села Саргая смотрят на черную субстанцию, которая когда-то была пышным лесным массивом, и тяжело вздыхают. Эта гора в последний раз горела в 1975 году. Тогда тушили пожар их отцы. Они также дневали и ночевали тогда в заповеднике. Только земля восстановилась, деревья окрепли… Беда повторилась спустя 45 лет. Природный пожар потушили, но вопросы остались

«МЧС отсиживался в деревнях». Репортаж ProUfu, как спасали бурзянские леса без пожарной техники

Семь дней горел лес в Башкирском государственном заповеднике. Сильный зной и ветреная погода усугубляли ситуацию. Пожар разгорался сильнее, и остановить его только силами сотрудников заповедника и местных жителей уже оказалось невозможно. Заповедник кинул клич. На помощь бросились десятки неравнодушных людей. Ехали не только из Уфы, которая в 370 километрах, но даже из других регионов. Беда действительно всех сплотила. Общими действиями удалось локализовать возгорание, а пришедшие дожди окончательно поставили точку в этой истории. Но остались вопросы: «Почему тушение затянулось надолго? Зачем привлекли волонтеров, а не силы МЧС? Почему не тушили с воздуха? Кто и зачем делал селфи у огня?»

Корреспонденты ProUfu.ru два дня провели в Бурзянском районе. Что они увидели и что выяснили – в репортаже.

Огненные шары

Возле администрации заповедника в деревне Саргая, куда мы прибыли утром 21 июля, как раз проходил сбор, регистрация и инструктаж волонтеров. Их разбивали на группы и определяли, куда именно отправлять на тушение. 

DSCF4930.jpg

И.о. директора заповедника Ильнар Валиев на карте обозначает план действий. И между делом рассказывает, как все начиналось: 13 июля была сухая гроза. Сотрудники знают, что после неё почти всегда возникают пожары. Лесники и пожарные сторожа сразу вышли на лошадях искать источник горения. Нашли и потушили. Но прошла еще одна гроза, после чего очаг обнаружили только на следующий день. Все из-за того, что грозовой разряд, попав в дерево, уходит в землю, начинают гореть корни, и пожар можно заметить только спустя 1-2 дня.

– После обнаружения очага мы дошли до него спустя час. Огнем было охвачено 4,5 га земли. На опашку пришел трактор. Но вдруг поднялся сильный ветер, и мы просто не смогли обуздать огонь. Начал гореть можжевельник – языки пламени разлетаются по сторонам, и это выглядит как огненный шар, – рассказывает Ильнар Тайфурович. – А здесь еще рельеф такой сложный. В гущу леса тяжелую технику сложно провести, сильный дым не давал подойти к огню близко, а людьми нельзя рисковать. Было очень страшно, Аллам һаҡлаһын.

DSCF5090.jpg

И.о. директора заповедника Ильнар Валиев

Волонтерам раздали ранцевые лесные огнетушители, научили, как ими пользоваться, посадили в грузовик и повезли в лес. Настроение у всех бодрое. Многие впервые будут тушить пожар, но страха нет. Среди них есть совсем юные девушки и парни, есть и люди солидного возраста. Некоторые приехали на один день, другие живут в заповеднике уже несколько суток. Ни один волонтер, по их же словам, не приехал сюда ради денег (объявлялось вознаграждение до 1000 рублей). Только желание помочь сохранить природу.

DSCF4971.jpg

Основная задача волонтеров – охранять периметр пожара, чтобы огонь не перекинулся за зону опашки. В глубь леса неподготовленным людям без экипировки и соответствующих навыков заходить опасно.

– Паники не было. Хотя никто из нас специальное обучение не проходил. Ребята многие местные и они знают, как себя вести в лесу. Поэтому работа получилась эффективной, – говорит руководитель оперативного штаба волонтеров Бурзянского района РБ Ильгам Ишкинин.

DSCF4988.jpg

Группа уезжает. Для нас мест в грузовике не осталось, остаемся ждать следующего рейса. В этот момент приезжает из очередного рейда министр лесного хозяйства РБ Марат Шарафутдинов вместе с главой Бурзянского района Газизом Манаповым. Министр облетел пожар на самолете и лично убедился, что угрозы населенным пунктам нет. Проблем доставило возгорание возле деревни Кагарманово: тушили вручную, для подведения воды и людей к очагу проложили 23 км дорог через гущу леса.

