пришлите новость

«Жители сами этого хотят»: как сёла Башкирии борются с властями за «сухой закон»

16:44, 20 декабря 2019

Сельчане Ялчинского сельсовета Кугарчинского района республики в очередной раз пытаются законно запретить продажу алкоголя на своей Родине. Как выяснилось, сделать это оказалось не так-то просто. Что мешает жителям внедрить «сухой закон» на своей Родине и как остальным селам республики стать трезвыми - в репортаже ProUfu.

«Жители сами этого хотят»: как сёла Башкирии борются с властями за «сухой закон»
Фото: Булат Салихов

Небольшая деревушка, в отличие от Уфы, уже засыпана снегом. Хотя местные говорят, что его здесь пока немного. Утро четверга в селе Ялчино Кугарчинского района республики выдалось каким-то безлюдным. По словам главы сельсовета, жители деревни занятые – или на работе, или дома занимаются хозяйством. Сам глава сельсовета Ирек Юдаев – мужчина улыбчивый и бодрый. За то время, что он успел показать нам сёла, Ирек Раялович действительно показал, как главный человек в сельсовете должен работать с народом.

«Вето» от «Башспирта»?

Перед тем как разобраться в «камне преткновения» между алкоголизмом и здоровой жизнью в Ялчино – небольшая предыстория того, как вообще власти Башкирии разрешили селам быть трезвыми по закону. В 2014-2015 годах Госсобрание – Курултай Республики Башкортостан предоставил сельским сходам права на ограничение и запрет продажи алкоголя в сельских поселениях – тогда были внесены соответствующие правки в закон 2007 года №414- ФЗ «О регулировании деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции в Республике Башкортостан». Одним из первых поселений, ограничивших алкоголь в своих границах, стал как раз Ялчинский сельсовет Кугарчинского района. В шести селах сельсовета был проведен сход жителей, затем оформлены нужные документы, пройдено согласование и проверки всех нужных ведомств, а затем подготовлен готовый пакет документов на утверждение в башкирский парламент. Однако решение сельсовета и схода граждан было отклонено тогдашним составом комитета Госсобрания РБ, несмотря на то, что депутаты Курултая сами убедились – никакого принуждения сельчан к поддержанию данного закона не было.

По данным «Реального времени», в те годы в кулуарах депутаты парламента попросили главу Ялчинского сельсовета не шуметь и смириться с ситуацией, чтобы не «заразить» сухим законом другие деревни Башкирии. Источник ProUfu сообщил, что в то время, когда подавались документы, в комитете при Курултае находился тогда еще депутат Госсобрания РБ и бывший гендиректор «Башспирта» Николай Князев, который, возможно, мог наложить право «вето» на данные инициативы. При этом новый состав Госсобрания даже якобы не знал о существовании такой возможности – запретить алкоголь в отдельных муниципалитетах республики. Сейчас же, по словам источника, власти республики готовы пойти навстречу сельчанам и поддерживают их начинания.

Известно, что несколько лет назад на жителей пяти деревень Ялчино, Нижнесапашево, Валитово, Юлбашево и Худайбердино приходилось семь магазинов – и во всех них велась продажа алкоголя. Кроме того, «заветную» бутылку можно было найти на прилавке в почтовом отделении. Теперь все изменилось – официально спиртное нигде не купишь, но знающие местные могут достать порцию у нелегальных продавцов-самогонщиков, которые, кстати, на раз-два различают «засланного казачка» от человека, действительно нуждающегося в «горючем».

- Я сам не пью уже 25 лет. Как-то еще по молодости гулял на чьей-то свадьбе, выпил там немного и начала голова болеть. Тогда я подумал: «Зачем мне это?». С тех пор – ни капли. На семейных мероприятиях тоже алкоголя нет. Недавно свое 50-летие отмечал, поставил на стол кумыс, пригласил друзей – никто из них не уехал, не увидев водки на столе. Один сокурсник близкий даже пить бросил потом, - как будто по секрету рассказывает глава сельсовета Ирек Юдаев.

