пришлите новость

Из провинциалки – в звезды. Как я снималась в массовке в Москве и что из этого вышло

12:00, 10 декабря 2023

Опыт жительницы Башкирии, которая мечтала сниматься в кино, но ее брали только в массовки в Москве. По ее словам, ей мешала неславянская внешность

Из провинциалки – в звезды. Как я снималась в массовке в Москве и что из этого вышло
фото:pxhere.com

Обращаете ли вы внимание на людей, которые появляются на фоне главного героя в сериалах или несколько секунд мелькают в толпе людей на экране? Или на веселящуюся публику на концертах вроде «Голубого огонька»? Но вряд ли задумывались когда-то о том, сколько часов снимался один коротенький эпизод и так ли весело зрителям павильонных концертов было на самом деле – если только сами не принимали когда-то участие в массовке. Как наша героиня, девушка из Башкирии Луиза, которая мечтала сниматься в кино и на своем опыте узнала, что такое быть в массовке. Сколько можно заработать в Москве, не имея никакого опыта? Кто и зачем идет сниматься, внутренняя кухня, «закадровый» быт и ужасы, которые творятся на съемочных площадках клипов и даже фильмов?

Как попасть на съемки?

Съемки фильмов в России в большинстве случаев проходят в Москве или в Санкт-Петербурге. У нас в Башкирии, если что и снимали, то эти фильмы мы можем по пальцам пересчитать. И, когда мне довелось на время переехать в Москву, я тут же решила попытать удачу и попасть на настоящие съемки. К слову, оказалось это не так сложно.

Когда я решила сниматься, стала искать информацию об этом – и довольно быстро наткнулась на чаты и группы в социальных сетях, где люди могут найти для себя роли в кино. К массовке требований немного. Как правило, бригадир (тот, кто собирает массовку и координирует их работу в кадре) спрашивает фото и кратко описывает, что вам во время съемки нужно будет делать. Обычно вам не озвучивают название проекта, в котором вы будете сниматься, а если называют, то какое-нибудь рабочее название, которое вам ни о чем не говорит.

Вы фоткаете себя в полный рост и делаете селфи, потом высылаете бригадиру, который набирает массовку. Ему надо просто отправить анкету – дальше на вас посмотрит уже директор по подбору актеров, а иногда и режиссер. Чаще всего анкета высылается в телеграм или в вотсап.

В анкете важно четко указать все то, что изначально просят в объявлении. Там пишут, какая внешность нужна, возраст, одежда. Но это – еще и некая проверка на адекватность актера.

Например, бригадир обозначает, в каком порядке вы должны указать ваши данные – и его надо соблюдать. Чаще всего вы пишете рабочее название проекта, ФИО, ваш рост, размер одежды, размер обуви, номер телефона и на какую роль претендуете. Казалось, мелочь, но, если вы чего-то не указали или даже где-то ошиблись в порядке написания, бригадир может подумать – как бы сказать мягче – что вы не можете усвоить обычную информацию. И задаться вопросом – а сможет ли этот человек справиться со своей легкой, как поначалу кажется, задачей на съемках. Вообще, в массовке сниматься действительно легко в том плане, что с вас не требуют суперактерской игры, как с главных актеров. Сложность в другом – одну сцену в две минуты в фильме могут снимать в течение 12 часов.

Тут важно уточнить, люди, которые снимаются, чаще всего не любят, когда их называют «массовкой» – правильнее будет говорить «актеры массовых сцен». Но я буду говорить «массовка», поскольку ничего обидного в этом слове не вижу.

Самая первая съемка

Первой съемкой для меня стал клип одного из бывших рэперов продюсерского центра Black Star. Действие проходило на улице на баскетбольной площадке в жилом комплексе. Это было первое октября и на улице было холодно, но я была в кроссовках и в спортивном костюме, как попросил бригадир – и почти сразу же очень замерзла. Хорошо, что хоть додумалась взять с собой теплую куртку.

Если одежда не соответствует заявленной в анкете, бригадир может отправить вас домой. Либо художник по костюмам вас переоденет, но обычно массовку переодевать никто не хочет. Только если уж совсем никто не пришел.

Например, был один не очень приятный случай. Я пришла на место сбора. Набирали зрителей для одной передачи первого канала. Нужно было прийти максимально нарядными, я пришла в платье, ярко накрасилась. А теперь представьте: в метро стоят 15 девушек. Подходит бригадир и просит каждую расстегнуть куртку. Я немного была в шоке от этого. Но расстегнула. В общем, это был мини-кастинг на роль зрителей. Двух девушек, которые пришли в брюках, развернули. Бригадир просто сказал: «не подходите по одежде». А это еще и было в семь утра. 

