Битва за перинатальный центр Уфы: Ложь как метод минздрава

17:55 26 мая 2017 Автор: Рамиль РАХМАТОВ

На днях на сайте республиканского медицинского ведомства появился любопытный документ, а именно проект распоряжения по созданию Республиканского медико-генетического центра.

Отметим сразу, что предложенный проект не столько что-то создает, а скорее разрушает существующее, а премьер-министру РБ Рустэму Марданову на подпись готовится подложный документ.

Неслучайно, что на создание Центра отводится срок всего в один месяц со дня подписания. Никто не собирается строить Центр, для этого достаточно забрать у другого учреждение существующее здание.

В этом отношении особенно цинично звучит пункт 5 проекта:


Скриншот с официального сайта Минздрава РБ
«Принять предложение ГБУ «Республиканский перинатальный центр» об изъятие из его оперативного управления неиспользуемого государственного недвижимого имущества РБ согласно приложения № 1 к настоящему распоряжению».

Так вот этим «неиспользуемым недвижимым имуществом» оказался один из корпусов РПЦ по адресу Гафури, 74. У нас вызвало удивление, что руководство РПЦ взяло и так легко отказалось от одного из своих основных корпусов. Поэтому мы решили проверить, действительно ли этот корпус не используется.

Утром нас встретили полные коридоры пациентов и посетителей РПЦ. Работа медиков и регистраторов, ожидающие приема люди показали, что здание отнюдь не пустует, а работает по полной нагрузке. 



Чтобы прояснить ситуацию мы решили пройти к и.о. главного врача Алексею Фролову. К этому моменту как раз завершилась оперативка, и из разговоров, выходящих из конференц-зала медиков, мы поняли, что они не менее нас удивлены тем, что работают в «неиспользуемом» корпусе.

- Никаких официальных обращений или предложений по данному корпусу из министерства или правительства к нам не поступало. Тем более, мы не никаким образом никого не просили забрать у нас этот корпус. Перинатальный центр – это большой единый организм, составные части которого не могут быть разделены. Я видел проект распоряжения и более чем возмущен 5-м пунктом, это фальсификация событий. Медико-генетическая консультация, поликлинический прием беременных, отделение вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) и другие подразделения располагаются здесь. Все они с большой напряженностью и эффективно работают. Открытие нового корпуса позволило улучшить здесь условия приема, и если у руководства почему-то могло сложиться впечатление, что пустует первый этаж, то это не так. Вы это видели сами. Столпотворения нет за счет того, что произошло грамотное распределение по кабинетам, что опять же позволяет поднять качество работы.

Корр.: - Про то, что центр геномной медицины необходим и будет открыт, говорил Рустэм Хамитов на коллегии минздрава…

- О том, что такой центр необходим никто и не спорит. Но такая реализация идея не принесет пользы. Если мы хотим организовать высокотехнологичную медицинскую помощь с применением геномной медицины, то, как мы будем выявлять больных, кому эта помощь нужна? Первичный прием в любом случае идет у нас. ВРТ – это отдельная стезя. На сегодняшний день заявки на обращение в наше отделение наиболее высоко представлены, 556 человек из 1500 квот, которые распределены на 4 клиники (имеется в виду на процедуру ЭКО).

Корр.: - Правильно ли я понимаю, что новый корпус на улице Авроры лишь завершает процесс ведения пациентов родовспоможением. Но в длительном процессе основная масса работы происходит здесь? Этот процесс неразрывен?

- Его нельзя разрывать. Здесь проходит амбулаторный этап. Выявление пациентов с хромосомными патологиями, с пороками развития, прерывание беременности в силу невозможности коррекции, по идее того же минздрава, должны быть в единой системе оказания помощи. В том виде, в каком мы сейчас существуем. То есть, выявление, прерывание или родоразрешение. Вычленение какой-то части делает несостоятельным приказ о маршрутизации в республике.

Корр.: - Но инициаторы объединения вашего центра с роддомом не могут ли утверждать, что на базе роддома № 4 все эти подразделения есть?

- В 4-ом роддоме есть центр планирования семьи, который был рассчитан на оказание помощи городскому населению. Я не могу сказать, что он несостоятелен, но этих площадей, которые могли бы использоваться для перемещения туда нашего клинико-диагностического отделения будет явно недостаточно. Возможные переключения между подразделениями роддома и РПЦ, скажем, женской консультации на улице Валиди, также неэффективны. Во всех подразделениях роддома уже свои устоявшиеся потоки прикрепленного населения, которые уже не поменять.

К разговору о том, что открытие медико-генетического центра за счет перинатального центра не только фактически остановит работу последнего, но и послужит тормозом для развития новой структуры, подключилась заместитель главного врача по клинико-медицинской работе Марина Мельникова.

- Пожалуй, самая развитая область генетики в республике связана с патологиями вынашивания и беременности. Эта область, которая максимально исследована и максимально востребована, что здесь создается поток. Понятно, что свои генетические аспекты есть в кардиологии, онкологии, гематологии, нейрогенетика – это вообще отдельная область. Кстати, специалист по нейрогенетике работает у нас. В республике есть провалы по генетике онкологии, онкогематологии и сердечно-сосудистым заболеваниям. Но поскольку у нас провозглашен акцент на профилактику, то надо делать упор на период беременности, а не когда ребенок родился. Многие генетические отклонения, выявленные на стадии беременности, могут быть скорректированы и компенсированы на протяжении жизни. Экономический момент. Возьмем популяцию, все остальные генетические заболевания (онкология, кардиология и прочее) занимают 99%. Мы же занимаем 1%. Легче финансировать этот 1%, а всем 99 % оказать высокотехнологичную бесплатную помощь в наших условиях нереально, потому что эти 99% - это уже родившееся взрослые люди. Поэтому, если брать какие-то направления, то надо опираться на ту базу, которая уже есть. В большинстве регионов такие центры работают в составе других крупных больниц, как правило, перинатальных центров. Это логично с точки зрения маршрутизации, экономики и качества оказания помощи. Когда же мы делаем отдельный центр, который не имеет логистики, материальной базы, экономического обоснования и специалистов, а их в республике очень мало, большинство работает у нас, то заведомо обрекаем его на неудачу, - говорит замглавврача.

Отметим, что единственный сомнительный аргумент, который послужил основанием для идеи объединения роддома и РПЦ – сокращение управленческой надстройки. Но создание отдельного центра геномной медицины снова предполагает нового административного звена. Где здесь экономия?

- Этот корпус на Гафури открывался, вернее с него началось формирование перинатального центра. Сначала планировалась медико-генетическая консультация с центром планирования семьи. Потом был передан корпус на Чернышевского, который предполагал создание перинатального центра. Открытие нового родильного корпуса на Авроры завершило процесс создания единой структуры, который шел на протяжении 14 лет! Если же эти связи разорвать, то разрушится и логистика, - завершает беседу Алексей Фролов.

Уже на выходе из корпуса мы спрашиваем о перспективах коллектива в случае реализации всех планов руководства минздрава. Алексей Леонидович грустно говорит, что большая его часть будет потеряна.

Мы же после всего услышанного и увиденного начинаем укрепляться в версии, что вся эта скандальная инициатива по ликвидации Республиканского перинатального центра была задумана лишь под этот «отжим» здания на улице Гафури ради чьих-то финансовых интересов.


Читайте также