«Если вы не сможете сохранить Городище Уфа-II – это можно сравнить с уничтожением нашего будущего!» – так говорили именитые ученые еще за много лет до нынешних событий.
Еще задолго до нынешней ситуации с Городищем Уфа-II, в феврале 2019 года, тележурналист, сценарист, редактор различных телевизионных программ Гаухар Батталова дала интервью телеканалу БСТ о том, какое будущее ждет городище. На тот момент Батталова являлась директором Республиканского историко-культурного музея-заповедника «Древняя Уфа». В интервью на башкирском языке она рассказывала о планах по развитию нового музея. Пруфы.рф решили перевести ту беседу и освежить память на предмет того, что планировалось сделать для городища, а в первую очередь для людей и истории, всего лишь 4 года назад.
КОРР: Наконец-то был подписан указ главы Республики Башкортостан «О строительстве археологического музея Уфа-2, городище «Древняя Уфа». Какова цель археологического музея, где он будет и как будет выглядеть? Каким вы представляете его в будущем?
Г. Батталова: После того, как появилась новость, что новый глава Башкортостана одобрил эту концепцию, посыпалось большое количество вопросов. Люди звонят нам, пишут. Такого количества звонков еще не было. Поэтому можно сказать, что люди ждали эту новость и событие это было воспринято с большой радостью. Однако вместе с тем у них появилось и много вопросов. Где именно будет музей? Каким он будет? У нас в Башкортостане вообще слово «археология» – для многих в новинку.
Городище Уфа-II располагается на въезде в Уфу со стороны Аэропорта, на пересечении улицы Заки Валиди, проспекта Салавата Юлаева и улицы Октябрьской Революции. Площадь территории составляет более 5 гектаров. Из них нам выделили 1 гектар земли, чтобы возвести музейный комплекс археологии.
На этой площади по нашим планам будет некое археологическое окно, которое мы накроем стеклом. И под этим стеклом мы хотим показать, как в древности наш народ жил и каким был его быт. Чем они занимались, как одевались, как украшали свою территорию и какими инструментами пользовались во время работы. Вообще, Городище Уфа-II – это кладезь большого богатства и своеобразия нашего культурного наследия, и мы хотим донести это культурное наследие до людей. Вот, например, придут люди, которые плохо знают историю, не знают пока вообще, что такое городище, что стоит за этим словом. Мы хотим объяснить это жителям, чтобы каждый смог понять.
Как-то наши археологи раскопали вниз до 4 метров землю – и их глазам открылась удивительная картина: слои земли разного цвета. Слои эти состоят из разных составов. Приехали ученые, и увидев это, были шокированы: «У вас такое большое богатство!» Эксперты посмотрели слои и сообщили, что вот этот слой – IV век, это V век, а это XIV век. Таким образом, можно сказать, что история старой Уфы началась еще в IV веке.
В декабре (напомним, интервью датируется февралем 2019 года, – прим. ред.), мы провели народный симпозиум, и многие ученые, которые посетили его, сказали, что в первую очередь хотят увидеть Городище Уфа-II. Я им говорю – оно же под снегом, как вы его собираетесь посмотреть? А они отвечают: «Мы просто хотим хотя бы одной ногой ступить на эту святую землю».
Получается, мировые ученые знают о значимости Городище Уфа-II, его древности и относятся к нему с таким трепетом?
Да. В 2006 году, когда на месте исторического памятника начались строительные работы, к нам в республику из Москвы и Казани приехали очень известные ученые с мировым именем. Среди них был и работник Московского института археологии Игорь Николаевич Кызласов. Они вот приехали в Уфу и сказали, а это, повторюсь, было в 2006 году: «Невозможно оценить значимость этого памятника культурного наследия. Если вы не сможете сохранить Городище Уфа II – это можно сравнить с уничтожением нашего будущего!» И вот с 2006 года сколько раз бы Игорь Николаевич ни приезжал в Уфу, он обязательно посещает Городище и всегда в интервью говорит, что для него это святая земля. Он также сказал, что с одобрением следит из Москвы за развитием Городища Уфа-II, потому что, по его словам, мы занимаемся святым делом.
Скажите, а к какому времени относятся те археологические памятники, которые были найдены на Городище Уфа-II?
Археологические памятники относятся к периоду с IV по XIV века. На сегодняшний день они хранятся в фонде музея Городище Уфа-II. У нас есть более 50 тысяч различных экземпляров, не попадавших сначала никуда, мы в 2012 году начали вводить их в фонд музея. Этот фонд музея — это не музей Городище Уфа-II, он даже не республиканский, а является всероссийским. Все археологические памятники находятся на федеральном уровне и защищаются федеральными законами. Поэтому на сегодняшний день никто не может начать какую-то стройку на археологической площади. Мы можем вести там раскопки и работы, связанные со строительством музея.