Что по деньгам?

За съемку с рэпером из Вlack Star платили 1000 рублей. Казалось бы, эпизод в клипе, да еще и 1000 – круто. Но не все так просто, как кажется.

Когда я пришла, там было человек 100.  С 10 утра до 6 вечера всей толпой мы ждали, когда приедет этот исполнитель. Кстати в свои 15 лет я фанатела от него. А в тот момент мне было 22, и я думала, что было мне сейчас 15, я бы умерла от восторга. А тут я стояла и думала, когда же все это закончится.

Мы ждали до вечера. В 18:00 нас только покормили. Как мне объяснили остальные ребята, кормят, потому что человек может подать в суд за то, что он находится на смене больше 8 часов без обеда. Про обеды подробнее расскажу чуть позже. В 20:00 мы начали только репетировать наш танец-флешмоб для клипа. Репетиция прошла раз шесть, зато во время нее мы хоть немного согрелись. Естественно, все замерзли за 10 часов, ведь нам там пришлось ходить в кроссовках. И сесть было негде. Примерно в 21:00 рэпер наконец-таки приехал, и мы сняли всю эту историю примерно за один час. Я, кстати, очень сильно переживала, что у меня не получится, но оказалось – это не так уж и страшно. Те, кто помладше, лезли вперед и танцевали для будущего клипа, как умели. Те, кто постарше (там стояла и я), кто хотел похалявить, стояли в шестом ряду слева и делали вид, что танцуют и этого было достаточно.

Напомню – это был жилой район. Жители расположенных вокруг многоквартирных домов все слышали и наблюдали за происходящим. Съемка была с участием музыкантов, которые играли прямо там живьем. То есть барабаны, гитары было слышно так, что гудели машины. Сняли за час – в 22:00 жители спокойно могли вызвать полицию, поэтому нас начали отпускать в это время.

Наша звезда, которую мы ждали там 10 часов, ни с кем не сфотографировалась и уехала, что стало разочарованием для многих. 

С кем можно познакомиться на съемках?

За время, пока мы бродили в ожидании процесса, я уже успела обзавестись знакомствами. Мы разговорились с каким-то парнем – он сказал, что ему 27 лет и он приехал в Москву из Оренбурга. Когда услышал, что я из Уфы, очень обрадовался. Потом познакомилась с парнем помладше. Ему было 17 лет, и он рассказывал, что учится на актера, а сам родом из Киргизии. Казалось, что первый был как-то разочарован жизнью, а у второго горели глаза, и он четко знал, какие у него мечты и цели.

Пока мои новые знакомые ушли курить, со мной начала говорить одна бабушка (я удивилась и еще подумала – зачем нужна бабушка в клипе). Она то и дело рассказывала мне, что сыграла труп в «Следе». Кстати, по ее словам, за роль трупа ей заплатили 5000 рублей. Мне показалось, что немного небезопасно знакомиться тут с людьми – я все время пыталась куда-то уйти от этой бабушки, но та все равно как-то меня находила и продолжала рассказывать, как она играла труп в «Следе».

Когда парни, которые уходили курить, вернулись, тот, который был постарше, начал со мной флиртовать, брать меня за руку. От него я решила тоже держаться подальше, и получилось так, что я в течение дня наяривала круги вокруг баскетбольной площадки, лишь бы не пересекаться с тем парнем и с этой, как мне показалось, странной бабушкой. Потом я нашла того 17-летнего мальчика из Киргизии и уже с ним мы дальше ходили вокруг баскетбольной площадки. Он плохо говорил на русском, но, в принципе, когда я общалась с ним на башкирском, он меня понимал, а я понимала, о чем он говорит на киргизском. Он показался мне довольно приятным. Но, потом, когда все закончилось, мой новый знакомый сразу же пошел покупать себе пиво… Так быстро я никогда не разочаровывалась в людях.

Как заканчивается съемка?

Дальше началось самое интересное для меня. Вся собравшаяся толпа начала ломиться к бригадирам, чтобы получить свою оплату за съемку. Никакой нормальной очереди там не было, все хаотично – кто-то стоял в сторонке и ждал, кто-то толкался друг с другом.

Потом выяснилось, что нужно разбиться на две очереди – первая была за соглашением, которое ты должен подписать, иначе тебе не выплатят деньги. В соглашении было указано, что о процессе съемок рассказывать нельзя. Раскрывать сумму гонорара, который тебе платят, и имя артиста – тоже. Естественно фоткать все это тоже было нельзя. А во второй очереди раздавали по 1000 рублей, потом пачка денег закончилась, и бригадир начал скидывать деньги на карту, почему-то по номеру карты, что было неудобно.

Вся эта история закончилась для меня в 23:00. Я в шоке и в то же время в восторге от первого съемочного дня, побежала быстрее на автобус. Ощущения были противоречивыми – в свои 15 лет я очень сильно любила этого артиста, а тут, спустя семь лет, я снималась у него в клипе, и мои идеалистические представления о нем сломались. Пришло, наконец, осознание, что «звезды» – обычные люди, такие же, как мы.

В итоге за один съёмочный день с 10:00 до 23:00 мне заплатили 1000 рублей. Кстати – в массовке почти всегда большая часть времени уходит на ожидание, часто – на улице. Бывает, ставят палатку и тепловую пушку внутрь, чтобы можно было согреться. 

Обеды, бригадиры, деньги

После всех этих съемок я ненавижу сушки. Там практически всегда ставят чай, воду и сушки для массовки. Для главных актеров, естественно, питание поприличней. Если же и нас кормят, мы ждем своей очереди. Сначала едят главные актеры и съемочная группа, потом актеры, которые снимаются в эпизодах.

Ну, знаете, в фильмах появляется на одну серию герой, а потом его нет. Актер играет в эпизоде. Это – следующая стадия после массовки, их называют неофициально «групповка» – актеры групповых сцен. Кстати, на второй съемке для себя я уже играла в эпизоде.

Но вернемся к обедам – после того, как поест групповка, покормят и массовку. И если, например, не хватит обеда актеру массовки, на это махнут рукой – мол, ничего страшного. Если повезет и вам достанется хороший бригадир, который ко всем относится, как к людям, он найдет вам обед, либо даже свой отдаст, чтоб не обидеть. Но бывают съемки, перед которыми заранее пишут, что обед нужно брать с собой. И вас реально не покормят – максимум поставят сушки, которые вы будете грызть целый день.

Да, насчет бригадиров. Попадались и такие, кто «отщипывает» и актерские гонорары к себе в карман. Например, вы видите объявление о наборе массовки, где пишут, что гонорар – 2000 рублей. Затем вы находите это же объявление в другой группе, где гонорар – 1500 рублей. Куда вдруг уходят 500 рублей, как думаете?

Какой была самая худшая съемка?

Это была съемка «Голубого огонька». Я приехала в павильон в 9:30, а уехала в 01:30. Был четвертый день съемок, как рассказывали бригадиры, то есть выступления всех артистов там уже были записаны, и в этот день записывались подводки к выступлениям, причем снимали их одну за другой, без перерыва. Взять телефон в руки было нельзя – сразу матом орал бригадир. И еще там не выпускали, даже в туалет. Точнее, выпускали по одному, и с огромным одолжением, хотя сходить в туалет – это естественная потребность человека. Многие были взвинчены, но приходилось оставаться на местах, да еще и изображать очень жизнерадостные лица – если нервы не выдержат, и ты уйдешь, тебе ничего не заплатят, а лишними в Москве деньги не бывают.

Нас выпустили на перерыв только в 16:00, и вода с сушками для нас быстро закончилась. То есть мы сидели 6 часов – и нам хотелось и в туалет сходить, и кому-то покурить, и поесть. В съемочном павильоне стоял только один автомат, где продавалась хоть какая-то еда, но он принимал только наличные деньги, а оплатить по карте было невозможно. Хотя мало кто сейчас пользуется наличными. К тому же рядом с павильоном не было ни банкомата, ни магазинов. Мы скинулись с одной девушкой, которая тоже оказалась из Башкирии, на одну шоколадку Твикс. Там как раз две палочки. По одной палочке – это все, что мы успели поесть.

Спустя 20 минут этого перерыва нас обратно загнали слушать, смеяться над несмешными подводками и хлопать. Все это закончилось только к часу ночи. После этого болели ладони и не хотелось улыбаться больше никогда.