– Сгорело более 2 тысяч га. Сейчас специалисты должны провести обследование и оценить степень ущерба. Исходя из этого будет определен план действий по восстановлению леса. Но я отмечу, что лично ни одного трупа животного не видел, – рассказывает Марат Искандарович.

DSCF4998.jpg

Министр лесного хозяйства РБ Марат Шарафутдинов

По его словам, 14 июля прошел грозовой фронт начиная с Абзелиловского района и до Хайбуллинского района. С 14 по 19 июля в республике возникло 59 лесных пожаров, 51 из которых из-за сухой грозы.

– Такого количества пожаров за одну неделю я не припомню. Способствует и аномальная жара: ударит молния, и сухая трава мгновенно распространяет огонь. Если честно, с 2010 года такой засухи не было. Тогда зафиксировали около 600 пожаров – около 12 тысяч га было повреждено. 109 пожаров имеем в этом году, – говорит министр.

Пятки горят

Наконец-то мы отправились до одного из очагов горения. Пробраться туда оказалось не так-то просто. Сначала по ухабистым дорогам едем до опушки леса, дальше босиком пересекаем ледяную реку (сапоги короткие, а река оказалась глубокой) и около 1,5 км идем по лесу.

По пути сотрудник заповедника рассказывает о странных, по его словам, людях, которые попадаются среди волонтеров. «То ли блогеры, то ли политики» подходят вплотную к огню и делают вид, что тушат пожар, а их в это время фотографируют.

– Лучше бы вообще не приезжали, чем делать селфи на фоне стихийного бедствия, – говорит он с горечью.

Дым не дает дышать и режет глаза. Маска почти не спасает. Но все это не так страшно, как масштабы пожара – выжженная дотла трава, упавшие и вот-вот падающие деревья. Копоть быстро въедается в кожу и одежду, ноги проваливаются в землю. Порой не понимаешь, то ли ты в яму угодил, то ли на сгоревший муравейник. Пятки горят. Даже сквозь толстую подошву обуви.

DSCF5124.jpg

Волонтеры рассказывают, что видели выпрыгивающего из огня оленя, убегающую медведицу с малышами, медведя с обгоревшим боком, но больше впечатлила волчица, которая так душераздирающе выла. К ней жались двое волчат, но она порывалась обратно в огонь. Видно, в норе остались еще детеныши…

Вдруг сзади раздается сильный скрежет и звук ломающихся веток. Все бросаются врассыпную. Упала огромная сосна, утащив за собой еще несколько «мертвых» деревьев. Мертвые – потому что у них полностью сгорели корни.

Волонтеры

Волонтеры Арсений и Александр приехали тушить пожар аж из Красноярска. Ребята сначала доехали на машине до Уфы, там подобрали своего товарища из Санкт-Петербурга и примчались в Бурзян. Говорят, что не могли остаться равнодушными, когда гибнет природа.

DSCF5140.jpg

Замечаем женщину в бриджах, синтетической футболке и резиновых шлепанцах – одежда, мягко говоря, совсем не предназначена для тушения лесного пожара. Если нога провалится в землю, где еще тлеет огонь, то ожог получишь – будь здоров! Она отказалась представляться. Считает, что просто помогает своему району и не совершает никакого подвига.

– Приехала в Саргая к сестре в гости из другой деревни. Тут все тушить пожар собираются. А я как могу дома спокойно сидеть? В чем была, в том и пришла. Сейчас носки повыше подниму и, думаю, не обгорю, – говорит она.

DSCF5175.jpg

В первые дни пожара появились разговоры, что местные жители отказываются помогать тушить, мол, лес московский, не наш, пусть федеральные структуры и тушат (заповедник федерального значения, так же, как и весь лесной фонд в России). Действительно, такие настроения у людей в некоторых деревнях были, но большей частью население живо отозвалось на беду. «Горит наш дом, надо защитить», - с таким убеждением шли сельчане бороться с огнем. Рассказывают про дедушку из Старсубхангулово. Его из-за возраста отказались брать в лес. Он достал из кармана 300 рублей и со слезами на глазах умолял взять их, раз он больше ничем не может помочь.

Кто должен тушить лес?

Добровольцев попросили отойти на максимально возможное расстояние от сотрудника заповедника, который начал валить «мертвые» деревья, представляющие большую опасность. Одна за другой сосны с треском начали падать на землю. Во время одной из передышек изможденный мужчина рассказал о своей обиде. Увидел, говорит, сюжет на республиканском ТВ, где рассказали, что пожар ликвидировали сотрудники МЧС.

– Я чуть кружку в телевизор не запустил! 

