пришлите новость

Плохие дороги, отсутствие связи и туалета: как развивается туризм в Башкирии?

14:58, 01 июля 2019

| c64236

Есть ли потенциал у внутреннего туризма в Башкортостане, какую помощь ждет бизнес от государства и с какими трудностями он сталкивается? Эти и другие вопросы мы обсудили в пресс-центре ProUfu.ru на круглом столе.

Плохие дороги, отсутствие связи и туалета: как развивается туризм в Башкирии?

Участники круглого стола:

  • зампредседателя Госкомитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму Азамат Галин;
  • основатель и гендиректор туристической компании «Роза ветров» Николай Кочнев;
  • руководитель отдела продаж физкультурно-оздоровительного комплекса «Звездный» Ольга Попова;
  • основатель сообщества «BashTravell» Зиннур Искужин;
  • креативный директор ProUfu.ru, модератор круглого стола Тимур Алмаев;
  • корреспондент ProUfu.ru, модератор круглого стола Нурия Фатхуллина.

Были приглашены также представители Минприроды Башкирии и туристических компаний «BashAdventure» и «Урал-Тенгри», но они не смогли прийти.


Тимур Алмаев (далее – Т.А.): Вклад туризма в ВВП России – 3,5%, но, как заявил замминистра экономического развития Сергей Галкин на конференции «Туризм в России», поставлена задача увеличить эту долю как минимум до 6% в среднесрочной перспективе. Также к 2035 году наша страна, по его словам, должна войти в топ-10 туристических направлений по рейтингу Всемирной туристской организации ООН. Пока же Россия находится лишь на 16-м месте.

Для достижения этих целей Минэкономразвития рассматривает разные виды поддержки отрасли. Предполагаются кредиты по сниженной процентной ставке и, возможно, специальный налоговый режим по аналогии с территориями опережающего развития. Малый и средний бизнес в сфере туризма сможет получать кредиты по ставке 8,5%. Однако большинство преференций планируют отдать уже раскрученным регионам. Азамат Ансарович, не получится ли так, что регионы с туристско-рекреационным потенциалом, но ориентированные на внутренний туризм или менее раскрученные, вновь останутся за бортом господдержки?

Азамат Галин (далее – А.Г.): У нашей республики богатые туристические традиции. На данный момент у Башкирии три ярко выраженных специализации: санатории, дикий экскурсионный природный отдых (сезонный), событийный туризм (еvent-туризм). Объем туристического рынка вырос с 11 до 17 млрд рублей, число гостиниц – с 374 до 430, налоговых поступлений в бюджет республики – с 613 до 769 млн рублей.

Что касается господдержки, то Башкирия вошла в федеральную целевую программу, и с 2021 года выделены средства на развитие инженерной инфраструктуры и дорожное покрытие на юге республики в рамках кластера «Бурзянский». Как только Минэкономразвития определит четкие параметры участия регионов, мы тоже подадим заявки. У нас есть все шансы стать участниками. В первую очередь речь идет о проектах по развитию событийного туризма, субсидировании или предоставлении льготных кредитов на создание объектов размещения туристов (гостиниц, баз отдыха, горнолыжных баз и пр.).

В целом, последние три года наблюдается хороший темп роста туризма – от 5 до 7% в год. Растет поток внутреннего туризма, но в начале года статистку подпортили Турция и Египет, которые начали сильно демпинговать. В Египте мы видим конкурента, поскольку с 1 октября открываются туры, то есть люди будут выбирать их, а не наши базы отдыха.

Т.А.: Какие действия предпринимаются комитетом, чтобы помочь туристическим предприятиям?

А.Г.: В последнее время мы оказывали методическую и административную помощь тем, кто организовывал авторские туры. Например, помогли этнографическому туру «Настоящая Башкирия» и конно-географической экспедиции «По следам Пржевальского» Артура Идельбаева. Если вы придете к оператору, то он для вас под ключ организует тур, но наша цель – создать тур, не подстраиваемый под определенную группу туристов, а работающий в ежедневном режиме.