DSCF0686.jpg

По его словам, до принятия как такового закона жители села и сельсовета обратились в Госсобрание с просьбой принять законодательный запрет на продажу алкоголя только в одной деревне Кугарчинского района – в Сапашево. Тогда муниципалитету пришел ответ - законодательной базы нет, ничего сделать не можем. Как рассказал ProUfu Ирек Раялович, среди сельчан был проведен опрос, прошло собрание жителей, были проведены все необходимые процедуры и отправлены нужные документы.

- Скрывать не буду: у нас есть и те, кто пьют, и те, кто продают нелегально, поэтому вопрос актуален сегодня. А вообще в магазинах сельсовета алкоголь уже не продается вообще лет пять или шесть, и все уже привыкли и относятся с пониманием. Но при этом было несколько опасных случаев – в прошлом году ходил по улицам мужчина, грозил открыть магазин и торговать алкоголем. У нас города рядом и река Белая протекает – много отдыхающих летом. Конечно, были казусы – например, в городе пива не купили, думали, в деревне купят, зашли в наш магазин – а пива нет. И такое бывает. Признаюсь, что «паленку» из-под полы продают, да. Есть тут один житель, сорок лет занимается самогоном – а поймать его за руку никто не может. К тому же поймать их сложно – свои не сдают. Мы разные методы использовали, в том числе через работу мечетей с народом, но тем не менее есть такие, кто не понимает.

«А что у вас здесь все трезвые?»

По словам главы сельсовета, в Ялчино и прилегающих деревнях есть единичные случаи употребления алкоголя. Однако и их местные жители хотят искоренить.

- Из 1100 жителей сел нашего сельсовета на учете состоят пять неблагополучных семей. Но сказать, что они в запоях, нельзя. У них бывают периодически срывы, потом все образуется. В начале 2000-х было 17 таких семей, сейчас вот в три раза меньше. Так, в одной из деревень живет женщина с двумя детьми – мужа нет, но сожитель вроде имеется. В доме капремонт сделали, крышу, окна поменяли. Есть позитивное направление. Есть, конечно, как и в любой деревне такие, которые пьют из-за семейных обстоятельств – жена бросила и выгнала, или еще что. А вот у молодежи в основном не так, она сейчас другая, позитивная, ей зарабатывать надо, куда-то стремиться для этого. Конечно, среди них есть неблагополучные ребята, возможно, гены как-то повлияли. Да и на праздниках соблюдается порядок. Если раньше забивали скот и ставили на стол бутылку в честь этого – то сейчас такого нет. На никахах тоже стараются алкоголь не ставить, и не только у башкир это встречается. Новый год, Сабантуй у нас всегда были безалкогольными. Приезжие из других районов иногда даже удивляются: «А что у вас здесь все трезвые?», - рассказывает глава сельсовета.

Известно, что в деревнях, страдающих алкоголизмом, большой уровень суицидов и преступности. В ходе беседы Ирек Юдаев рассказал, что в последние годы в деревне всё спокойно.

- Что касается преступности, то здесь только встречаются случаи, когда приезжие у местных скот воруют. Участковый выезжает только по вызовам, а их практически нет. Был случай несколько лет назад, мужчина жил в Ермолаево, приехал к нам сюда, вроде лошадь украл, а потом руки на себя наложил. В Ялчино один с женой развелся, мотался туда-сюда, на Севере работал и пальцы отморозил, потом тоже покончил с собой. Давно это было. Разные причины вообще бывают. 

DSCF0693.jpg

Глава сельсовета также отозвался о том, как инициатива главы Башкирии Радия Хабирова помогает глубинке Башкирии.

- То, что делает Хабиров, и вот эта борьба с алкоголизмом по всей республике – хороший толчок для нас. Проблема выходит на республиканский уровень – она поможет и у нас порядок навести, и везде, и поможет принять тот закон, который мы хотим. Если раньше все было на словах, то теперь на деле. Запрет – это хорошо, надо. Но у некоторых есть мысли, что мы только и делаем, что запрещаем. Запрет алкоголя – помощь пропаганде здорового образа жизни.

