Совет при Путине просит не сокращать часы преподавания башкирского языка

17:58 08 августа 2019 Автор: Нурия ФАТХУЛЛИНА
В рекомендациях Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека были учтены предложения педагогов и родителей, которые были недовольны с положением преподавания родных языков, в том числе башкирского, в учебных заведениях республики. Эксперты вынесли ряд серьезных предложений Правительству и Минобразования Башкирии.

glavarb.ru

Во время приезда СПЧ московским экспертам были высказаны ряд претензий, связанных с изучением родных языков в республике. К примеру, педагог уфимской школы Альфия Юсупова сообщила, что в школах и ссузах (Уфимский машиностроительный, Уфимский многопрофильный и Уфимский топливно-энергетический колледжи) идет планомерное сокращение часов башкирского языка, а самих учителей подводят под увольнение. Член СПЧ Андрей Бабушкин собрав в стопку все проблемные вопросы в этой области, сделал замечание врио главы РБ Радию Хабирову.

После выездного заседания СПЧ подводит итог о том, что в Башкортостане предпринимаются значительные меры для поддержки и развития башкирского языка, в том числе оказывается содействие в изучении родного языка башкирам, проживающим за пределами республики. Но все равно, по данным ЮНЕСКО башкирский язык имеет статус уязвимого и согласно переписи 2010 года родным языком владеют 65% башкир.

– В 2017 году в результате конфликтов в школах № 3, 39, 91 г. Уфы было отменено обязательное изучение башкирского языка. Вместо тактичного и деликатного развития у родителей и учителей интереса к истории, культуре и языку башкир, было сделан шаг, в результате которого престиж башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан оказался подорван, - сообщается в письме СПЧ.

Из минусов эксперты отметили отсутствие учебников для преподавания предметов на башкирском языке и СМИ на мордовском языке, прекращение подготовки учителей на мордовском и удмуртском языках, сокращение бюджетных мест в Стерлитамакском филиале БашГУ по подготовке специалистов по татарской и чувашской филологии. К тому же, по их мнению, общее сокращение бюджетных мест по филологическому направлению плохо отразилось на будущих преподавателях русского языка.

– Опасное снижение объема изучения родных языков связано также с внедрением ФГОС: преподавание родного языка и литературы снизилось с 7-8 часов в национальных школах до 3 часов, а в школах, не имеющих статуса национальных, – с 3 часов до 2. Чтобы дети могли освоить родной язык, ряд материалов по языку и литературе преподается в рамках дополнительных занятий. При этом, п. 5.1 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает возможность не только изучения родных языков, но и получения образования на родных языках из числа языков народов России, а также изучения государственных языков республик в составе РФ.

Благодаря усилиям Минобразования Башкирии 36 учебно–методических комплексов по изучению башкирского языка и литературы вошли в федеральный перечень учебников. Однако ни одного учебника для преподавания на национальных языках в федеральном перечне нет, в связи с чем, даже при переводе учебников из перечня на национальные языки требуется проведение дополнительных экспертиз, - комментируют московские специалисты. 

Исходя из этого, специалисты Совета рекомендуют: