В последние годы работа с одаренными детьми стала приоритетным направлением в образовании. Стране нужны люди, которые будут продвигать прогресс, заниматься модернизацией государства, экономики и общества.
На страницах энциклопедии «Одаренные дети – будущее России» есть информация о 15 тысячах талантливых детей по всей России. Чем же они прославились? В основном это призеры предметных олимпиад, участники технических выставок, победители конкурсов художественного творчества. По всей России работают около 70 тысяч общеобразовательных школ, в которых обучаются 20 миллионов детей. Что же получается? 20 миллионов детей на одной чаше, а на другой – всего лишь 15 тысяч одаренных.
Традиционная система образования создает сложности для раскрытия детских талантов. Она направлена на приведение всех к общим стандартам, тогда как одаренность имеет индивидуальную природу. У таких детей могут быть плохие оценки, механическое запоминание — не их конек. Учителя же чаще всего сосредотачивают внимание на учениках с хорошими отметками, упуская из виду ребят с низкой мотивацией.
Зиннат Аллаяров, руководитель Центра развития одаренности школьников при БГПУ, считает, что одаренность — это не привилегия избранных, а потенциал, который есть у всех. Одаренные дети сами находятся, если создать комфортные для всех учеников условия. Тогда талант можно обнаружить там, где меньше всего ожидаешь. Преподаватели должны помочь освоить учебную программу, делая упор на то, что нравится одаренному. Развивать и совершенствовать лучшее, что в нем есть. Сопереживание и объективная критика действуют лучше любого принуждения. Продвигая свою позицию, в Центре создали модель, которая должна помочь выявлять и поддерживать одаренных детей.
Модель предлагает системно взглянуть на проблему выявления одаренных детей, обобщая как мировой практический опыт, так и республиканский. Самой важной становится проблема мотивации, ведь «индекс успешности» у заинтересованных в развитии школьников в конечном итоге выше, чем у многих особо одаренных детей. Чтобы усилить интерес ребенка к обучению, педагог и сам должен искренне верить в него, а также разбираться в видах одаренности и психологических приемах, чтобы подобрать ключик даже к самому непростому ученику. За три года в этом направлении была проведена большая работа. Помимо разработки модели обучения и издания сборников с методиками, в которых обобщили опыт 46 школ, Центр развития одаренности при БГПУ организовывал выездные семинары и курсы повышения квалификации, где педагоги переучивались на учителей-наставников, создал собственный сайт, где будут публиковаться рекомендации по работе с одаренными детьми.
Представим идеальную работу по выявлению одаренных детей. Учителя будут исходить из принципа, что каждый ребенок талантлив, а не только тот, кто получает пятерки и тихо сидит на уроке.
Учитель присматривается к каждому ученику, наблюдает за тем, что у него получается. Он обсуждает с ребенком его способности, предпочтения, возможности, выстраивает индивидуальный образовательный маршрут, дает рекомендации родителям. Ребенка не только натаскивают на высокие результаты в табеле и на олимпиадах, за которые педагог получает материальное поощрение, но и мотивируют его к саморазвитию, оказывают психологическое сопровождение, работают с самооценкой и стрессоустойчивостью. Дети, занятые подготовкой к очередной олимпиаде или конкурсу, не могут много времени проводить со сверстниками и вникать в тонкости общения. Поэтому психолог должен помочь преодолеть и этот барьер, чтобы не получилось так, что блестящий ученик в обычной жизни был не в состоянии себя презентовать и отстоять свою точку зрения. Если у одаренного ребенка творческие или спортивные интересы, ему предлагают посещать кружки или секции, участвовать в театральных конкурсах, конкурсах чтецов, спортивных соревнованиях или любой другой внеурочной деятельности. Ученик имеет доступ к информационно-образовательной среде, может получить консультацию преподавателя онлайн.
Однако не так просто будет воплотить эту идею в жизнь. Нужны длительные совместные усилия педагогов, психологов и родителей, требуется большая организационная работа. Пока что школы, инновационные сетевые площадки, опробовавшие новую модель, заявляют о достижении хороших результатов. Дети стали проявлять больший интерес к учебе, к собственным возможностям и перспективам, а число победителей олимпиад и различных творческих конкурсов увеличилось в несколько раз.