А большинство из тех, кто там был в массовке, пришли посмотреть концерт – но не тут-то было. В итоге нас голодных отпустили только в час ночи, а потом еще была раздача гонорара. Деньги, к счастью, раздали быстро (за полчаса). Так как оказалось, что это был концерт, который снимали для Казахстана, мне добавили к моим 1500 еще 500 рублей, потому что мой типаж внешности посчитали азиатским. Из-за того, что съемка закончилась поздно, а метро в час ночи уже не ходит – добавили еще 500 рублей на такси. Правда, такси до дома по еще тогдашним ценам мне обошлось в 800 рублей.

Ну и еще одна ситуация запомнилась. Массовщики часто сталкиваются с плохим к себе отношением. Так, однажды мы приехали на загородные съемки, на локацию нас везли 2 часа в автобусе. Была зима, и все действие проходило в каком-то заброшенном неотапливаемом здании. Мы очень замерзли – пошли в автобус, сели и попросили водителя включить печку. Но он ее не включил. А по сюжету – стояла осень, нам нельзя было надевать зимние куртки, пока шла съемка. В перерывах, которых, к счастью, было много, мы бежали за куртками – и единственным местом, чтобы согреться, мог быть автобус. Это, в принципе, и было нашей базой. Но водитель на наши уговоры завести автобус и включить печку не реагировал. А потом демонстративно занес тепловую пушку и направил в свою сторону. Нас в автобусе сидело человек 40. Помню, все начали с ним ругаться. Он среагировал примерно никак. Бригадир тоже видел все это – и тоже никак не реагировал. Оплата за адовые съемки составила 2500 рублей.

Кто снимается в массовках

Со временем я заметила, что иногда вижу на съемках одних и тех же людей. Есть люди, которые только так и зарабатывают. Многие из них – мигранты из СНГ, я общалась с ребятами из Украины, Беларуси, Киргизии и Узбекистана. Один мужчина лет 50 говорил, что он бывший таксист, а как прав лишили, начал ходить на съемки – и так уже ходит с 2005 года. Он помнит, как снимали такие старые сериалы, как «Папины дочки», «Ранетки», «Глухарь».

А есть пенсионеры, которые в любом случае будут смотреть эти же передачи по телевизору. И им, конечно, интереснее прийти в студию, посмотреть и послушать вживую, где им за это еще и заплатят, плюс они пообщаются со своими ровесниками, чем сидеть дома и смотреть то же самое бесплатно.

Но есть минус. Зрителям передач платят меньше всего – гонорар варьируется от 500 до 2000 рублей. Это съемки в «Пусть говорят», «Кто хочет стать миллионером», «Поле чудес» и других подобных передачах. Эти пенсионеры, как правило, местные жители со своим жильем в столице. Поэтому для них это некая надбавка к пенсии.

Есть и те, кто не может устроиться на работу. Те же мигранты, например. А еще есть студенты актерских вузов, у которых есть цель – они получают опыт работы в кадре, потом потихоньку играют в эпизодах, но мечтают, конечно, о главных ролях. А есть просто студенты, которые приходят на подработку.

Здесь есть и люди, которые в свой выходной на основной работе тоже приходят на подработку, в тайне мечтая стать звездой, как делала я. Я чувствовала себя немного востребованной, что ли.

А есть молодые люди в расцвете сил, которые не хотят становиться актерами, но и работать не хотят – им проще посидеть в массовке, прийти и уйти. Эти люди сидят целый день, читают книги. Им хватает денег на то, чтобы заплатить за коммуналку и купить продукты, как правило – это те, у которых есть свое жилье в Москве. Если посчитать плюс минус сколько они зарабатывают за 20 дней месяца, можно собрать около 40 тысяч рублей. Если вас, конечно, утверждают на съемки.

Надо сказать, что на съёмки в фильмах в эпизоды в большинстве случаев набирают подходящих под европейский типаж внешности. Башкиры в основном попадают под азиатский типаж – но есть одно «но». Когда ты отправляешь заявку на европейский типаж, тебе пишут, что тебя не берут, мол у вас азиатский типаж внешности. Но, когда отправляешь туда, где набирают актеров с азиатским типажом, то тебе пишут, мол, у вас же европейский. В итоге ты – чужой среди своих. Людям славянской внешности здесь проще. Есть башкиры, которые внешне похожи на европейцев: у них светлые волосы, кожа, широкий разрез глаз – их берут чаще.

Поэтому каждый раз, когда ты отправляешь заявку на кастинг – это очень нервный процесс. Ты до последнего не знаешь, будешь ли ты работать завтра и где. Все съемки всегда в разных павильонах, разбросаны по Москве – куда ты поедешь завтра, ты тоже не знаешь. Какой это фильм, тебе не говорят никогда – по ходу съемок приходится догадываться. Зрителям концертов иногда говорят названия передачи, в которой они снимаются.

В общей сложности я ездила на съемки год. Я не выбирала категории – была и зрителем, и актрисой массовых и групповых сцен. Фоток осталось мало, в основном боялась фоткать, так как нельзя. Успела увидеть Вадима Галыгина, группу «Фабрика», Дмитрия Диброва, Павла Деревянко, группу «На-На» и других артистов, которых я уже и не помню. Про группу «На-На» скажу, что они мне показались очень высокомерными. Мы с одной девушкой подошли к ним в здании Останкино, в этот момент они покупали шоколадку в автомате. Мы хотели попросить сделать совместную фотку, но они нам грубо отказали, сказав: «Мы, вообще-то, заняты».

 

Где снималась?

Точно можно увидеть меня в сериале «Против всех» – там в одном кадре в шестом ряду слева. Я сначала вела список, где писала, в каких передачах снималась, ну и фильмах или сериалах, если мне удавалось это выяснить.

Потом интерес пропал, и я перестала записывать, в какие проекты попадала. Я посмотрела только один сериал со своим участием. Когда его снимали, мне было безумно интересно, как он будет выглядеть вживую. Одну сцену с танком снимали 12 часов – целую смену. В итоге это заняло лишь четыре минуты в сериале. Могла быть ситуация, когда дождь мог помешать склейке кадров, или самолет пролетал, а его слышно. Поэтому операторам приходилось снимать заново. Помню даже, там был хороший бригадир – молодой парнишка, приятый, никому из массовки не грубил.

Съемки, которые понравились

У Галыгина в шоу очень хорошо относятся к зрителям, нас выпускали каждый час на перерыв. Сушки и вода были. Ну и там было, где сидеть на перерывах. А юмор на передаче был куда смешней, чем на «Голубом огоньке».

Был ли какой-нибудь интересный случай на съемках?

Хочу рассказать про вторую съемку, где я уже была в групповке. Разница, конечно, ощутима. Я пришла к 15:30, не с утра, как обычно, и смена закончилась раньше. На меня посмотрел второй режиссер и сказал: «симпатичная девушка, только переодеть». И повели меня в гримерку. Я зашла туда, меня накрасили и сделали прическу. Моя одежда не понравилась режиссеру, и меня переодели в черное короткое платье, а в жизни я совсем не ношу такую длину. Но потом я вспомнила другое: я не побрила свои ноги, простите за подробности. Мне дали каблуки 40 размера, хотя у меня 37. Поставили в кадре. И я стою и вижу актера Павла Деревянко, а он сидит и смотрит в пол. Мне начало казаться, что смотрит он на мои небритые ноги или на эти огромные туфли. Я себя настраивала изо всех сил на то, что он ничего не видит. В принципе, я думаю, ему без разницы на то, как выглядят ноги других людей.

В тот день снимали сцену в клубе. Это был реальный бар, мне дали стакан с какой-то жидкостью. Я решила попробовать на свой страх и риск. Распробовав, я поняла, что это обычный дюшес. Рассказала об этом остальным (там было человек 15) – и мы радостные выпили свои бокалы, а нам наливали еще. Остальная еда, которая была в кадре, была ненастоящей, но выглядела она максимально натуральной и аппетитной.

Наболевшее 

До сих пор немножко неприятна одна мысль. Пока в Голливуде снимаются фильмы, где в главных ролях разные типажи людей, у нас в кинематографе главные роли почти всегда даются людям славянской внешности. Мы со своей азиатской внешностью можем играть мигрантов или сидеть зрителем на концерте, который снимают для Казахстана.

Я, помню, что татары появляются в сериалах «Реальные пацаны» и «Улицы», которые шли на ТНТ. Ну и, конечно же, в нашумевшем сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте». Сложно вспомнить фильм, где появляются башкиры, за исключением, естественно, тех, что сняли режиссеры из нашей республики. Хочу, чтоб меня правильно поняли – мне бы хотелось видеть в сериалах и в фильмах весь колорит нашей страны, без высмеиваний национальностей. Как в фильмах Marvel, там и азиаты, и европейцы, и темнокожие люди. А у нас в кинематографе почему не так?



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ






важное