пришлите новость

Бензиновый хаос. Эксперт объяснил, что происходит в стране с заправками и как в этом виноваты цены на нефть

15:12, 02 октября 2023

Экономист рассказал о причинах роста цен на АЗС и о перспективах топливного рынка

Бензиновый хаос. Эксперт объяснил, что происходит в стране с заправками и как в этом виноваты цены на нефть
Фото: Пруфы.рф

В Башкирии многие уже столкнулись с заправочным хаосом. В ряде АЗС «Башнефти» не было ни бензина, ни дизельного топлива – в результате фуры вынуждены были встать в ожидании заправки. С чем связан такой бензиновый хаос? Виноваты ли санкции, или это заговор корпораций? Узнали у экономиста и постоянного спикера Пруфы.рф – Всеволода Спивака.

Цены на бензин упадут?

Сейчас временно закрываются многие АЗС, потому что там заканчивается топливо. Это ажиотаж, люди все скупают или сами компании ограничивают продажу? С чем это может быть связано?

Я думаю, что глобального дефицита топлива быть не может. Если дефицит регулируют уменьшением экспорта, избыточное топливо должно прийти на внутренний рынок, и мы видим, что на экспортной бирже цены на нефтепродукты снизились. Я думаю, что в конечном итоге снижение дойдет и до розничного рынка – правда, в меньшей степени. А в данном случае – да, есть мнение, что корпорации вступили в какой-то заговор. Но я в это на самом деле не верю.

Например, в «Башнефти» нет бензина, а в «Лукойле» всегда есть.

Я думаю, это временная ситуация, связанная с ажиотажем. Скоро это исправится.

Владимир Путин недавно выступал с критикой роста цен на бензин. Говорил, нужно снижать.

Рост цен на бензин справедливо отражает изменение курса доллара в отношении к рублю, и, соответственно, паритет между внутренними и внешними ценами – это с одной стороны. А с другой стороны – подлило масла в огонь решение правительства снизить объемы демпфера, который должен был отчасти компенсировать разницу между внутренним и внешним рынками. Что вполне естественно, с математической определенностью привело к росту цен на внутреннем рынке. Поэтому правительство борется само с собой. Когда оно снижало демпфер, было понятно, что это приведет к росту цен. Это просто очевидно, я не представляю, как может быть по-другому.

Объясните подробнее? Как снижение демпфера влияет на цены топлива на наших заправках?

Смотрите – есть разница между тем, на сколько компании могут продать на внешний рынок и на сколько – на внутренний. Если курс рубля падает, а цены в рублях, то, соответственно, продажи на внешний рынок становятся выгоднее – это логично. Условно говоря, если раньше продавали за доллар, а доллар стоил 55 рублей – это была одна история. А когда доллар стоит 100 рублей – цены на внутреннем рынке должны вырасти. Когда курс рубля резко снизился, возник паритет между внутренним и внешним рынками. Был разработан механизм, который несколько лет работал, когда правительство компенсировало нефтяникам часть затрат – то есть, условно говоря, докидывало определенную сумму за литр бензина из бюджета. Но эта сумма начала расти, а правительство с 1 сентября просто в два раза снизило объем средств, которые выделяло нефтяникам в рамках механизма демпфера.

Но нефть – это и так выгодно. Почему государство дотировало этот сектор?

Потому что нефтяникам было выгоднее продавать на внешний рынок. У вас есть выбор – продать дяде Петру и тете Наташе, а тетя Наташа платит в два раза больше, если вы ей продаете. Компаниям выгоднее продавать на внешний рынок, они более мотивированы, они получают с него больше прибыли и делают то, что должны делать.

Подорожание бензина – влияние санкций?

А как влияет ограничение продаж за границей? Есть же потолок цен – это влияет на то, что у нас внутри происходит?

Потолок цен ввели – 65 долларов за баррель – но не обеспечили эффективным механизмом реализации этого ограничения. К механизму реализации относилась в первую очередь стоимость фрахта (стоимость транспортировки одной фрахтовой единицы товара, — прим. ред.). Россия с партнерами создали флот судов, которые безразлично относятся к западным санкциям. То же самое делал Иран, когда были введены санкции — создал собственный флот танкеров, которые были нечувствительны к внешним санкциям. Второй фактор, который должен был оказывать влияние на исполнение потолка – это страхование. Но здесь западные страховые компании сменились либо государственным и квазигосударственным страхованием, либо страхованием компаниями, которые тоже нечувствительны к санкциям. Так же решили и проблему с расчетами – с учетом того, что большинство покупателей нефтепродуктов у нас из Азии, была создана многосторонняя система расчета – естественная реакция на санкции в западной системе. Поэтому введенный потолок цен на нефтепродукты фактически оказался мертворожденным, и на нас этот потолок никак не повлиял. Ожидания были больше, конечно.

То есть в мире уже приспособились к обходу санкций?

Да, мы понимаем, что приспосабливаться будут. Если бы на самом деле потолок цен эффективно работал, и нефтяники вынуждены были продавать нефтепродукты, исходя из подобных ограничений, возможно, и цены внутри России были бы тоже ниже. Потому что диспаритет бы исчез.

Рост зарплат и цен на продукты

Рост цен, который сейчас происходит на топливо – как раз перед осенью и сбором урожая – повлияет на рост цен на продукты и товары в будущем?

Топливная составляющая всегда является элементом инфляции и всегда перекладывается в конечные цены. Поэтому, естественно, повлияет. Другой вопрос – я не стал бы говорить, что это будут десятки процентов. Это будут проценты, но в совокупности с другими факторами – подорожанием импорта, ростом зарплат — конечно, влияет.

Рост зарплат у тех, кто на СВО сейчас? У них же высокие зарплаты.

Те, кто ушли на СВО, у них высокие – я бы не сказал слово «зарплаты», потому что, я так понимаю, значительная часть того, что они получают – довольствия. Это не зарплаты, а социальные доплаты. И, я думаю, что непосредственно та часть, которую можно назвать зарплатой, она небольшая. Но, когда они ушли, образовался дефицит на рынке труда – дефицит вызывает необходимость в повышении цен. Условно говоря, на СВО ушло миллион человек. Может, больше, может, меньше, я не знаю точную цифру. Но это – примерно полтора процента от численности рабочей силы по всей Российской Федерации, и более трех процентов от рабочей силы мужского пола. При этом происходит загрузка мощностей оборонно-промышленного комплекса – соответственно, на рынке труда возникает дефицит. И, точно так же, как дефицит ведет к росту цен как на любые товары – вызвал он и рост цен на рабочую силу, как на особый товар.

А в итоге у людей должны вырасти зарплаты?

Они и растут. По итогам года вы увидите рост доходов и реальных зарплат.

  • «Саботаж военного времени»: в Башкирии на заправках пропадает солярка и дизельное топливо.

  • Правительство России пообещало снижение цен на бензин в ближайшее время.

  • В Башкирии подешевело топливо.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ






важное