Фото: eparhia-ufa.ru
Иулитта Борисовна Зуева появилась на свет в 1807 году в семье простых крестьян Бориса и Марии, жителей села Воздвиженского Оренбургской губернии. Родители отличались благочестием, любили посещать храм в праздничные дни. Кроме дочери, в семье воспитывался сын Адриан. До пятнадцатилетнего возраста Иулитта вела жизнь обычной сельской девушки, слыла скромной и трудолюбивой. Однако втайне от всех она с ранних лет стремилась к иноческой жизни, отказавшись от мясной пищи. Когда родители задумали выдать ее замуж, девушка, опечаленная этим решением, стала горячо молиться. Согласно преданию, в одном из сновидений она получила указание посвятить жизнь служению Богу через трудный подвиг юродства.
В ближайшее воскресенье после этого, возвращаясь из храма, Иулитта села на дороге в грязную лужу и начала говорить бессвязные слова, что мгновенно породило в селе слухи о ее помешательстве. На следующий день она попросила мать остричь ей волосы, ссылаясь на головную боль, после чего сняла всю свою одежду, кроме простой рубашки, и в таком виде вышла к людям. Так начался ее долгий и суровый путь.
Жизнь в родном селе стала для нее испытанием. Дети и некоторые взрослые часто преследовали ее, осыпая насмешками, бранью и даже побоями. Для самозащиты Иулитта носила с собой пучок больших иголок. Ночами она уединенно молилась, а днем ходила по избам, помогая односельчанкам в их трудах: занималась ткачеством, присматривала за детьми. Питалась она скудно – лишь черным хлебом и водой, отказываясь от любой иной пищи под разными предлогами.
После кончины родителей ее брат Адриан нанялся на работу караульщиком, а сама Иулитта стала полностью свободной в своем подвиге. В этот период духовным наставником и защитником для нее стал священник села Никитинского Сперанский, известный своим милосердием к бедным и сиротам. Под его негласным покровительством она жила некоторое время.
Постепенно годы молитвы, смирения и терпения очистили ее внутренний мир и развили духовную чуткость. У нее открылся дар прозорливости – способность предвидеть будущие события. Прикрывая этот дар внешним безумием, она помогала людям готовиться к грядущим скорбям. Предчувствуя пожар, она ложилась спать одетой и уговаривала так же поступить других. Перед сильной метелью начинала «храпеть, как лошадь». В своем мешке она носила иконки, крестики разных размеров, чугунок и кружку. Тому, кого ожидала беда, она вручала крест, говоря «омой крест», причем размер креста соответствовал масштабу будущей скорби. Когда испытание проходило, она приходила и забирала свой дар обратно.
Более шестидесяти лет Иулитта несла свой подвиг в родных местах. ее стандартным одеянием была льняная рубашка, поверх которой она носила синий сарафан, на голове – шапка, подвязанная платком, на ногах – рваные лапти. Она постоянно уничижала себя, называя «дурой Улиткой». Заметив, что в каком-то доме начинают относиться к ней с особым почтением, она немедленно уходила, а там, где к ней не проявляли особого внимания, могла задержаться надолго, усердно помогая по хозяйству.
В двадцатых числах июня 1885 года Иулитта отправилась в Уфимский Благовещенский женский монастырь вместе с келейницами из Никитинского. Сначала спутницы не хотели брать ее, опасаясь странного поведения в дороге, но Иулитта дала слово вести себя смирно и сдержала его. Игуменья монастыря евпраксия с готовностью приняла подвижницу в обитель.
До конца своих дней Иулитта была безмерно благодарна тем, кто привез ее, говоря, что они «заживо ее в рай свезли».
В монастыре Иулитта получила возможность полностью посвятить себя молитве, посещая все службы и продолжая тайные ночные молитвенные бдения. ее дар прозорливости стал служить и сестрам обители. если какой-то монахине предстояло пережить скорбь, Иулитта начинала кланяться ей в ноги. Перед тем как кого-то переводили в худшую келью, она «каталась» верхом на палке по своей келье. О приближении вести о смерти чьих-либо родных она предупреждала, ложась на пол около кровати этой сестры, подобно покойнице.
Одно из самых известных ее предсказаний связано с игуменьей евпраксией. Когда та, будучи уже в слабом здоровье, собиралась на дачу для отдыха, ее келейница заказала для дачи новую кровать. Иулитта же стала настойчиво требовать, чтобы сделали не кровать, а добротный стол. Несмотря на уговоры, она не унималась. Вскоре предсказание сбылось: на этом столе пришлось поместить тело почившей игуменьи.
К блаженной приходило множество людей из города – разных сословий и уровней образования. Она утешала скорбящих, давала советы в затруднительных ситуациях. Одну пару, жившую в небрачном союзе, она грубо обличила и пристыдила при встрече, что впоследствии привело их к венчанию. Одному мужчине она прямо предсказала бегство его жены с любовником. Для одной женщины из Москвы она много лет была духовной советчицей и утешительницей, о чьей помощи та с признательностью позже сообщала в монастырь. Когда обстановка позволяла, Иулитта отставляла в сторону личину юродства и давала людям мудрые и прямые наставления, удерживая, например, некоторых сестер от ухода из монастыря.
Свой земной путь, полный тайных подвигов и добровольного страдания, Иулитта завершила 3 августа 1903 года, мирно скончавшись после принятия всех необходимых христианских таинств. Она была погребена на территории Благовещенского монастыря. В первоисточнике указан ее возраст около 90 лет, однако, исходя из года рождения, на момент смерти ей было около 96 лет.
Сегодня место ее захоронения известно как участок по адресу: Уфа, улица Сочинская, 8. В связи с активным строительством на этой территории в последнее время, в том числе работами, проводившимися прошлой осенью, закономерно возникает вопрос о физической сохранности ее могилы. Остались ли останки подвижницы нетронутыми, или они подверглись переносу либо уничтожению – этот вопрос требует внимания и ответа со стороны ответственных лиц.
Читайте также
- Русские стрельцы или постоялый двор: найденный под Уфой древний город остается неразгаданным