Если говорить о найденных артефактах, их очень много. Среди них и предметы, сделанные из золота, серебра, бронзы, а также из глины, костей и железа. Когда ты смотришь на них – захватывает дух, ведь они принадлежат к периоду времени с IV по XIV века. Для создания ювелирных украшений у них тогда не было таких инструментов, которые есть сейчас у нас, но, несмотря на это, они создавали очень красивые украшения.
Нияз Мажитов долгие годы занимался развитием Городище Уфа-II, сотрудничал и с Кызласовым. Скажите, какие ученые на сегодняшний день занимаются артефактами из городища?
Городище Уфа-II открыли в 1953 году – его открыл Петр Ищериков, другой большой ученый. С 1956 года Нияз Абдулхакович (Мажитов, – прим. ред.) вел различные исследования. На сегодняшний день изучением городища занимаются многие ученые – как работающие в Башкирском государственном университете и БГПУ, так и со стороны, те, кто приезжает специально. И с большой заинтересованностью занимаются раскопками. Они в декабре прошедшего года посетили наш симпозиум. Среди них доктор исторических наук из Челябинска Сергей Леонидович Батталов. Вместе с тем ученые из Венгрии – давние друзья нашего музея. Когда они приезжают в республику, для нас это большая радость, а когда мы ездим в Венгрию, они встречают нас с радостью, это Атилло Терк, а также Петр Лонга. Также у нас появился еще один новый соратник, казахский ученый, кандидат исторических наук Зейнолла Самашев. Он предлагал, чтобы ученые, которые занимаются городищем, посещали Казахстан и занимались переводом, а их ученые будут приезжать в Башкирию.
И вот, на этом симпозиуме обсуждалась идея, что ученые не должны работать по отдельности, а должны выходить на всероссийский уровень. Я считаю, что мы это сделали, раз проводим международный симпозиум. И раз именитые люди, известные по всему миру, интересуются нашим городищем – для нас это очень большое достижение.
Проведение международного симпозиума и фестиваля истории – единичные мероприятия? Планируется ли их проводить еще?
В сентябре прошлого года мы впервые провели фестиваль, так и назвали его – Первый Фестиваль истории. Конечно, волновались. Как я часто говорю – начинаем работу с закрытыми глазами, а потом, оглядываясь, удивляемся, что уже столько сделали. Люди, увидев наш макет города, прямо удивлялись – неужели в средние века и вправду был такой город?
Кроме того, мы сшили два костюма средневековой одежды для девушки и парня. Воссоздали их такими, какими они были, с использованием украшений, игрушек, безделушек – и нарядили моделей, парня и девушку, в эту одежду. Люди с удовольствием фотографировались с ними, делали сэлфи. Мы и не думали, что будет такой ажиотаж. В итоге приняли решение сделать фестиваль ежегодным. Сняли видеоролик, разместили в соцсетях. А во время симпозиума, который был посвящен памяти Нияза Мажитова, мы составили и подписали резолюцию, что симпозиум будет проводиться раз в три года. На сегодняшний день все траты на музей мы взяли на себя. В дальнейшем будут выделяться деньги из бюджета – ну и в таком виде будет проводиться, как мы думаем.
Исторические артефакты и памятники привлекают большое внимание обычных людей? Чем вы заинтересовываете туристов в Археологическом музее?
Археологический музей – это в первую очередь археологическое окно. В годы работы на телевидении я про себя думала: а как это – работать в музее? Как оказалось, очень интересно. На раскопках будто попадаешь в другой мир. Когда я держу в руках артефакты, мне кажется, что я вернулась в прошлое.
И многие, кто приходит в наш музей, берут в руки артефакт, даже маленький, который не имеет большой ценности для истории, и я вижу, что у них начинают дрожать руки, они меняются в лице, глаза начинают искриться. Потому что это большая ценность, это наша история, и это все равно чувствуется.
Сергей Батталов, челябинский ученый, говорил, что местоположение старого города, где сейчас находится Городище Уфа-II, по возрасту можно сравнить с городами Пенджикент и Новгородом – у них один возраст. И вот у нас есть городище с такой большой историей, и мы начали там такую большую работу – и, надеюсь, что в будущем мы ее закончим.
-
«От сенсаций не отказываемся»: копавший Городище Уфа-II ученый-археолог подал в суд на чиновников.
-
Суд запретил строительство Храма на месте Городища Уфа-II.
-
Правительство Башкирии привлекут к суду по защите Городища Уфа-II.
-
«Музей, живи!»: как в Уфе прошел флешмоб против строительства храма на месте Городища.