Заражены грибком
Вообще, зерно нужно хранить в зернохранилищах. Должны соблюдаться определенные стандарты и требования, которые утверждены и разработаны не просто так. В 20-х годах прошлого столетия произошло массовое отравление людей, вызванное микотоксином. Проще говоря – грибком, который поражает зерно при неправильном хранении. Потому что должны соблюдаться определенные условия: уровень влажности, вентиляция. Здесь очень много тонкостей, нюансов. Зерно, зараженное плесенью, уже не сможет использоваться для приготовления каких-то продуктов. Токсины могут не погибнуть при 180 градусах. Это однозначно приводит сырье в негодность. В первую очередь – для пищевой промышленности.Почему не хватает зернохранилищ?
Лет 10 назад показатели урожайности у нас начали бить рекорды. Тогда и заговорили о том, что зерно лучше оставлять на полях и убирать позже. То есть об этой проблеме стало известно не сегодня и не вчера. Еще тогда бурно обсуждался этот вопрос. Нужно было просто построить зернохранилища. Цена вопроса при ежегодных инвестированиях – около 5-6 млрд рублей. Конечно, не единовременно. Для регионального бюджета это не сильно большая сумма. Есть специальные займы – федеральные, которые даются под 3 процента. Условно, можно было взять эту сумму у федералов в долг.Заражено ли зерно в полях?
Я не знаю точно, при каких условиях оно хранится. Чтобы подтвердить нарушения, нужно пойти, взять пробу и отвезти в лабораторию. Но, исходя из практики, принятых стандартов, зерно так хранить нельзя. Хоть как его накрывай, укрывай – нельзя. Минсельхоз утверждает, что можно, потому что пользуется временной схемой. Потом зерно куда-то транспортируется. Насколько это зерно употребимо в кормовых моментах (для скота, для птиц) – я думаю, этот вопрос разрешается технологиями приготовления. Каждый производитель кормов действует по своей технологической инструкции. У него есть требования к входящему сырью. Если сырье отвечает требованиям производителя, он его использует. Если нет – он будет искать другое сырье. Исходя из того, что зерно по такой технологии хранится уже не первый сезон, скорее всего, наш Минсельхоз приобрел уже в этом какой-то опыт и знает, куда это зерно потом используется. Видимо, есть спрос. Оно используется в каком-то производстве, о котором мы не знаем. То есть на рынке нет избытка некондиционного зерна.Это коммерческий интерес
У нас нет сейчас государственных компаний, которые выращивали бы зерно по госплану, госзаказу. Все хозяйства ориентированы на коммерческий результат. Есть субсидии, но на них все свои затраты не покроешь. Здесь нужно обратиться к самим хозяйствам, чтобы они рассказали, куда применяют зерно. Возможно все что угодно. Может быть, они продают его в Японию. Там при производстве определенной продукции используются токсины, которыми заражают рис, чтобы приобрести специальные вкусовые качества. А может быть, они применяют технологии обеззараживания. Сложно сказать. Уверен в одном – никто бы не стал тратить ресурсы, если бы это было невыгодно. А это огромные ресурсы. Просто брать и сжигать –зачем это надо? Значит, само хозяйство находит применение продукции. Если могут продать, почему бы и нет. Может, африканские страны это едят. Не знаю…Стоит отметить – в Минсельхозе заявили, что хранение зерна в полях является традиционным способом. А в министерстве ситуация находится под контролем. Пресс-секретарь Минсельхоза утверждал, что до наступления холодов зерно будут транспортировать, и ни грамма его не пропадает. Но люди массово жаловались на зерно, остающееся в поле.
Напомним, что в этом году из Башкирии за рубеж было отправлено в три раза больше зерна, чем за тот же период прошлого года. За девять месяцев передали 342,8 тысячи тонн зерна, а в 2022 году – 116,3 тысячи тонн. Значительная часть сырья уходит в такие страны, как Бельгия, Германия, Латвия, Нидерланды и Польша. Также известно, что башкирское зерно покупают Беларусь, Казахстан, Киргизия и Китай.