Карикатура Камиля Бузыкаева
Вчера в Кировском районном суде с последним словом выступил бывший зампредседателя коллегии Башкирской республиканской коллегии адвокатов Ромео Фарукшин. Напомним, что высокопоставленный функционер и приближенный президента Адвокатской палаты РБ Булата Юмадилова обвиняется в использовании заведомо подложных документов и коммерческом подкупе.
Задержание при передаче денег
В первый момент возник вопрос о квалификации деяний Фарукшина. В 2018 году фигурант уже не был председателем квалификационной коллегии, поэтому могла возникнуть более тяжкая ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Но при всем этом, несмотря на неформальный статус, влияние Фарукшина в адвокатском сообществе было серьезным, ведь он входил в окружение Булата Юмадилова. Кроме этого, о том, что схемы при получении статуса адвоката весьма сомнительны, к моменту ареста Фарукшина уже больше года трубил юрист Виталий Буркин. Эти схемы он связывал именно с Фарукшиным в качестве председателя коллегии. В итоге господину Фарукшину был предъявлен коммерческий подкуп, но уже по тяжелой части 7 ст. 204 УК РФ.
Липовая трудовая
Позднее возник и другой эпизод. В 2008 году Фарукшин, чтобы получить должность помощника мирового судьи, предоставил в отдел кадров Министерства юстиции Башкирии заведомо подложную трудовую книжку на свое имя, в которой содержались недостоверные сведения о стаже работы по специальности «юрист». Эта же липовая трудовая книжка впоследствии была использована Фарукшиным для успешного трудоустройства в Адвокатскую палату республики и Башкирскую республиканскую коллегию адвокатов, где он занимал руководящие должности.
С этим обвинением получилось весьма забавно. Насколько очевидно было само обвинение, настолько упорно и держалось руководство Адвокатской палаты РБ и не лишало Фарукшина статуса адвоката. Они апеллировали к отсутствию решения суда: мол, не могут лишить статуса по недоказанному обвинению. Но при этом сам Фарукшин на следствии и в ходе судебного процесса практически не отбивался от второго обвинения. Например, вчера в последнем слове он вообще не говорил ничего об этом эпизоде. Статуса адвоката Ромео Фарукшин был лишен не по инициативе АП РБ, а по собственному заявлению.
Неожиданная версия
Если в части использования поддельных документов бывший функционер БРКА практически не защищался, то основная борьба развернулась вокруг обвинения в коммерческом подкупе. Сторона защиты на судебном процессе всячески старалась ограничить возможности работы журналистов. Например, судебные заседания с прослушиванием аудиозаписей и озвучиванием стенограмм переговоров фигурантов дела прошли в закрытом режиме. В ходе процесса стало понятно, что защита и обвиняемый придерживались версии о том, что в отношении Фарукшина была произведена провокация ФСБ. Переговоры с соискателем статуса адвоката Сафуановым вел свидетель Руслан Гайнетдинов, он же и был первым задержан сотрудниками ФСБ. С целью отвести от себя ответственность он согласился на операцию оперативников. Гайнетдинов то и дело забывал обстоятельства, говорил неуверенно, не был похож на дипломированного юриста. Поэтому мы склонны считать, что так оно все и было. Однако это никак пока не отрицает возможного факта участия в схеме Ромео Фарукшина, потому что самостоятельно Гайнетдинов по факту не мог решить вопрос с получением статуса адвоката.
Однако вчера в ходе оглашения последнего слова Ромео Фарукшин вдруг выдвинул новую версию. По его словам, фигурирующая в деле сумма в 350 тыс. рублей – это не взятка, а его гонорар за консультационные услуги. Эта версия является насколько неожиданной, настолько и смешной. Если бы она была озвучена во время следствия или даже судебного процесса, то была бы просто разгромлена.
Часть 3 ст. 327 УК РФ предусматривает штраф, а вот ч.7 ст. 204 УК РФ — до 9 лет реального срока. Возможны также и крупные денежные штрафы, однако мы не сомневаемся, что покровители подсудимого быстро наберут необходимую сумму, ведь молчание Фарукшина стоит намного дороже. Здесь следует также упомянуть, что его подписи стоят в документах и в другом скандальном эпизоде по аренде и ремонту помещения Адвокатской палаты РБ.
Гособвинение попросило для Ромео Фарукшина 6 лет реального лишения свободы. Судебный вердикт будет вынесен 27 мая.
Виталий Буркин, юрист: