Фото: Пруфы
Крупнейшие российские банки выступили с инициативой о полном запрете потребительских скидок на маркетплейсах. Главы Сбербанка, ВТБ, Т-Банка, Альфа-банка и Совкомбанка направили соответствующее письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину, сообщает Коммерсантъ.
Истинная причина не в заботе о потребителях, а в опасениях банков потерять контроль над денежными потоками. Крупные маркетплейсы активно развивают собственные платежные системы, что позволяет им обходить традиционные банковские структуры. С каждой операции, проведенной через их внутренние системы, банки теряют свою комиссию, которая при больших объемах составляет значительные суммы.
Главы банков предлагают, что при этом в любом случае данные скидки (акции, иные привилегии) не должны быть связаны с используемым для оплаты электронным средством платежа или банком, его выпустившим.
Указ подписан: Сбербанк обратился ко всем, кто снимает деньги с карт
Статистика подтверждает серьезность угрозы: активы «Ozon Банка» за 2024 год выросли на 253%, «Вайлдберриз Банка» — в 19 раз, а «Яндекс Банка» — в 4,7 раза. Клиентская база маркетплейсов исчисляется десятками миллионов пользователей, что сопоставимо с аудиторией Сбербанка.
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина указывает на асимметрию: пока обычные банки на платформах не могут предлагать свои карты с особыми условиями, сами маркетплейсы свободно используют этот инструмент.
По задумке, запрет скидок позволит замедлить отток клиентов в новые финансовые экосистемы. Однако такие меры являются нерыночным вмешательством и могут иметь негативные последствия.