«Отвечаем, что у нас трезвая деревня»

Вместе с Иреком Юдаевым решаем проехаться по деревне. В первую очередь заезжаем в сельский дом культуры, который каждые выходные собирает взрослых и молодежь на дискотеки. Чистое и красивое здание после капремонта, бильярдная, теннисные столы и новогоднее настроение вокруг – не в каждой деревне увидишь такой приличный сельский клуб. Как оказалось, порядок в здании клуба сохраняется в том числе благодаря порядочному поведению сельчан – все мероприятия здесь проходят без единой капли спиртного. К тому же, в местной библиотеке имеется целый уголок, пропагандирующий жизнь без спиртного.

DSCF0723.jpg

- У нас молодежь часто бывает, города близко, оттуда тоже приезжают. В пятницу-субботу обязательно дискотека, а сейчас с 25 декабря будут новогодние мероприятия. Проходят и взрослые мероприятия, также в клубе есть бильярд, теннис, шахматы и шашки. На дискотеках, которые проходят с 20 вечера до полуночи, с подростками и школьниками дежурят родители и учителя – следят за тем, чтобы был порядок и не было алкоголя. Поэтому драк и казусов у нас давно не было. Молодежь у нас порядочная. Да и взрослые тоже спокойные, алкоголь у нас в деревне вообще не продают. Ближайшая возможность привезти бутылку – за 25 км отсюда. Нужно еще подумать, стоит ли ехать. Люди уже привыкли к тому, что алкоголя нигде нет. А если некоторые и выпивают, то тихо, дома, в четырех стенах, не показываясь на улице, - рассказывает художественный руководитель Ялчинского сельского дома культуры Муслима Зайнагабдинова. 

DSCF0728.jpg

Следом заезжаем в местное отделение почты. Приветствуем сразу нескольких посетителей – накануне сельчане получили пенсию и пришли на почту оплачивать коммунальные услуги. Нужно успеть – отделение работает не каждый день. Справа ты можешь отправить письмо или оплатить квитанции, а слева – купить что-нибудь к чаю. Примечательно, что и здесь на витринах ничего из алкоголя замечено не было.

- Алкоголь не продается уже лет пять. Отдыхающие спрашивают, но мы отвечаем, что у нас трезвая деревня, мы не продаем. Люди удивляются, но реагируют адекватно. Поддерживают, интересуются, почему у нас так, - рассказывает начальник отделения почтовой службы.

DSCF0820.jpg

Местная жительница, которая пришла на почту отправлять посылку, услышала наш разговор и сразу же в него включилась. 

- Я сама в этой деревне всю жизнь живу и этот запрет только поддерживаю. Алкоголя у нас вот уже несколько лет нет. Соседи у меня все хорошие. У нас многие даже не пьют уже, бросили. Единичные случаи бывают, конечно, и то только срывы, запоев нет. Хорошо будет от этого закона молодым, им детей воспитывать. У нас не такие уж активные люди, любят уединиться, дома сидеть. Кто чем занимается, я, например, вяжу. Но все время дома тоже плохо – можно на нервной почве просто свихнуться. Есть кружки по интересам в клубе в Ялчино, а в нашей деревне такого нет. Пустых домов много – старики умирают, а дети уезжают. И не продаются – то ли дорого просят, то ли что. Молодые стараются в Мелеуз уезжать – дома там или покупают, или строят, - призналась женщина.

«Жил с девизом: ”Пил, пью и буду пить”»

Другая сельчанка Рамиля Худайбердина проработала на почте всю жизнь. Да и на селе прожила почти столько же.

– К инициативе законодательно запретить алкоголь отношусь положительно. Я здесь 22 года живу. И училась здесь, и почту вот эту открыла, в Кумертау замуж вышла за человека с этой деревни и вернулась в итоге сюда, опять на почту. Начала жизнь на почте и закончила здесь же, можно сказать. Пьянка к хорошему не приведет. Ладно, у меня дети выросли, а у остальных… Был у нас мужчина, всегда против, жил с девизом «пил, пью и буду пить» - и умер от этого в итоге. Семья была – и жена его пила. А в свое время учился, работал, видимо, характер такой. Гордости не было какой-то. Раньше жить как-то веселее было – работала ферма, ТОК, люди знали, чем себя занять. Сейчас и работы нет для молодежи, все уезжают на север, чтобы семьи кормить. Разлука и, от этого, наверное, пьянка. Вахтовики, бывает, большие деньги привозят – нет бы в семью отдать, а тратят на алкоголь. Сделали бы у нас в республике зарплату хорошую – никто бы с места ни тронулся никуда. Ферма у нас была хорошая, кур держали, баранов, доярки шли с фермы с песнями. Потом она закрылась, невыгодно стало. С работой проблема в общем. Мужики пьют, умирают, одни женщины остаются, деревня стареет, рожают мало, школа держится на волоске. Мы-то жизнь прожили, а что ждет наших внуков? Тревожно.