К тому же мы помогали предприятиям, которые организуют еvent-туры с местной спецификой. Для создания новых объектов мы активно используем Институт приоритетных инвестпроектов, потому что предпринимателям нужны участки, а Институт позволяет получить их без торгов, снизить арендную ставку, получить бонусы при общении с энергетическими компаниями для подключения к электричеству и газу. Если в 2017 году было всего два инвестпроекта, то в 2018 году их стало уже восемь. Речь идет о финансировании в размере 100-500 млн рублей.

_DSC7998.jpg

Азамат Галин. 

Нурия Фатхуллина (далее – Н.Ф.): Вы говорите, что комитет готов помогать. Вы, предприниматели, ощутили господдержку?

Ольга Попова (далее – О.П.): Наш ФОК принадлежит УМПО. Он принимает всех желающих, даже с регионов. Мы сейчас работаем над улучшением сервиса, организовали питание по системе «шведский стол», появилась своя горнолыжная база. Но большой проблемой остаются дороги. Если вы были в наших краях, то наверняка знаете, как сложно до нас добраться. Тем не менее загрузка хорошая.

Н.Ф.: Цена вопроса?

О.П.: Если мы говорим о размещении в люксовых бунгало с трехразовым питанием, то в июле на одного человека оно обойдется в 7900 рублей в сутки в выходные и 5900 рублей в будни. Стандартный номер – 2300 рублей на человека.

_DSC8040.jpg

Николай Кочнев (далее – Н.К): Когда мы только начинали заниматься коммерческим туризмом, наблюдался некий кризис. Люди не понимали, как можно платить за то, что тебе речку или гору показали. Непосредственной поддержки у турфирм не было, нет ее и сейчас. Единственное, что я тогда просил – здание под магазин. Мне дали разрушенное здание, мы отремонтировали и осушили затопленные подвалы за свой счет. Потом начался какой-то застой в развитии туризма. Когда председателем Комитета по туризму стал Вячеслав Гилязетдинов, дела хоть как-то пошли в гору. Он был настоящим специалистом и бизнесменом в этой сфере. Однако сейчас руководство снова сменилось. Думаю, поставят не пойми кого и опять придет застой.

Зиннур Искужин (далее – З.И.): Самым популярным направлением для туристов из Уфы является Белорецкий район, в частности Айгирские скалы. Это, скорее всего, связано с возобновлением движения поезда «Легенда Урала». Раньше ездила электричка с двумя маленькими вагонами, и это был ад. Сейчас же ходят один большой и два маленьких вагона. Раньше гору посещали лишь 60 человек ежегодно, сейчас количество туристов выросло. Совсем недавно с похода вернулась наша группа в количестве 42 человека. Идет популяризация Башкортостана как туристического региона. Но мы ни у кого помощи не просили. Лично я, кроме «Легенды Урала», поддержки не ощутил.

А.Г.: Если и будет какая-то помощь, то в виде возврата денег за трансфер.

З.И.: Это уже хорошо. Вот почему в Башкирию особо не летают? Потому что стоимость перелета высокая. За это дело нужно серьезно взяться, потенциал-то есть. Нужна совместная работа власти и бизнеса.

_DSC8029.jpg

А.Г.: Одним из слабых звеньев является отсутствие единого информационного портала для туроператоров и туристов. Сейчас совместно с Артуром Идельбаевым разрабатывается проект своего рода МФЦ для поддержки операторов.

Т.А.: Информподдержка – хорошее дело, но туристам нужна инфраструктура. Банальное отсутствие хороших дорог тормозит приток людей в определенную локацию. Есть какие-то проекты в этом направлении?

А.Г.: Пожалуй, самый интересный инвестпроект сейчас – это строительство дороги «Мраково-Старосубхангулово» (профилакторий у озера Якут, горнолыжная база, турбаза в д. Верхнебиккузино). К тому же на развитие кластера «Бурзянский» с 2021 по 2024 годы будут направлено по 200 млн рублей ежегодно. Это значит, что к местам размещения туристов будут подведены дороги, газ, вода и отопление. Согласно программе, гостиницы и другие объекты будет строить сам инвестор ООО «Юлбарс», и на это потребуется порядка 2 млрд рублей.

Т.А.: Бренд «ТерраБашкирия» – что это и как работает?

