Фото: prufy.ru
В современном обществе образование – один из ключевых факторов успеха и залог профессионального развития. Тем не менее не все студенты успешно завершают университет и получают диплом. Почему это происходит? Что мешает молодым людям получить высшее образование и реализовать свои профессиональные амбиции? Давайте разберемся в причинах, почему студенты не могут окончить университет.
Опросив студентов, столкнувшихся с проблемами во время учебы, сперва мы решили узнать, почему они пошли получать «вышку», и выяснили, что причин было много: у кого-то было давнее желание, кому-то повезло меньше, и они в принципе не хотели продолжать образование.
– Я хотела получить высшее образование. Признаться, никакой другой вариант и не рассматривала. Вузов для поступления было несколько, но основных только два, в остальные подала просто на всякий случай, если передумаю, – рассказывает Настя, студентка Казанского федерального университета.
Она изучает прикладную математику и информатику, проще говоря, IT, и находится в академическом отпуске уже год. Уйти она решила из-за накопившихся за годы учебы усталости, стресса, долгов и напряжения.
Другая девушка, Айсылу, студентка лечебного факультета Ижевской медакадемии, сказала, что высшее образование для нее – это гарантия независимости и твердой почвы под ногами.
– Мысли о высшем образовании были у меня всегда, еще с начальной школы. Решение о получении высшего медицинского образования принимала сама. Во многом помогла мама. Надо отталкиваться от того, что хочется человеку. Я выбирала свою профессию на жизнь, основываясь на нуждах общества. У нас люто не хватает хороших врачей, учителей. Когда я отучусь, то всегда смогу найти работу, мы нужны будем всегда, – отмечает Айсылу.
Однако не всем повезло с выбором – поступать или нет. Хафиза, студентка Уфимского университета науки и технологий, сказала, что родители просто поставили ее перед фактом – продолжать учебу после 11 класса.
– Я не хотела получать «вышку» – после девятого класса меня не отпустили. Все еще помню слова отца: «Брат ушел после девятого, а ты не уйдешь, одного достаточно». Мол, хотя бы ты будешь с вышкой. У нас в деревне учиться в 11 классе оставалось всего лишь пять человек, и я хотела хотя бы свалить в какой-нибудь интернат, раз на ЕГЭ пошла – все понимали, что в нашей школе мало кто мог нормально сдать. До нашего класса из школы 3-4 года никто не поступал в вуз.
Еще одна наша собеседница, Настя, учащаяся филфака стерлитамакского филиала УУНИТ, рассказала, что в школе очень трудно принять волевое решение о своей дальнейшей жизни, поскольку зачастую все время до выпуска решения за подростков принимают родители, а не они сами.
– До конца 11-го класса не была уверена в своём выборе, подавала документы туда, куда глаза глядят, в последний день приёма. Оттягивала, потому что не хотела поступать вообще. Родители, общество и школа оказывали давление, поэтому я и поступила в итоге. Но, порой, действительно нужно, чтобы кто-то авторитетнее тебя подтолкнул, направил, в 16-18 лет бывает действительно сложно принимать решения, особенно такого масштаба, особенно, если до этого многие решения принимал не ты сам, а родители за тебя.
– Нам преподаватели прямо говорили, что журналисты – не самая уважаемая профессия, всем людям наплевать на журналистов, что нас никто не защитит, что мы не сможем заработать больше 15 тысяч рублей и так далее. Мне такое тоже не понравилось, я, честно, была в шоке, – рассказывает Хафиза.
– Думаю, последней каплей стала сессия на третьем курсе – я уже не помню, что мы сдавали. Вроде, был патанат (паталогическая анатомия, – прим. ред.), и я сдала его на тройку. Я зубрила эти конспекты не одну ночь, вставала рано утром, и в шараге на перерывах повторяла. И мне ставят тройку. У меня ни одной тройки не было никогда. Что-то сломалось во мне тогда. Я, помню, пришла домой, заперлась у себя, взяла в руки кошку и разрыдалась, – смеется Дарина, в прошлом студентка педиатрического факультета БГМУ. – Выплеснула это все на Персика. Спустя два часа успокоилась и поняла, что надо валить. Я не хочу для себя такого.
– Постоянный стресс, напряжение. Я поняла, что просто нет сил на то, чтобы закончить бакалавриат, и я взяла академический отпуск, – говорит Настя.
Студенты, учащиеся на всех видах отделений, очном, заочном и очно-заочном, имеют право на академический отпуск. Академический отпуск, он же «академ» – это право студента взять паузу в учебе, чтобы решить проблемы, затрудняющие процесс его обучения. Причины могут быть разные: семейные обстоятельства, проблемы со здоровьем, задолженности и другие.
– Я уходила в «академ» из-за накопившихся долгов. Если честно, я еще и на коммерции была, это очень сильно давило на меня. Но, признаться, мне «академ» помог. Я уходила на семестр (с сентября по февраль), и меня отправили на год назад. То есть я снова оказалась на третьем курсе, но уже на бюджете, – объясняет Айсылу.
Она отмечает, что во время пребывания в «академе» находилась в очень удручающем состоянии и испытывала чувство полного бессилия. Она выходила на работу, но спустя месяц решила закрыть долги за два семестра и восстановиться. Однако другие девушки не высказали такой решимости.
– Я взяла «академ» на третьем курсе и не вернулась, – со смехом говорит Дарина. – Было очень тяжело, до последнего не хотела говорить семье, потому что знала, что услышу: оскорбления, крики, угрозы. Но это был мой самый счастливый день за всю учебу. Второй счастливый день был, когда я забрала документы.
Дарина из династии врачей – ее мама работает стоматологом, а отец нейрохирургом, бабушка и дедушка с папиной стороны в прошлом педиатры, а бабушка с маминой – отоларинголог. Но девушка никогда не хотела быть продолжателем семейных традиций. Ее душа тянулась к архитектуре. Сейчас она готовится к поступлению в УГНТУ или архитектурно-строительный институт, и параллельно работает в цветочном магазине.
– Я много раз пыталась говорить с родителями на тему моего обучения. Слышать из раза в раз упреки, что я позорю семью, не очень приятно. «Академ» как будто бы подготовил почву для моего ухода. Мне кажется, мама понимала, что если я его возьму, то уже не вернусь. И оказалась права, – сказала Дарина.
– Нахожусь в «академе», но хочу отчислиться, – смеется Настя из КФУ. – В данный момент работаю, готовлюсь к восстановлению.
Большинство опрошенных нами студентов заявляет, что академический отпуск – палка о двух концах. Не все находят в себе силы для того, чтобы вернуться назад. Когда с плеч падает такой груз, не хочется его снова взваливать на себя.
Например, Настя из стерлитамакского филиала УУНИТ отмечает, что во время академического отпуска у нее расширилась культурная программа: она ходит в театры и кино. Во время учебы у нее уходило много времени на изучение новой литературы и книг. Причем, не всегда они были нужны для ее специальности. Она отмечает, что в ее вузе на филологическом направлении есть много «ненужных» предметов, из-за которых не получается готовиться к важным.
– Мне так тревожно и «барыбер» (баш. «все равно», – прим. ред.) на все одновременно. Мне не дали взять «академ». Теперь продолжаю «закрываться». Мне кажется, ближе к первым числам июня станет известно, выпущусь я или нет, успею или нет, – делится переживаниями Хафиза.
Из-за укрепившегося в обществе убеждения, что только высшее образование делает человека специалистом, который зарабатывает много денег и всегда имеет работу, люди стали обращать меньше внимания на среднее специальное и профессиональное образование. Вице-премьер Правительства РФ Татьяна Голикова рассказывала, что в 2023 году в колледжах учились 3,5 миллиона человек, в университетах – 4,5 миллиона. И если в провинциальных городах СПО ещё может составить конкуренцию вузам, то чем ближе к столице находится муниципалитет, тем меньше у СПО шансов привлечь к себе абитуриентов.
Депутат Мособлдумы Сергей Маликов отмечал, что среднее профессиональное образование нуждается в кардинальном изменении. Он сетовал, что у нас большое количество юристов, экономистов и политологов, но при этом существует нехватка специалистов профильных направлений.
– Кто завтра пойдет на заводы и фабрики, если половина молодежи учится на менеджеров? – говорил депутат.
Идентичное мнение высказала председатель комиссии Мосгордумы по экономической и социальной политике Людмила Гусева.
– Если мы посмотрим, какие курсы, онлайн-уроки предлагаются, мы увидим, что существует огромный рынок, где люди покупают курсы, которые раньше были доступны в сегменте среднего образования – от украшения тортов до слесарных, малярных, отделочных работ, работ по дереву. Это очень четкий показатель: рынок для этих специалистов есть, хороших мастеров не хватает, и, получив на уровне колледжа базовое образование, можно зарабатывать достойно, знать, что клиенты нуждаются в твоих услугах и ценят тебя, а работодатель заинтересован в притоке молодежи, – отметила чиновница.
Масла в огонь подливает стереотип, что в колледжи идут троечники, которые не блещут умом и не потянут университеты. Подобное деструктивное мировоззрение оказывает еще большее давление на школьников, пребывающих в стрессе из страха перед будущим. Не смог поступить в 10 класс – значит, иди в колледж, а если ты поступил в колледж, значит, получается, хуже других?