DSCF0826.jpg

После почты решили заехать в одну из трех мечетей Ялчинского сельсовета. Как рассказывает глава сельсовета, местные жители часто посещают намазы и беседы с хазратом. А те, кто не могут найти ответ на важный вопрос, обращаются за советом к имаму.

- В мечеть ходят в основном пожилые люди, молодежи приходит меньше. Мы проводим мероприятия, приглашаем людей на беседы, сами ходим в школы и детские сады, общаемся с детьми, вместе изучаем арабский язык. В основном это касается здорового образа жизни. На утренники, на День знания ходим, дарим подарки, объясняем им, что хорошо, а что плохо. Бывают, конечно, случаи, когда проблемные люди к нам обращаются. Одна местная жительница - молодая мать двоих детей, любит выпивать. Прошлой зимой она сама пришла и говорит: «Хочу бросить, но не могу». Как-то остановилась, последнее время нормально живет. Я ей сказал, бросай пить и живи нормально, и детям жизнь будет радостнее, - рассказывает Мударис-хазрат из мечети деревни Нижнесапашево.

DSCF0772.jpg

Напоследок посещаем обычную сельскую школу в селе Худайбердино – в тот момент как раз шли уроки. На пороге нас встретила приветливый директор Алсу Ишкинина. Женщина работает в данной школе уже 10 лет, два года – в качестве директора учебного заведения.

DSCF0835.jpg

- У нас в школе учатся 89 обучающихся, с начальной школы по 9 класс. С этого года по учебному плану есть много внеурочной деятельности, особенно по спортивной части – баскетбол, волейбол, у наших детей уже есть результаты – они выиграли зональные соревнования. Также есть мероприятия с участием родителей. Обязательно проводятся классные часы на тему здорового образа жизни. У нас периодически проводится тестирование на наркотические вещества – ни одного случая употребления ребенком алкоголя или наркотиков выявлено не было, - уверяет директор школы.

По словам Ишкининой, в школе учатся дети из семей, родители в которых употребляют алкоголь. С такими семьями ведется персональная работа. А вообще, как рассказывается женщина, сельским детям попросту некогда заниматься дурными делами.

- Дело в том, что у нас дети деревенские, они постоянно заняты – днем учеба, тренировки, мероприятия, а вечером – хозяйство дома. К сожалению, у нас есть четыре неблагополучных семьи. У нас есть внутришкольные комиссии, при этом отмечу, что на учете комиссии по делам несовершеннолетних ни одного ребенка сейчас нет. До этого был случай в 2013 году – за мелкое хулиганство, происшествие было в деревне вне школы. Неблагополучные семьи постоянно у нас на контроле, каждые выходные, праздники или каникулы мы отслеживаем, как они живут, и какие изменения заметны. В основном, неблагополучие из-за родителей, которые сидят без работы, а также из-за малообеспеченности семей. Но у нас нет такого, чтобы они прямо пьянствовали. Дети из таких семей школу посещают регулярно, хорошо учатся. Чтобы дети страдали – такого нет. В одной семье родители пили, а потом взялись за ум – дом отстроили, работу нашли. Конечно, они имеют силу воли.

DSCF0846.jpg

Одним из примеров трезвости и работоспособности села является местный фермер Хабир Сляучин. Отец пятерых детей имеет свое собственное хозяйство «Молочный двор». На 410 гектарах пашни у него имеется более 200 голов крупного рогатого скота, а также 50 дойных коров. А теперь фермер строит миницех по производству, переработке и фасовке молока. Предполагается, что производство будет давать около 500 килограммов отличной «молочки» в сутки - молоко пастеризованное, кефир, катык, сметана, творог, масло.

- Мы получили грант на сумму 3 млн рублей, средства направлены на приобретение пастеризатора, сепараторов, маслоизготовителя, аппарата упаковки, молочной посуды. Что касается закона, то, конечно, мы поддерживаем запрет продажи алкоголя. Нужно не пить, а работать, но в меру. А вот с «паленкой» надо бороться, - считает фермер Хабир Сляучин.

DSCF0785.jpg

Рекордсмен по трезвости

Отметим, что наряду с Кугарчинском районом Башкирии, на трезвый путь встали несколько деревень в Абзелиловском районе, где проживают около 300 человек. Отрезвели они благодаря местным женсоветам, которые уберегают взрослых и молодежь от алкоголизации.

Как признаются активисты регионального общественного движения «Трезвый Башкортостан», хорошим примером для Кугарчинского района является Якутия - рекордсмен по Трезвости в России. Законом Республики Саха от 26 марта 2015 года 1418-З №391-V был введен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в 188 селах, 154 наслегах (якутских поселках - прим.ред.) в 31 муниципальном районе Сахи. По некоторым данным, в «трезвых селах» Якутии проживают почти 90 тысяч человек, 25,5% из них – сельчане. Причем, как и в Башкирии, здесь за запрет алкоголя выступили не власти, а сами жители. Политика «трезвости», безусловно, дала положительный результат. Количество торговых точек, где продают алкоголь, уменьшилось, однако криминогенная обстановка региона сохраняется на прежнем уровне. Если документ будет принят в Ялчинском сельсовете в нашей республике, то это станет первым случаем реализации права граждан на запрет продажи пива и спиртных напитков на территории отдельно взятых населённых пунктов, закрепленным законодательно.

DSCF0752.jpg

По данным аналитиков Центра разработки Национальной алкогольной политики, в целом по России с начала 2019 года 4,6 человека на каждые 100 тысяч населения умирают из-за отравлений алкоголем. Лидерами по алкогольному отравлению стали Республика Тыва, Курганская и Пензенская области. При этом в Татарстане количество случаев с отравлением выросло с 3 до 30, однако относительное количество смертей на 100 тысяч человек осталось в 4,5 раза ниже, чем по стране.

По данным Росстата, 73% россиян объясняют употребление алкоголя традицией отмечать праздники со спиртным. Еще 27,8% признались, что испытывают удовольствие от алкоголя, 25,3% жителей страны от алкоголя получают чувство успокоенности. А 2,4% россиян и вовсе заявили, что «без этого просто невозможно жить».

Как другим селам Башкирии законодательно закрепить запрет алкоголя? Инструкция от ProUfu.ru. 

Полный запрет розничной продажи алкоголя на территории отдельных населенных пунктов Башкортостана регламентируется ст.10.1 закона РБ от 1 марта 2007 года № 414-з. Данная статья была введена еще в 2014 году при главе республики Рустеме Хамитове. Полный текст Закона доступен по ссылке.

DSCF0880.jpg

Чтобы объявить населенный пункт трезвым по закону, нужно:

1.      Организовать сход, собрание жителей села или деревни, или провести публичные слушания, где выяснить, что сами сельчане думают о запрете продажи алкоголя на своей Родине.

2.      Если большинство сельчан «ЗА» запрет продажи алкоголя – зафиксировать данное решение в протоколе собрания жителей или общественных слушаний.

3.      На основании протокола собрания жителей глава сельского поселения, в котором хотят законодательно ввести запрет на продажу алкоголя, готовит проект Закона о вводе запрета на продажу на территории деревни, и сопроводительным письмом направляет в Районный совет депутатов.

4.      Районный совет депутатов данный проект Закона направляет в Правительство Башкортостана для получения оценки от Министерства экономики РБ.

5.      После получения заключения от Минэкономики проект Закона вносится на голосование в Госсобрание РБ.

6.      На уровне Госсобрания РБ принимается региональный закон.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное