Фото: shedevrum.ai
Ситуация. В пригородах Уфы, где традиционно больше детей, стали необычайно популярны питбайки. Дети гоняют по вечерам на дорогах, зачастую становясь опасностью для водителей, а также для пешеходов.
Ужасный пример. В июле 2025 года в Башкирии произошла страшная авария: двое 14-летних подростков на питбайке погибли, столкнувшись с автомобилем. Эта трагедия, к сожалению, не случайность, а закономерность. Почему так происходит и что делать, чтобы остановить эту тенденцию?
Проблема в том, что питбайки формально не считаются транспортными средствами. Для их управления не нужны права, регистрация или страховка. Родители покупают их детям, думая, что это просто игрушка, но на деле питбайк – это настоящий мотоцикл, способный разгоняться до 80 км/ч.
Столкнулись в лоб: в страшном ДТП скончались подростки из Башкирии.
Питбайки изначально создавались для спортивных соревнований, но потом их стали массово покупать подростки. Питбайки дешевле мотоциклов (можно найти модели от 73 тысяч рублей), не требуют прав и документов, их нельзя зарегистрировать в ГИБДД, и детям кажется, что им легко управлять даже без опыта.
Но именно здесь кроется опасность. Подростки садятся за руль, не зная ПДД. При этом питбайки не оборудованы фарами, поворотниками и другими элементами, обеспечивающими безопасность.
По закону питбайк – это «спортинвентарь», и выезд на нём на дороги общего пользования запрещен. На практике подростки катаются где угодно: по дорогам, дворам, тротуарам. Инспекторы ГИБДД при этом бессильны – если питбайк не зарегистрирован, его водителя могут оштрафовать лишь как пешехода.
Закон разрешает использовать питбайки только на специальных мотодромах, в лесу или на полях, − в общем, вдали от дорог, − а также на частных территориях с разрешения владельца. Но таких мест мало, а контролировать их соблюдение почти невозможно.
Цифры за 2024 год рисуют безрадостную картину: почти 400 погибших в ДТП с питбайком, среди которых 12 детей.
Статистика нарушений вызывает особое беспокойство:
17 тысяч водителей были остановлены в состоянии опьянения;
1,5 тысячи из них повторно сели за руль нетрезвыми;
Более 2 тысяч случаев управления транспортом несовершеннолетними, причем 174 подростка находились в алкогольном опьянении.
Основные причины аварий остаются прежними: опасные обгоны, нарушения при проезде перекрестков и превышение скорости.
Специалисты ГИБДД обращают внимание: главная причина аварий с участием мототехники – не столько автомобилисты, сколько отсутствие у водителей «спортинвентаря» навыков управления и необходимой категории в правах. Подростки, садящиеся за руль мощных мотоциклов и питбайков, зачастую не могут адекватно оценить ни свои возможности, ни скорость движения, ни дорожную обстановку.
Проблема приобретает угрожающие масштабы. Только 4 июля, в Кузбассе инспекторы остановили 12-летнего подростка, управлявшего мотоциклом. Ни он сам, ни его пассажир даже не были защищены шлемами, что говорит о незнании базовых принципов безопасности.
Подобные ситуации повторяются по всей стране с пугающей регулярностью, а в сельской местности Башкирии они становятся особенно частыми.
Здесь границы проезжей части зачастую размыты, и дети неожиданно оказываются полноправными участниками дорожного движения – совершенно к тому не готовые. Подростки, считающие питбайк «крутой» альтернативой велосипеду, катаются группами, не осознавая смертельной опасности. А родители, покупая им эту технику, зачастую не могут объяснить все правила безопасности.
Все это поднимает еще один вопрос: безопасности средств индивидуальной мобильности. Это электросамокаты, моноколеса, электровелосипеды. Формально это тоже не участники дорожного движения, но по факту часто ими становятся.
Статистика за 2024 год показывает тревожную динамику: количество ДТП с участием СИМ в России выросло на 42,8%, а число погибших увеличилось на 25,6% по сравнению с предыдущим годом.
В Башкортостане ситуация зеркально отражает общероссийские тенденции. Основной причиной аварий остается человеческий фактор – невнимательность как самих пользователей СИМ, так и других участников движения. Особую опасность представляют случаи, когда электросамокаты развивают высокую скорость на тротуарах и пешеходных переходах, создавая угрозу для пешеходов. Несоблюдение элементарных правил безопасности и отсутствие должного контроля только усугубляют проблему.
Напоминаем, что за передачу управления транспортным средством лицу без прав предусмотрен существенный штраф в 30 тысяч рублей.
Законодательство разрешает использование питбайков на специальных площадках без водительского удостоверения, однако выезд на дороги общего пользования квалифицируется как нарушение ПДД и влечет за собой серьезные последствия:
Для водителей старше 16 лет:
Штраф от 5 до 15 тысяч рублей;
Эвакуация техники на штрафстоянку;
Для несовершеннолетних:
Штрафные санкции для родителей;
Передача материалов в комиссию по делам несовершеннолетних;
Дополнительный штраф 30 тысяч рублей за передачу управления.
Многие люди обеспокоены ситуацией и бьют тревогу. Это также поднимает волну рассуждений относительно повышения требований к управлению питбайка.
Уфимцы выставили жесткие требования к ГИБДД.
Также многие говорят о том, как важно создавать безопасные площадки для езды. В каждом районе нужны мотодромы, где подростки могли бы кататься под присмотром инструкторов.
Питбайки – не игрушка, а серьезная мототехника, которая может убить. Трагедия в Башкирии – это сигнал: пора менять законодательство и отношение к проблеме. Если ничего не делать, такие аварии могут происходить снова и снова.
Родители, покупая питбайк ребенку, должны понимать: это не велосипед. Без обучения, экипировки и контроля езда на нём опасна.
Читайте также
- Вместо серых домов - почему в СССР в Армении были розовые панельки