– Некоторые учителя пугали нас тем, что, если мы не поступим в 10 класс, то нас ждет другая школа жизни – колледж. Там учатся те, у кого нет шансов, чтобы занять место среди элиты – студентов вузов. Удел «колледжных» – продавец в магазине, дворник. Как будто после университета люди не работают в «Пятерочке». Гопота, идиоты и маргиналы – именно ими мы станем, если поступим в колледж, – рассказывает Дарина.
– Если сравнить учебу в медколледжах и академии или вузах – это, конечно, разный уровень. С одной стороны, мы проходим одно и то же, но они делают это максимально вкратце и поверхностно. Уровень знания отличается, – рассказывает Айсылу.
Еще в марте 2024 года мэр Москвы Сергей Собянин утвердил, что в колледжах откроют дополнительные 10 тысяч бюджетных мест. Это на треть больше, чем было раньше.
Некоторые эксперты высказывают еще одно мнение – популярность колледжей, несмотря на негативный флер, растет с каждым годом. Причина – страх перед сдачей ЕГЭ. Согласно данным международного исследования Ipsos «Trend Vision 2022», в 2022 году среди опрошенных число учащихся в вузах сократилось с 69 до 51%, по сравнению с исследованием 2021 года, а число учащихся средних специальных учебных заведений, наоборот, выросло с 18 до 30%.
Все опрошенные нами студентки рассказывают, что рабочие места есть, но причин, по которым их можно не занять, много. Ряд работодателей требует от выпускников большого опыта работы, которого у него может не быть. Например, если студент не подрабатывал по своей специальности во время учебы.
– Да, перспективы огромные. IT сейчас востребован, с этим не поспоришь. Проблема в том, что специалистов стало слишком много, поэтому джуниоры (молодые специалисты) сейчас мало кому нужны, все ищут миддлов (более опытные айтишники), каковыми студенты чаще всего не являются, – делится Настя.
Студентка филфака Настя отмечает, что большую роль при трудоустройстве играет зарплата. Если специалистам в сфере нефтедобычи или информационных технологий есть где разгуляться, то гуманитариям тяжело найти работу с зарплатой, которая дала бы возможность жить, а не выживать.
– По моему направлению требуется очень много специалистов, но эти предложения оставляют желать лучшего по зарплате, – отмечает девушка.
Хафиза рассказала, что работать начала практически сразу с поступлением в ВУЗ, но не по своей профессии. Она попробовала себя в очень многих сферах и осталась довольна тем, что решила освоить самые разные профессии.
– «Вышка» важна, конечно, я это понимаю. Это поможет мне устроиться на работу, необязательно по своей профессии, даже ее наличие поможет мне. Сейчас я работаю не по профессии: занимаюсь совместными свадебными съемками со своим молодым человеком, я редактирую фотографии и монтирую видео. До этого работала логистом и готовила в кулинарном цеху, – рассказывает девушка.
Опрошенные нами студентки не дают однозначный ответ школьникам, думающим о высшем образовании.
– Мой совет – думайте головой. Да, включать мозг тяжело, и легче скинуть выбор на других, но дальше так будет всегда. Вам постоянно придется думать – делать так, как нужно вам или то, что хотят от вас. Жизнь у вас одна и, поверьте, она далеко не сахар. Поступление – это концентрированный стресс, а учеба и того тяжелее. Будет неплохо, если вы опросите родню, спросите совета. Но вы не обязаны ему следовать. Это научит вас быть взрослым и брать ответственность за свой выбор, – подчеркивает Дарина.
– С одной стороны, если идти в вуз не сразу после школы, то велик шанс вообще туда не прийти, потому что появляются сомнения в надобности, да и во взрослом возрасте уже хочется обеспечивать себя самостоятельно, а работать параллельно с очным обучением довольно трудно. К тому же, именно наличие высшего образования может обеспечить тебя хорошей работой и достойной зарплатой. С другой стороны, с нами учился парень, старше нас лет на пять, и он подошёл к этому максимально осознанно, точно зная, для чего он здесь и чего от обучения хочет получить, – говорит Настя из КФУ.
– Мне кажется, тут индивидуально, смотря какой уровень в твоей школе. Если учителя и ученики сильные, с хорошими твердыми баллами, конечно же, можно после школы пойти в вуз, а в школах с низким уровнем образования, мне кажется, лучше не мучить детей, им потом в этом университете все мозги выжмут. Для них такая нагрузка будет непривычной, ребенок просто сломается, – говорит Хафиза.
– У каждого свой путь, все индивидуально. Кто-то может быть уже в школе уверен в выборе вуза и желании поступать, а кто-то и в 30, и в 50 может сомневаться, нужно ему это или нет. Вообще, мне кажется, отличным вариантом после окончания школы брать Gap year (отпуск после учебы). Подумать, попутешествовать, подготовиться. Но это тоже может ослабить хватку, и через год уже будет казаться, что поступать не так уж и важно.