пришлите новость

Путепровод раздора. Как мост, в котором остро нуждались жители, прошляпили чиновники и строители

15:20, 24 октября 2023

Долгожданный объект под Уфой грозит остаться памятником коррупции

Путепровод раздора. Как мост, в котором остро нуждались жители, прошляпили чиновники и строители
Фото: скриншот видео / vk.com / Радий Хабиров

В начале октября 2023 года прокуратура Республики Башкортостан выявила нарушения при строительстве путепровода в Зинино. Первым по пути домой заметил это общественный деятель и местный житель Марсель Ахияретдинов, бывший строитель. Который на свой страх и риск осмотрел конструкцию, сфотографировал ее и опубликовал информацию в СМИ. В то время власти еще говорили, что мост откроют через месяц. Но публичный скандал помешал этим планам. Сам Ахияретдинов говорил, что «для моста такие нарушения – катастрофа» и объект придется переделывать.

Пруфы.рф разбирались, на каком этапе произошла ошибка, кто виноват, почему такое стало возможно и что ждет мост дальше.

Начало пути

Возведение так называемого в народе Зининского моста началось в 2021 году. Однако разговоры появились еще за три года до этого. В строительстве моста стояла острая необходимость. Частые аварии на «зининском переезде» всегда шокировали уфимцев. Например, в сентябре 2017 года поезд протаранил легковой автомобиль, который проезжал по железнодорожным путям. В результате аварии 56-летняя женщина, водитель легковой машины, скончалась на месте.

Жители поселков требовали мост через путепровод, который должен был обезопасить проезд и решить проблему с пробками. И вот, наконец, в конце 2018 года тогдашний мэр Уфы Ульфат Мустафин сообщил, что в 2019 году будет подготовлен проект строительства путепровода над железнодорожным переездом. По его словам, республика на эти цели выделила 55 млн рублей. Но ни в 2019, ни в 2020 никакого проекта не появилось. Чиновники говорили, что нужно согласование с РЖД, ведь это не просто мост – это путепровод над рельсами, которые имеют стратегическое значение. Ошибиться было просто нельзя.

_rotator.jpg

Хабиров анонсировал красивую картинку путепровода. Таким он должен был стать

Вновь заговорили о переезде только в 2021 году. Сначала глава Республики Башкортостан Радий Хабиров сообщил, что на строительство путепровода из республиканского бюджета выделено 230 млн рублей. 25 июня того же года стало известно о заключении муниципального контракта Администрации Уфы с АО «Уралмостострой» на 1,3 млрд рублей – проект должен был реализовываться в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», и по большей части за счет федерального бюджета.

Чуть позже Радий Хабиров рассказал о деталях строительства. «По плану мост будет четырехполосным, по две полосы в каждую сторону, длиной в 106 метров. Для подъезда к путепроводу возведут новую дорогу от транспортной развязки на автодороге М-5 «Урал» до примыкания к Нагаевскому шоссе, протяженностью 1,85 км».

Поворот не туда

Первые звоночки появились летом 2023 года. Прокурор Уфы Сергей Воронов проверил строительство вместе с первым заместителем главы мэрии Сергеем Кожевниковым и представителями «Уралмостостроя». По итогу было объявлено предостережение гендиректору АО «Башкиравтодор» Ильдару Юланову и директору филиала АО «Уралмостострой» «Мостоотряд № 30» Василию Чекурову о недопустимости срыва сроков строительства транспортной развязки в Зинино.

Несмотря на это, 14 августа замначальника управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений мэрии Евгений Кулешов отчитался о строительстве моста. Тогда он оптимистично заявил, что основные работы должны завершиться в конце августа, а запустить транспортную развязку планируется уже в начале сентября.

– На 98% завершена отсыпка земляного полотна подходов, со стороны города уложено уже три слоя асфальта, завершено устройство бордюров. В частности, на сегодняшний день на объекте отсыпано порядка 600 тыс. кубов ПГС, построена ливневая канализация диаметром от 300-500 мм и длиной 4,7 км, установлены бордюры общей протяженностью 5 км, – пояснил тогда чиновник.

Уже в тот момент строители не могли не знать о проблемной трещине, которая образовалась у основания конструкции. Вероятно, чиновники лукавили, что мост запустят в конце лета или начале осени. Ведь оказалось, что он имеет просадки, для исправления которых понадобится не один месяц. 3 сентября общественный деятель Марсель Ахияретдинов сообщил, что посетил строительство и даже пообщался со строителем.

photo_2023-10-24_21-53-10.jpg

Таким мост предстал перед сдачей объекта. Фото: Марсель Ахияретдинов

– В новостях сказали, что мост готов на 98%. Смотрите, вот есть первая опора, вторая и третья. И самая последняя, со стороны Зинино, четвертая опора. Вот она просела на 8 см. Для моста это катастрофа. Такое сооружение, и на 8 см просело уже сейчас. А что будет со временем? Рабочий мне сказал, что будут вскрывать опору, полностью очищать, или сажать полностью новые сваи, в общем, думать, что делать, – сообщил Ахияретдинов.

Однако чиновники, видимо, по какой-то причине решили скрыть эту опасную деталь. Глава Управления по строительству, ремонту дорог искусственных сооружений Уфы Константин Паппе заявил, что отклонения – незначительные. «На одной из опор путепровода имеется незначительное отклонение по вертикали. Для принятия технического решения, является ли это отклонение критичным или нет, администрация города решила произвести аудит несущей способности опоры №4», – публично сообщил тогда Паппе.

Скрыть грубейшие нарушения все же не удалось. В начале октября эксперты обнаружили смещение опор конструкции и превышение предельно допустимой нагрузки на сваю. Почти сразу было возбуждено уголовное дело по статье 293 часть 1 УК РФ («Халатность»).

Следствие посчитало, что недоработки могли быть на уровне проекта. В 2019 году Управление по строительству, ремонту дорог искусственных сооружений администрации города Уфы заключило контракт с ГУП УППЦ «Уралдортранс» и в декабре 2020 года ГАУ Управление государственной экспертизы РБ дало положительное заключение разработанной проектной документации. Уже через год, в июне 2021 года, был заключен контракт с ООО «Уралмостострой» на строительство развязки, общая стоимость его достигала свыше 1,3 млрд рублей, срок окончания строительства – конец 2023 года.

Что пошло не так?

Теперь возникает вопрос: кто виноват и что делать?

ГУП Уфимский проектно-производственный центр «Уралдортранс» с 2017 года возглавляет Рим Гилязетдинов. В прошлом – инженер-нефтяник, который дорос до постов в правительстве Башкирии. С 2011 по 2012 годы он работал начальником отдела Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству; с 2012 по 2016 годы – был первым заместителем председателя Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству. А уже в конце 2016 года Рустэм Хамитов назначил его председателем Госкомитета. В то же время с февраля по декабрь 2016 года Гилязетдинов возглавлял АО «Башкиравтодор», иными словами, он не мог не знать тонкостей работы дорожного строительства. В течение нескольких дней мы звонили Риму Гилязетдинову, однако дать свои комментарии по сложившейся ситуации он так и не удосужился.

Мы также попытались связаться с ООО «Уралмостострой», однако представительница компании наотрез отказалась говорить со СМИ, заявила, что комментариев по такому вопросу они не дают. По мнению экономиста и эксперта Пруфы.рф Рустема Шайахметова, пока рано говорить о том, какие затраты принесут дополнительные работы, вызванные некачественным возведением моста. Экспертам еще предстоит узнать, что стало причиной смещения опор конструкции.

– Без экспертного заключения сложно что-либо говорить. Но у меня такое ощущение, что вот это смещение произошло из-за грунта, который был плохо исследован, и в результате этого было принято неправильное решение. Но могли быть и другие причины. Для начала я бы предложил не поднимать «кипиш», а понять причину, и по ней действовать, – считает Шайахметов.

Экономист также отметил, что финансировать доработки должны ответственные за постройку люди. При этом не так важны сроки переделок. Первостепенная задача – сделать конструкцию безопасной.

– Те люди, которые выиграли тендер, проектанты, которым заплатили за это, кто исследования проводил, проектно-изыскательные работы. Они все получили деньги из бюджета. И если они некачественно сделали работу, кто должен финансировать допработы? Сейчас важна не столько оттяжка сдачи объекта. Главное, чтобы эта конструкция была безопасной. То, что мы на полгода позже получим объект – это существенно, но не критично. Потому что за это должны виновные понести ответственность, как правило, материальную, потому что в контрактах все прописано. И это должен взыскать заказчик – город или республика. Взыскать определенную сумму с ответственных людей и вернуть ее в бюджет, – сообщил Шайахметов.


Чиновники без зазрения совести выкладывали фото с моста, ничего не замечая // Фото:телеграм-канал Александра Клебанова


Марсель Ахияретдинов же считает, что мост обречен и исправить допущенные ошибки уже невозможно. Разве что полностью снести конструкцию и построить все заново. По его словам, если мост будет введен в эксплуатацию – в ближайшие 15 лет, скорее всего, случится обрушение.

– Этот мост обречен. То, что они сделали – это навсегда. Будет обрушение. Эту болезнь не вылечить, и переделать нельзя. Я думаю, где-то через 15 лет он уже полностью станет непригодным. Мост будет «играть», каждый год будут ямы, туда будет приезжать техника и заполнять это асфальтом. Они говорят, что укрепят. Нет, они этого сделать не смогут. Потому что наклон идет и это необратимый процесс. Скорее всего, снизу нет положенного количества материала для несущей опоры. Это сейчас уже 8 см. А что будет, когда туда въедут тяжеловозы? Но мы же не можем его выкинуть. Придётся смириться и жить.
Ахияретдинов сообщил, что в России и в мире существуют мосты, которые построены по неправильной технологии. Но на их содержание уходят немалые деньги – и, судя по всему, Зининский мост тоже займет место в ряду таких сооружений.
– Каждый день придется тратить деньги, – говорит Ахияретдинов. – Потому что те щели, которые образуются, и надувание, которое происходит – их же надо как-то устранять, подпиливать или еще что. Это навсегда. Этот мост –большая головная боль для Уфы и жителей Зинино на долгие годы.
Вместо вывода

Пока проверки продолжаются, но итог неутешительный. По всей видимости, мост, который строили два года и потратили на его возведение баснословные деньги, может стать недостроем или даже объектом высокой опасности. А может просто остаться объектом, который будет каждый год требовать финансирования из бюджета республики.

  • В Уфе объявили, когда запустят миллиардную транспортную развязку в Зинино.

  • «Будет обрушение»: строитель объяснил, что не так с мостом в Зинино ценою в 1,3 млрд рублей.

  • «Из бочек вытекала черная масса и шел резкий запах». На берегу реки Белой выкопали химические отходы.

 

 

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ






важное