А.Г.: Туристический рынок Башкирии разобщен. Бренд же должен всех объединить и создать новые направления для этой сферы. Не все, что мы запланировали, сделано, но в наших планах сделать масштабную программу для продвижения «ТерраБашкирии». В республике в сфере туризма конкуренция никогда не бывает лишней.

Н.Ф.: Какие результаты уже есть? Потому что пока мы видим только рекламные баннеры.

a4995bcf1d21354b.jpg

Фото: resbash.ru

А.Г.: Бренд – не панацея. Мы не рассчитывали, что после его создания сразу увеличится поток иностранных туристов. Бренды – это игра в долгую, за один год результатов не увидите. Это огромная работа, а не просто отрисованный логотип. Нужны кампании по формированию брендовых продуктов, гостиниц, автобусов, парковок и даже, извините, туалетов. Отсутствие туалетов – самая большая проблема в туризме Башкирии.

О.П.: Что даст бренд обычному туроператору?

А.Г.: Узнаваемость. Нам нужно, чтобы туристы не ночевали в палатке и не ели что попало. Приезжающие должны обедать и ужинать в местных брендовых ресторанах и ночевать в брендовых гостиницах.

Н.Ф.: В каких направлениях будет работать комитет в дальнейшем?

А.Г.: Мы хотим сделать Уфу привлекательной. Наши туроператоры больше работают на Абзелиловский, Нуримановский и Белорецкий районы, но не на нашу столицу. Есть цель дать Уфе медицинскую специализацию. Мы видим, что из Европы, Америки и Канады к нам приезжают люди ради зубного протезирования, ЭКО-оплодотворения, косметологических операций.

Во-вторых, хотим организовать кемпинги с инфраструктурой и общими кухнями. Чтобы туристы, выезжая на природу, имели хорошие условия. Сейчас, например, в Красноусольском из-за палаток ступить некуда.

В-третьих, нужно построить комплексы с гостиницей, мини-маркетом, wi-fi и туалетами. Если вы едете из Уфы до Кандрыкуля или Белорецка, вы встретите мало мест для комфортного отдыха. На трассе Уфа-Оренбург практически ничего нет.

О.П.: У нас есть проблемы с интернетом. Никто из операторов связи не готов провести его нам, потому что это слишком дорого. Хотя, сидя где-то на горе в Австрии, у туриста всегда будет высокоскоростной интернет.

Н.К.: У нас тоже есть эта проблема. Вот у меня на сплав уйдут 30 человек, и до конца их маршрута мы ничего не будем о них знать. Это опасно. Или группа уйдет на Иремель, и у них лишь на вершине горы появится связь, а у меня внизу ее не будет. Как быть в случае экстренных ситуаций?

_DSC8006.jpg

Николай Кочнев

А.Г.: Я думаю, если туроператоры поднимут этот вопрос, напишут в комитет обращение, то мы сможем посодействовать в решении проблемы. Мы понимаем, что наличие wi-fi увеличит турпоток примерно на 30%.

О.П.: Дороги – вторая наша проблема.

З.И.: Я хотел бы добавить по поводу мусора. Когда мы едем отдыхать, то забираем не только свой, но и весь мусор на территории. Но на станциях зачастую нет мусорных урн, поэтому приходится увозить мешки в Уфу. Однако и в городе сложно найти мусорки. Считаю, что это очень большая проблема.

_DSC7997.jpg

Зиннур Искужин

Н.К.: Я несколько лет нахожусь в кризисе, пришлось брать горные лыжи в кредит. Зима в этом году выдалась бесснежная, к тому же и платежеспособность населения упала. Пришлось закрыть магазин. Однако турбаза все еще работает. Я вижу, что люди стараются, придумывают что-то новое для туристов. Надеюсь, новое руководство обратит на нашу отрасль внимание и будет развитие.

А.Г.: Я услышал ваши пожелания, туроператоры. Постараемся решить их. Мы находимся в самом начале пути, однако совместными усилиями сможем вывести туризм Башкирии на высокий уровень.


Знаете больше? Есть информация, которой вы можете поделиться? Напишите нам

ПОДЕЛИТЬСЯ











последние новости



Загрузка...

© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика