пришлите новость

«Крутанула руль, и понесло вбок». Транспортный эксперт – о трагедии с рухнувшим с моста под лед автомобилем мамы с двумя детьми

16:12, 28 ноября 2023

Эксперт оценил, кто несет ответственность, что жители одного села ездили по гнилому мосту, ежедневно рискуя

«Крутанула руль, и понесло вбок». Транспортный эксперт – о трагедии с рухнувшим с моста под лед автомобилем мамы с двумя детьми
Фото страницы в соцсети Андрея Иванюты

Трагический инцидент в селе Азнагулово Белорецкого района с падением автомобиля с хлипкого пешеходного моста, унесший жизни 41-летней женщины и двоих ее детей, пятилетнего мальчика и семилетней девочки, вызвал бурное обсуждение и споры в обществе – кто виноват в случившемся? Высказываются версии, что происшествия не случилось бы, если бы существовал нормальный автомобильный мост, на который, как оказалось, выделялись деньги, или если бы въезд на пешеходный был перекрыт. Кто-то винит местную администрацию, кто-то – республиканские власти или надзорные органы, сами власти, возможно, и вовсе пытаются «спихнуть» вину на погибшую женщину. Мы пообщались с экспертом в сфере транспорта Олегом Арефьевым и задали ему все эти вопросы.

Как рассказал эксперт, этот мост уже не впервые привлекает внимание общественности.

– Я помню историю про этот мост, которая обсуждалась еще в 2020 году. Как раз тогда там снесло деревянный мост, он тоже был хлипенький, и все начали ездить по пешеходному, – вспоминает транспортный эксперт. – И даже наше центральное башкирское телевидение снимало сюжет, показывало, как там потоком идут машины через этот мост.

«Трагедии не могло не произойти»

Почему местная власть не ограничила доступ автомобилей на мост?

– Здесь все очень просто – по-хорошему, машин там быть не должно, но местная исполнительная власть понимала, что если им запретить там ездить, то людей они просто отрежут друг от друга [село находится на двух берегах реки Белой]. Это население будет «стучать», будет возмущаться, требовать. И, с одной стороны, власти пошли людям навстречу, потому что думали, что если аккуратно, то ездить там можно. С другой стороны – они понимали, что население потом будет задавать вопросы, почему нет моста. Насколько я знаю, несколько раз выделялись деньги на этот мост. Поэтому закрывали глаза на то, что там ездят машины, а об этом все знали, и эта женщина там не единственная. По мосту было движение, и машины ездили там всегда. Даже на первых фотографиях с места происшествия видно накатанную колею.

Насколько опасно ездить по такому мосту? Можно ли было избежать падения?

– Почему она сорвалась – вопрос второй здесь, на него должны ответить соответствующие органы. Чтобы проехать там, нужно иметь определенный опыт – узко, сложно, еще и качающаяся дорога, на подвесных канатах. При той ширине она просто могла дернуть рулем, могло закусить колеса, и в связи с полным отсутствием какого-либо ограждения она просто свалилась. Там не надо было даже мчаться – она могла тихонько ехать, нажать тормоз, ее по снегу потащило, особенно, если резина не очень хорошая, и выдавила ограждение это смешное – там просто была рабица.

Что будет с мостом дальше?

– Конечно, там сейчас поставят блок, какое-то время будет народ молчать, придавленный трагедией, сейчас, зимой, будут по реке переправляться, когда лед встанет, а к лету опять будут ставить вопрос: «Где мост?» Власти будут опять отвечать: «Отсутствует бюджетное обеспечение». Сейчас, когда машина упала, конечно, будут возбуждены уголовные дела, подняты документы и, скорее всего, на «условку» кто-то уйдет, найдут какого-нибудь «стрелочника». Но если бы никто не свалился, они могли бы просто там поставить блок, и ответственности никто не нес бы вообще. «Отрезанное» население могло бы бесконечно писать письма, и на них бы шла отписка – «отсутствие бюджетного обеспечения». Это золотая фраза, которой чиновники открещиваются от любой проблемы. Я знаю, как работает система. И ни прокуратура, никто их наказать не может – «мы хотим сделать, но денег нет, все». Вопрос в другом, если деньги выделялись, но осваивались на другое направление, то сейчас сядут два человека. По большому счету, трагедии не могло не произойти, рано или поздно с этого моста кто-нибудь бы свалился. Но вот – свалилась женщина с двумя детьми. Конечно...

Показательно расстреляют «стрелочника»

Кто, по-вашему, должен понести ответственность за случившееся?

Ответственность делится на две части. С одной стороны – отсутствие нормального моста для проезда, а с другой стороны – ответственность за то, что машина вообще оказалась там. Вот за то, что машина там оказалась, полную ответственность несет местная исполнительная власть. Кого-то выше, наверное, накажут, за то, что он должен был это курировать, и вполне возможно, что предписание даже до главы Белорецкого района долетит. Это будет какой-то чиновник средней руки, который должен отвечать, надзирать, ставить подпись, согласовывать разрешение. По факту, разрешения не было, и даже для красоты висел знак, который запрещал проезд, причем, все ездили, и все понимали, что знак для красоты, чтобы местные чиновники потом могли сказать: «Мы не разрешали, мы запрещали, это поездка на свой страх и риск».

