Уфимская строительная компания «СтроиТЭК» опубликовала на сайте проект жилого комплекса, объявив о старте продаж квартир в одном из высотных домов. Активистка движения «АрхЗащита Уфы» Эльза Маулимшина обратила внимание, что в проекте отсутствуют три исторических здания, расположенных на территории комплекса: Третья соборная мечеть, медресе Хасания и Дом имама Сатаева. По иронии комплекс называется «Старый центр».
«Пока вчера все СМИ республики писали о признании Дома имама Сатаева памятником истории, пока мы с вами радовались, что он теперь охраняется государством от сноса, застройщик квартала "СтроиТЭК" тоже не сидел сложа руки», – написала девушка в социальной сети «ВКонтакте».
Дом имама Сатаева сейчас. Фото: Кирилл Пенкин
По требованию «СтроиТЭКа» земля под домом имама и само здание были изъяты в пользу застройщика. Интересно, что такое решение вынесла судья Ленинского районного суда Уфы Наиля Идиятова. Она прославилась на всю страну тем, что перед одним из заседаний насыпала вокруг своего стола соль.
Эльза Маулимшина рассказала ProUfu.ru, что «СтроиТЭК» пока не может изъять дом, поскольку собственники – потомки имама – наложили на него арест. Маулимшина сама является представителем четырнадцатого поколения рода Сатаевых. Одноэтажное здание 1930 года принадлежало ее предку – имаму Третьей соборной мечети Мухутдину Сатаеву. После окончания Стамбульского университета имам Сатаев работал в медресе «Галия» преподавателем логики и литературы
Дом имама Сатаева в 1967 году
Вмешаться в ситуацию просили председателя Совета по государственно-конфессиональным отношениям при главе Республики Башкортостан Вячеслава Пяткова и мэра Уфы Ирека Ялалова. Обращения к ним были отправлены от имени Верховного муфтия России Талгата Таджуддина. Он просил включить здания в перечень объектов культурного наследия и передать их в собственность Центрального духовного управления мусульман России как религиозный комплекс. Неизвестно, ответил ли что-то Ирек Ялалов, но в Совете ходатайствовали «о скорейшем решении вопроса».
В итоге в мае и июне Управление по госохране объектов культурного наследия Башкортостана признало дом имама и медресе памятниками культуры. Это означает, что здания нельзя сносить, видоизменять и подвергать угрозе разрушения.
«Вы даже не представляете сколько сил, сколько труда ушло на поиск в архивах информации про историю Третьей соборной мечети, про нашего прапрадедушку, как мы находили старинные семейные архивы на чердаке и в подполе, как я ночами это все сортировала и изучала», – написала Маулимшина.
Однако на следующий день после того, как СМИ написали о внесении Дома имама Сатаева в реестр, компания «СтроиТЭК» опубликовала объявление о старте продаж квартир в третьем доме «Дельфин». По идее, религиозный комплекс должны были разместить рядом с самым высоким, 25-этажным домом, но на месте трех здания изображена аллея.
Эльза Маулимшина говорит, что строительная компания зачем-то облагородила и территорию, не относящуюся к жилому комплексу:
«Они умудрились девятиэтажное здание, старое, тридцатилетнее, облечь в красивый фасад, на крыше установить лежаки. Ну кто этот дом будет так красиво ремонтировать? Они близлежащие дома настолько изменили, что они не узнаваемы. По улице Султанова стоят двухэтажные дома, а у них – четырехэтажные, они их что, достроят?».
В «СтроиТЭКе» в течение двух дней нам не смогли объяснить, почему на сайте размещен недостоверный проект. Директор все время был на выезде, а руководитель отдела маркетинга сказала, что не уполномочена давать комментарии.
Третья соборная мечеть. Фото: Кирилл Пенкин
На сайте компании есть ЗD-тур по будущему комплексу. Эльза Маулимшина заметила, что там тоже не отображены ни дом имама, ни мечеть, ни медресе.
Скриншот Эльзы Маулимшиной
Несмотря на старания общественников и охранительные меры, предпринятые властями города, религиозный комплекс остается под угрозой. Застройщик через суд пытается снять арест и добиться передачи земельного участка под строительство.
В свою очередь, Эльза Маулимшина вместе с другими потомками основателей соборной мечети хочет создать некоммерческую организацию и восстановить «былое величие ансамбля». Сейчас исторические здания не функционируют по назначению. В мечети проводят выставки собак, а в медресе работает детско-спортивная школа и библиотека (власти обещают перенести спортивный комплекс в новое здание к 2019 году). Медресе обшита сайдингом, и внешний вид здания совершенно не соответствует историческому облику.
Сверху – дом имама и медресе на заднем плане в 20 веке, снизу – современный вид
Опасности подвергается еще один объект культурного наследия, расположенный рядом со стройкой. Общественники переживают за двухэтажный особняк «Дом Тихониных», в начале 20 века принадлежавший мещанину Тихонину.
Дом Тихониных. Фото: Кирилл Пенкин
Столетнее здание стоит прямо перед новостройками, компания «СтроиТЭК» хотела его снести, но Управление по госохране успело внести его в реестр. Сейчас разваливающийся дом огорожен со всех сторон забором, возле него свалены кучи мусора. По закону рядом с памятниками культуры запрещено вести строительные работы, однако застройщик роет котлован прямо у стен особняка, подвергая его риску обрушения.
Читайте также