В Уфе вполне успешно начало работать региональное представительство Международной ассоциации исламского бизнеса. О первых шагах и успехах организации, целях и задачах мы пообщались с ее руководителем Вадимом Лапко.
«Наша задача – защитить бизнес от рейдерских захватов»
- Добрый день, Вадим. Мы уже что-то из общения с президентом МАИБ Маратом Кабаевым знаем о самой ассоциации, но ничего о ее башкирском подразделении. Что это: филиал, структурная часть вертикали или ассоциированный член?
- Специфика ассоциации в том, что она изначально строилась как международная организация. Поэтому она возникла как бы сверху, так как организационно это было удобнее. Но на местах ее филиалы являются отдельными юридическими лицами и ассоциированными членами всей структуры. Сейчас мы завершаем процесс регистрации в Башкортостане, но под нашим крылом находятся и соседние регионы.
- Так ваш филиал республиканский или региональный, и в чем заключается упомянутая вами специфика?
- Среди множества задач одной из главных является налаживание горизонтальных связей между предпринимателями-мусульманами на международном уровне. Это одновременно просто и сложно. Сложно, потому что люди разделены границами и законами, а просто, потому что мы ищем людей, которые зарабатывают на созидательном и халяльном труде.
Наша организация де-юре республиканская, в которой собралась сильная команда успешных бизнесменов. Поэтому она оказывает патронат нашим партнерам в соседних регионах, точнее помогает им на стадии становления. Кроме этого, я отвечаю за развитие наших подразделений в России и за рубежом.
- А в общем, какие задачи вы перед собой ставите?
- Уже можно говорить, что не ставим, а реализовываем. Во-первых, это консалтинговые услуги, затем помощь в поиске инвесторов. Про горизонтальные связи я уже упоминал. К сожалению, одной из главных наших задач по-прежнему остается защита бизнеса от рейдерских захватов.
- А есть уже успехи? Приведите пример, пожалуйста.
- Не стану называть имен, но, например, в Перми мы отстояли бизнес нашего партнера, который занимается производством ингибиторов для дорожного покрытия. Против нашего партнера был задействован комплекс инструментов давления, в том числе и попытки уголовного преследования. Поэтому пришлось выходить в том числе и на нового руководителя края.
Но нам удалось его отстоять. Но это пример работы с негативом. В качестве позитива можно привести недавнюю встречу с представителями турецкого бизнеса и руководства.
Об уровне мероприятия говорит хотя бы то, что в нем приняли участие близкие к президенту Турции лица. Например, Ихсан Акташ, президент компании «Дженар» и советник Эрдогана, крупный строитель и родственник премьера Турции Эндер Хабердар и другие. Вообще Турция проявляет громадный интерес к бизнесу в России, в том числе и в Башкортостане. На подходе подписание соглашения по поставке в Турцию товаров нефтегазового машиностроения. Это все уровень руководства стран, но в этом процессе задействована и наша ассоциация. Турки очень заинтересованы в партнерстве по туризму. Им очень интересна наша республика, а нам они готовы представить новое направление халяльного туризма. Это не просто отдых на курортах по стандартам халяль, но и широкая культурно-паломническая программа. В общем, есть над чем думать.
Президент Международной ассоциации исламского бизнеса Марат Кабаев во время встречи с членами делегации Турции во главе с Ихсаном Акташем (в верхнем ряду шестой слева).
- И все же нас больше интересует пример нашей республики…
- При участии индонезийской стороны в одном из районов республики был построен рапсовый завод. На подходе завод по производству химудобрений, инвестор уже есть, важно решить организационные вопросы. Вообще, Индонезия, Малайзия – очень перспективные страны с точки зрения исламского бизнеса. Есть уже договоренности и с центральным офисом «Сбербанка».
- Кстати, исламский банкинг входит в зону ваших интересов?
- Безусловно, что это одно из главных направлений нашей работы. Без лишних подробностей отмечу, что «Сбербанк» задействован в нескольких пилотных проектах, три из которых приходятся на нашу республику. Башкирия уже находится на стадии получения исламских денег. Весь процесс в Башкирии курирует сам Рустэм Марданов.
«К Исламу я пришел сам и не сразу»
- Раз упомянули премьера, то как складываются отношения с органами власти?
- Отношения в целом носят конструктивный характер, мы постоянно взаимодействуем с Госкомитетом РБ по туризму и предпринимательству. На верху нас понимают. Чаще у бизнеса возникают проблемы на более низком уровне. Руководители на местах не всегда понимают значение инвестиций. Но чтобы переломить ситуацию, мы и нужны.
- А каковы критерии участия в вашей организации, есть ли обязательные взносы?
- Сейчас наша организация в Башкирии насчитывает более 20 юридических лиц, некоторые предприниматели приходят к нам вместе с сотрудниками, поэтому, сколько физических лиц сказать сложно. Наше главное требование – это не национальная или конфессиональная принадлежность, а готовность заниматься халяльным бизнесом и отказываться зарабатывать на хараме. То есть, отказ от производства и продажи алкоголя, свинины и ссудного процента. Под эти критерии без особых проблем могут попасть любые бизнесмены, будь они христианами или иудеями. Мы понимаем, что, например, в ресторанном бизнесе сделать это сразу сложно. Поэтому кто-то идет к этому постепенно. Например, открывает сначала залы по стандартам халяль.
- Лицо организации – это ее руководитель. Расскажите о себе.
- Я родился и вырос в Дюртюлинском районе, с Маратом Кабаевым мы земляки. Моя бабушка была верующей и воспитывала меня в этой традиции. Но к Исламу я пришел не сразу, а уже в зрелом возрасте, более осознанно. Окончил я аграрный университет, долгое время работал в структурах нефтегазового сектора в различных регионах страны. Тогда и начал заниматься бизнесом. Сейчас у меня несколько карьеров по добычи декоративного камня, а в производстве занято около 100 человек. У меня замечательная семья, двое детей 12 и 6 лет. Я не давлю на супругу или детей, чтобы они строго придерживались правил религии, но очень рад, как младший сын к этому тянется сам. Всему свое время. Я благодарен Всевышнему за дарованное мне, и что у меня есть возможность заниматься делом.
- Спасибо вам за разговор, до свидания.
Справка
В основе Исламского банкинга лежит проектное инвестирование, которое связано с разделом рисков, долевым участием. Банк не получает процента, банк изучает человека, который пришёл к нему за помощью, предложенный бизнес-план, анализирует риски. Исламская экономика стоит на той позиции, что деньги пахнут. Например, вы не можете пользоваться деньгами, полученными от алкоголя, даже если этот алкоголь продан пьющим не мусульманам.