То есть чиновникам не грозит никакой ответственности за то, что по мосту ездили машины?

Я скажу больше – скорее всего, прокуратура и суд не найдут оснований для наказания чиновников, потому что по факту было ограничение. Я не видел ни в одном нормативном документе обязанности властей физически ограничивать проезд – класть блок, ставить столб и так далее. Они знак повесили – значит, по факту, запретили. Знак висел, ГОСТы соблюдены, написано, что мост пешеходный – всё. Конечно, всегда возбуждается дело, но, насколько я понимаю, дело без фигурантов, никому обвинение не предъявлено. Через месяц-два суд или прокуратура либо откажут в возбуждении, либо кто-то получит «административку». <…> Также, я не исключаю, что, когда мост делали, его конструкция подразумевала движение легкого транспорта. Потом, когда в 2020 году выступил человек, который имел отношение к строительству моста, и сказал, что все тросы проржавели, и мост может рухнуть, движение ограничили. А если раньше движение там допускалось, то все становится еще запутанней, и вообще, мало кого можно найти ответственного за то, что она упала.

Справка

Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов. Также, согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», среди полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения входит принятие решений о временном ограничении или прекращении движения транспорта. Кроме того, согласно статье 13 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», к полномочиям органов местного самоуправления относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

«50 млн рублей – неинтересная цифра»

Кто должен был строить новый автомобильный мост?

– Местная власть. Самое интересное, что деньги им выделяли, и если так, то вопросов становится еще больше. Заказчиком строительства моста должен быть балансодержатель дороги, который в данном случае, скорее всего, – местная исполнительная власть. Это местная администрация, которая, понятно, что не обладает финансовыми возможностями – она пишет заказ наверх, по инстанциям, до какой-то доходит, в эту инстанцию инициируется выделение бюджета, и потом либо администрация, либо вышестоящая инстанция по инициативе нижестоящего органа проводит конкурс и определяется победитель, который будет строить мост. Насколько я знаю, там два раза пытались найти строителя, но оба раза никто не заявлялся.

Почему не получилось найти подрядчика?

Вопрос здесь даже не в том, «много или мало это – 50 млн рублей?» – на эти деньги можно было хоть что-то построить, гораздо более безопасное, может быть, и не очень красивое, как уфимские мосты через Белую. Дело в том, что 50 млн рублей – абсолютно неинтересная цифра для строительства. Заработок не такой, как они миллиардами осваивают на уфимских мостах. Могли ли они сделать какими-то своими способами? Нет, есть очень жесткие требования, жесткий проект. Мост такого размера они сами сделать не могли. <…> Если деньги реально выделялись и были потрачены не целевым способом, то там будет уголовка. Но опять же, на уровне местного органа исполнительной власти. На их уровне кого-то найдут, какого-нибудь «зама зама» и его показательно «расстреляют», если, конечно, об этом все не забудут.

«Максимально свалить вину на погибшую»

Пост главы района Андрея Иванюты, где он практически обвиняет погибшую в случившемся, и прочие подобные «вбросы» – это попытка властей свалить вину на женщину?

Уже идет в СМИ информация, не знаю, ее либо «вбрасывают», либо еще что-то, что она якобы была без прав, якобы выпившей, еще что-то. Я не исключаю, что попытаются максимально, полностью свалить вину на нее. Она нарушила требование знака, нарушила ПДД, выехала на мост, когда это было запрещено, что повлекло за собой трагедию. А что касается второго моста, который там нужно строить, – я боюсь, что в ближайшем будущем там так ничего и не появится, в следующем году точно, и не могу исключать, что к следующему лету блок тихонечко оттащат в сторону и машины снова начнут там ездить. Мы понимаем, что большая часть деревни находится за рекой вообще без связи.

Сколько в Башкирии таких мостов? Насколько серьезна проблема с такими мостами?

Проблема гигантская просто, она очень сильно массовая. Вопрос в том, как ее решают. Даже если таких хлипких мостов, по которым еще ездят, не очень много, то проблема отсутствия нормальных автомобильных мостов – гигантская. Я знаю огромное количество населенных пунктов, которые находятся не так далеко от городов и дорог, но, чтобы туда попасть, надо делать крюки по 40-50 километров. Конечно, это потери. Многие такие поселки, села. Была статистика по Башкирии по населенным пунктам, которые находятся в радиусе 50 километров от Уфы и не связаны с ней никаким сообщением. Мы же понимаем, что автобус туда не поехал бы, потому что отсутствие дороги, или она грунтовая, или в круг он никогда не поедет. Многие жители населенных пунктов — вот так, на свой страх и риск ездят либо в брод, либо по льду, либо по таким «мосточкам», тонут, проваливаются, и все равно едут. Я много ездил по Башкирии, и очень много видел таких населенных пунктов.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ






важное