Фото: wikimedia.org
Проблема с узкими специалистами в медицине уже приобрела масштабы эпидемии. «Юматовская» история показательна еще и тем, что вскрывает общие проблемы нашей медицины.
Все началось еще холодной дождливой осенью 2015 года. Гузель, мать троих детей, наспех собирала своего отца на отдых в санаторий «Юматово», чтобы он немного подлечился и отдохнул. Все складывалось как нельзя лучше: на сайте санатория указывалось наличие большого спектра услуг и специалистов по лечению многих заболеваний, в том числе, рака предстательной железы и сахарного диабета. Именно от них страдал ее тогда еще живой 75-летний отец Фарит Галимов.
Гузель вверила отца в руки специалистов санатория «Юматово», а потом… Что произошло потом, женщине страшно вспоминать до сих пор.
– Мы нашли отца в туалете санатория, брошенного всеми, полумёртвого, с острой задержкой мочи. Он сам нам оттуда позвонил, сообщив, что лежит на полу, – рассказала журналисту ProUfu.ru Гульназ Мустакимова. – Он был самым близким человеком в моей жизни.
После посещения санатория у пожилого Фарита резко ухудшилось самочувствие. А потом целый год Гульназ провела рядом с умирающим отцом. Признается, что в последние дни даже просила бога избавить его от мучений.
- Он мог бы прожить еще 3-4 года. А вместо этого мы провели год в очередях, пытаясь достать морфий через знакомых. А они… они свое получат от бога. И санаторий, и лечащий врач моего отца – невролог Галимов, который был у них за онколога. Как можно греть раковую опухоль? Уму непостижимо.
Лечащим врачом Фарита был его однофамилец, невролог Айрат Галимов. Спустя несколько лет после произошедшего, он ясно помнит те дни, которые стоили ему работы в санатории. Врач уверен, что дочь Галимова до сих пор его не простила. Вероятно, поэтому он все еще пытается выяснить причину произошедшего, но уже самостоятельно.
– Такой пациент действительно был в санатории «Юматово», – говорит Айрат Галимов. – Он пришел с жалобами на учащенное мочеиспускание, слабость, повышение сахара в крови, боли и дискомфорт в кистях и стопах. И я вижу причину того, что произошло, шире.
По словам невролога, во-первых, пациент и его родственники не рассказали ему о диагнозе и не запрашивали онколога. Сам Галимов таковым специалистом не является, поэтому он лечил лишь неврологические и сопутствующие заболевания. Основываясь на жалобах, в качестве основного диагноза он поставил пациенту хронический простатит и назначил магнитотерапию с использованием аппарата АЛИМП на область промежности для уменьшения отёчности простаты, регресса опухоли и улучшения мочеиспускания. Также врач прописал использование парафиновых аппликаций на стопы («парафиновых носков») с целью улучшения нарушенного кровообращения и иннервации ступней (характерно для сахарного диабета).
Пожилому мужчине он порекомендовал обратиться к урологу, работающему в санатории. Однако, как выяснилось, Фарит Галимов этого не сделал.
«Возможно, он решил, что такая консультация будет стоить дополнительных денег», – считает невролог.
По словам Айрата Галимова, консультации врача-онколога и врача-эндокринолога не были назначены по той причине, что таких специалистов в «Юматово» просто не было.
Через четыре дня после приезда в санаторий пожилой пациент рассказал еще об одной проблеме – отсутствия стула, и Галимов назначил ему микроклизму с отваром ромашки. Далее жалоб от мужчины не поступало.
В субботу днем у пациента развилась острая задержка мочеиспускания, которая, по словам врача, при раке простаты «может начаться как при проведении правильного или неправильного лечения, так и на фоне полного отсутствия какого-либо лечения». На рабочем месте невролога не оказалось, и Фарит Галимов ушел в туалет, где ему стало еще хуже. Оттуда он и позвонил дочери.
– Онкологические больные – это особая категория людей, требующих к себе повышенного внимания и определенной тактики в обращении. Во время пребывания в санатории, такие пациенты должны в обязательном порядке находиться на лечении или курироваться врачом-онкологом, как это и предусмотрено «юматовской» лицензией», – говорит невролог Айрат Галимов, который после этого случая создал общественную организацию «Гильдия защиты медицинских работников» и активно пытался привлечь внимание к проблеме, с которой столкнулся сам. А именно: с отсутствием нужного врача и вынужденной необходимостью замещать его. Основная деятельность, которую ведет его Гильдия, касается соблюдения законодательства медицинскими учреждениями, а также защиты тех врачей, которым выпала участь работы в качестве непрофильного специалиста.
Галимов считает, что лицензия санатория «Юматово» «не соответствует законодательству», и вот почему:
- Лицензия, которая выдана санаторию, фактически недействительна. В ней прописано, что здравницей организуются и выполняются следующие виды услуг: колопроктология, онкология, кардиология, клиническая лабораторная диагностика, лечебная физкультура, профпатология, рефлексотерапия, травматология и ортопедия, эндоскопия, эндокринология и прочее. Однако, в штатном расписании санатория «Юматово» имеются только следующие врачебные специальности: диетолог, педиатр, психотерапевт, стоматолог, реабилитолог (незаконная специальность в соответствии с Приказом МЗ РФ № 707н от 2015 г.), физиотерапевт, хирург, терапевт, функционалист, гастроэнтеролог, пульмонолог, организатор здравоохранения. Таким образом, в санатории «Юматово» имеются врачи только по 12 специальностям, а по 10 – отсутствуют. Соответственно, и трудовых договоров с вышеуказанными специалистами, которых нет в штатном расписании, – не существует.
Согласно официальной информации, в 2018 году госзакупки санатория «Юматово» составили 15 шт. на 27.207.350 руб., в.т. и более 14 млн. руб. на оказание услуг по лечению пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [ http://www.list-org.com/company/11592560 ]. И это при том, что в штатном расписании санатория нет таких специалистов, как профпатолог, травматолог-ортопед, невролог, что является, по нашему мнению, противозаконным, т.к. противоречит п. 4-д Постановления Правительства № 291 «О лицензировании медицинской деятельности».
Руководство санатория заявляет, что «готово принять врача любой специальности» на основании договора гражданско-правового характера. Однако и такая позиция является, по нашему мнению, противозаконной, т.к. гражданско-правовые договоры с врачами, систематически исполняющими свои функциональные обязанности (тем более, прописанные в лицензии), не предусмотрены законом, что подтверждено в информационных письмах Минтруда РФ № 14-21В-875 от 28.09.2017 г. и Минздрава РФ № 12-1/2391 от 21.09.2017 г.
С учетом вышеприведенных фактов, следует заключить, что противозаконная, по нашему мнению, деятельность санатория «Юматово» нарушает права как пациентов (которые со всеми «лицензионными» болезнями приезжают на лечение и не получают высокопрофессиональной помощи), так и врачей (которые вынуждены оказывать медицинскую помощь, не имея профессиональной подготовки).
Нам удалось связаться директором санатория Андреем Степковым и с начмедом Айдаром Алибаевым. Они открыты к диалогу и историю, произошедшую в 2015 году, конечно, помнят. Как раз незадолго до этого медицинский предприниматель Андрей Степков возглавил здравницу. Он признается, что многие проблемы санатория остались от предыдущего руководства, и сейчас он занят тем, что восстанавливает учреждение.
С неврологом Айдаром Галимовым отношения выстроить руководству не удалось. Сам Степков говорит, что все обвинения, которые им предъявил Галимов, необоснованны, а действия их бывшего врача-невролога наносят санаторию лишь ущерб.
Начмед пояснил, что все необходимые лицензии у них имеются, они утверждены Росздравнадзором по всем правилам. Никаких нарушений закона нет. По поводу отсутствия некоторых специалистов ведутся переговоры с Минздравом.
– Когда к нам поступают такие пациенты, их состояние оценивают врачи и уже принимают решение, принимать его или нет. Если пациенту противопоказано нахождение в нашем санатории, мне докладывают об этом. А врач Галимов принял пациента, никому не доложив. Более того, назначил ему лечение, которое ему было противопоказано. Например, тепловые процедуры при онкологии. Комиссия Минздрава установила этот факт. Все суды с Галимовым мы выиграли. Все проверки выдержали – и Росздравнадзора, и Минздрава. Сейчас Галимов регулярно пишет на нас жалобы, потому что у него обида за увольнение, которое наступило после того, как директор уличил его в нечестной работе. Лечил этого пациента сам Галимов. Он неправильно назначил тепловые процедуры, после которых пациенту стало плохо. Мы пытались найти общий язык с дочерью пострадавшего от действий Галимова пациента, но она наотрез отказалась возвращаться к нам, видимо, боялась такого же лечения, которое оказывал ей Галимов, - выразил свое мнение начмед санатория.