Фото: ProUfu.ru
Речь идет о предполагаемых многочисленных фактах присвоения адвокатских статусов лицам, которые не имели на это права. Как сообщил ресурс SM News со ссылкой на пресс-службу ФСБ России, спецслужба выявила многочисленные факты, когда претенденты в Башкирии получали статус адвоката, не имея права быть допущенными к экзамену. В связи с этим ФСБ инициирован процесс прекращения статусов этих адвокатов.
Как сообщил наш источник в Адвокатской палате, речь может идти примерно о 30 случаях, когда претенденты якобы не имели стажа юридической деятельности, но сдавали экзамен по поддельным трудовым книжкам. Это выявила ФСБ после того, как были задержаны заместитель и ближайший соратник Юмадилова Ромео Фарукшин и его подельник Руслан Гайнетдинов по обвинению в торговле адвокатскими статусами.
По версии нашего источника, у подельника Ромео были обнаружены несколько печатей юридических фирм, с помощью которых якобы и рисовались трудовые книжки тем, кто не имел нужного стажа. И для претендента, при получении денег от которого Фарукшин и Гайнетдинов были задержаны, как раз была изготовлена трудовая книжка с поддельным стажем трудовой деятельности.
Руководство Адвокатской палаты и Минюст не могло не знать о поддельных документах, так как они проверяют сведения кандидатов путем направления необходимых запросов. Выходит, на документы «нужных людей», скорее всего, просто закрывали глаза. В ноябре 2017 года успешно сдал экзамен на адвоката уволенный за коррупцию из МВД Ильнур Юсупов. В Минюсте и Адвокатской палате прекрасно об этом знали, тем не менее в трудовой книжке, которую он представил для сдачи экзамена, как полагает наш источник, не оказалось записи об истинном основании увольнения. Только когда это стало известно общественности, в палате и Минюсте решили аннулировать экзамен.
Если все это подтвердится, то негативные последствия наступят не столько для адвокатов, сколько для судебной системы и прокуратуры. Ведь логика подсказывает, что аннулирование и признание незаконным адвокатских статусов могут повлечь и отмену приговоров по уголовным делам, где эти адвокаты участвовали. То есть из-за возможной коррупции в Адвокатской палате может потребоваться пересмотр серьезных уголовных дел.
Примечательно, что в комиссию, которая принимает экзамен и которую возглавляет сам Булат Юмадилов, входят два представителя Минюста, в том числе руководитель республиканского управления Минюста Салават Яндурин.
Ситуацию комментирует известный уфимский адвокат Андрей Казаков:
Юмадилов обошел это ограничение тем, что на несколько дней президентом был избран его ближайший соратник. Но мнимость этого избрания совершенно очевидна. Теперь деятельность Юмадилова может дорого стоить интересам государства: аннулирование незаконных статусов – серьезная вещь, это может отразиться на десятках уголовных дел. Прокуратура республики и Следственный комитет обязаны принять срочные меры в отношении Адвокатской палаты и Минюста республики, потому что это теперь не внутреннее дело адвокатов.
Дело в том, что по закону руководство палаты и Минюста проверяют достоверность сведений, которые приносит кандидат. А раз возникла эта ситуация, то речь можно вести об умышленных злоупотреблениях. С помощью специальных экспертиз можно постараться установить, кем изготавливались фальшивые документы, тем более если по делу Фарукшина были изъяты печати юрфирм и бланки трудовых книжек.
То есть теперь крайне необходимым выглядит и удовлетворение 6 февраля 2019 года Верховным судом иска нескольких адвокатов о признании Юмадилова незаконно избранным.
Чтобы обойти это ограничение на несколько дней президентом был избран адвокат Руслан Гафаров, который, кстати перед получением статуса адвоката был заместителем мэра Нефтекамска и уволен за коррупционные проявления.
Редакция издания направила запросы в прокуратуру, Следственный республики, Минюст России и будет следить за развитием ситуации.