Представляете, мы тут сутками в огне работаем, возвращаемся домой глубоко ночью, детей видим только спящими, а огонь тушит МЧС, оказывается. Они в деревне сидят, чаек пьют и под тенечком отдыхают, а мы с добровольцами с самого начала пожара тут. И ни разу не видели пожарной техники в лесу. 

Одна пожарная машина работает, и то она заповеднику принадлежит. Ну мы же не справлялись! Почему бы не облить огонь с самолета сразу? Было бы намного эффективнее и смогли бы избежать таких больших потерь. Обидно. Вы только правду напишите, пожалуйста.

DSCF5183.jpg

Специалист отдела экологического просвещения заповедника Залия Яныбаева подтвердила: когда поняли, что самостоятельно не справятся с огнем, они обратились за помощью к волонтерам, в Минлесхоз и спасателям.

– МЧС руководил процессом, но в тушении участие не принимал, – говорит она.

Действительно, ликвидацией лесных пожаров МЧС не занимается. По закону, это прерогатива Минлесхоза и заповедника. Начальник 28-го пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по РБ Рустем Салахов объяснил, что их задача состоит в защите населенных пунктов и их жителей от огня, а стоявший в Саргае подвижный пункт управления обеспечивал оперативную координацию сил и средств. 

DSCF5064.jpg

Начальник 28-го пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по РБ Рустем Салахов

Расставленные пожарные машины тоже нужны были именно для связи. Дело в том, что мобильной сети здесь нет, и в случае, если огнеборцам что-то срочно понадобится или нужно передать важную информацию, то надо было бы приезжать в администрацию заповедника. А пожарные машины были расставлены так, чтобы до них можно было добежать, передать послание, и дальше оно по цепочке дойдет до адресата. 

Возникает вопрос – неужели пожарные машины нельзя было отправить на ликвидацию огня, а для обеспечения связи привлечь другую технику? И почему не была применена специальная авиация еще до начала работы добровольцев? В МЧС РБ ответили, что подобное решение принимается в вышестоящей инстанции на основании тактической, экономической выкладок и оперативной обстановки. Тушение с применением авиации в данном случае было названо неэффективным из-за удаленности водоисточников, а также из-за того, что пожар был низовым – только треть сброшенной воды могла бы, по расчетам МЧС, достичь очага.

DSCF4916.jpg

Депутат Госдумы Зариф Байгускаров, приезжавший вместе с семьей тушить пожар, написал по итогам на своей странице в Facebook, что у него также возникло много вопросов к организации управления процессом тушения. В частности к МЧС, чьи машины стояли в селах, но не помогали с подвозом воды и тушением в лесу. К местным жителям некоторых деревень, которые отказывались выходить помогать, хотя от них толку было бы больше, так как они знают местность и имеют опыт.«Не видел технику и людей из предприятий-арендаторов лесов Бурзянского района, хотя это и их обязанность», – написал он.

Как раз работа тракторов и бульдозеров, производивших опашку, была наиболее эффективной для остановки распространения огня. А их, по словам Байгускарова, не хватало. Та техника, что прибывала, часто была не заправлена.

– Необходимо провести проверку, дать оценку действиям каждого ответственного лица и привлечь виновных к жесткой ответственности. В сводном плане тушения пожаров указываются ответственные лица, руководители предприятий, и сколько единиц техники и работников они должны выделить для тушения пожаров. При этом нужно установить, арендаторы лесов включены ли в план, и выделено ли ими предусмотренное количество техники и людей, - сообщил он.

DSCF5179.jpg

«На месте пожара хотел бы посадить липы»

22 июля было объявлено, что все очаги в Башкирском заповеднике потушены. Сейчас остается только делать выводы на ошибках, чтобы их в будущем не повторять. Радует одно: уставшие и изможденные сотрудники заповедника наконец-то могут выдохнуть, вернуться к семьям, которых почти не видели в эти дни. И, несмотря на отдельные истории, обрадовала общая сплоченность людей, бросившихся на помощь, перечислявших деньги и передававших продукты.

– Я потрясен тем, насколько у нас население дружное, – говорит глава района Газиз Манапов. – В ликвидации пожара участвовали порядка 600 человек – добровольцы, 50% – это жители других регионов и районов, сотрудники Минлесхоза и МЧС. Я всем хочу выразить свою благодарность за то, что помогли уберечь нашу природу. На месте пожара очень хотел бы посадить липы, чтобы жители Бурзяна могли медосбором заниматься. Но это будет решать Минприроды РФ.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное