пришлите новость

«Я не понимаю, что там творится». Экс-чиновник сферы ЖКХ о том, как проходит капремонт в Уфе

10:00, 24 сентября 2023

Экс-гендиректор НОФ «Региональный оператор РБ» Борис Герасимов дал интервью изданию «Пруфы» и рассказал, как формируется фонд капремонта, сколько стоит ремонт одного дома, как выбирается подрядчик и как во всей этой схеме деньги жильцов, которые они платят ежемесячно, уходят «налево».

«Я не понимаю, что там творится». Экс-чиновник сферы ЖКХ о том, как проходит капремонт в Уфе
Борис Герасимов
Расскажите, как формируется фонд капитального ремонта, из каких средств он состоит, и на какие деньги вообще делается ремонт?

Собираются средства собственников и поочередно ремонтируются – один, второй, третий, четвертый, пятый дома. Все дома одновременно не могут набрать такие деньги, которые необходимы для ремонта, поэтому очередность – это нормальное явление. Постепенно каждый дом будет отремонтирован.

Как формируется очередность ремонта домов? По износу, по давности проведения ремонта?

Я долгие годы настаивал именно на том, чтобы очередность была по состоянию дома. То есть, если дом плохой, то его в первую очередь, если дом в лучшем состоянии, то во вторую. В то же время внутри дома различные коммуникации находятся в разном состоянии. Поэтому внутри дома тоже должна быть очередность – в первую очередь эти коммуникации, потом вторые, третьи и так далее. Вот тогда, я думаю, было бы справедливо. На сегодняшний день сложилась такая ситуация – перед тем, как был создан фонд, программу ремонта домов разрабатывала по заданию министерства московская фирма, и они выстраивали ее, исходя не из фактического состояния дома, а из документов – год, ремонт, и так далее. Но у некоторых домов просто отсутствовали эти документы. И теперь мы сталкиваемся с тем, что подрядчик приходит ремонтировать, а система была буквально недавно отремонтирована – и таких случаев очень много. Поэтому надо было программу пересмотреть и составить по мере потребности ремонта.

Часто бывает такое, что люди живут в изношенном доме, сдают деньги, а ремонт им все не делают? Ждут, когда уже что-то отвалится?

На сегодняшний день, если брать в республике 17 тысяч подлежащих ремонту домов, то произведен он только в половине из них. А вторая половина не отремонтирована вообще, там даже не приступали. Фонд в эти дома не заходил. Думаю, попросту у фонда не хватает денег.

Может быть, из-за такой системы распределения они вообще не в курсе об этих домах?

Программа есть, составлена – они в курсе про эти дома. Я считаю, если программа рассчитана на 40 лет, то она уже срывается. Потому что за 40 лет невозможно отремонтировать остальные дома.

Расскажите, как проходит процедура выбора исполнителя ремонта?

Выборы подрядной организации должны проводиться по конкурсу. Но подрядчикам где-то надо брать деньги и вкладывать в обеспечение контракта. Брать кредит – то есть, ты еще не начал работать, а уже в долгах. Поэтому многие не участвуют, а отбор подрядных организаций проводит министерство, по характеристикам. Раньше, когда конкурсы проводились без обеспечения контракта, подрядчики смело участвовали и шли работать. Проблем не было. Сейчас это проблема.

Как вы считаете, в этом есть коррупционная составляющая?

Я не знаю, коррупционная эта схема или нет. Если заказчик не заплатит подрядчику за невыполненный объем работ, или за некачественную работу, тогда коррупции нет. Если есть какие-то нарушения, может быть, это и коррупционная схема. Есть и дополнительные сложности. Перед фондом, например, поставили задачу – ремонт лестничных клеток. Там тоже проблемы – за шесть лет планировали 26 тысяч подъездов отремонтировать, а в итоге за пять лет отремонтировали где-то 7,5 тысячи. Программа не двигается. Ее ведет Фонд капремонта, эти работы не входят в капитальный ремонт, но деньги выделяет республика, и фонд занимается выполнением этой программы. Это тоже отвлекает от основной деятельности.

Сколько в среднем стоит ремонт дома?

Вначале составляется смета – что нужно сделать, какие виды работ. Но она – в ценах 2001 года. Потом надо все работы перевести в сегодняшние цены. Есть специализированные организации, которые рассчитывают индекс изменения сметной стоимости, переводят цены на сегодняшние материалы, среднюю зарплату работников, накладные расходы. Таким образом определяется стоимость работ по капитальному ремонту.

Например, раньше сантехника в 80-квартирнике стоила 2,3 млн рублей, кровля –где-то 3,5 млн рублей. Естественно, цены растут, и поэтому прямо сегодня, сколько это будет стоить, сказать сложно. Кстати, я забыл упомянуть, в заключении написано – они применяют индекс изменения сметной стоимости, который Минстрой им прислал для строительства новых панельных домов в Уфе. Но индекс для строительства панельных домов и ремонта подъезда, наверное, отличаются? Это разные виды работ. Наше правительство и регоператор решили, что они будут делать определенные виды ремонта в подъезде – полы, поручни и так далее. И в первый год, когда они проводили экспертизу на эти виды работ, экспертиза расписала четкий индекс – и индекс по замене, например, пластиковых окон – оказался в два раза ниже, чем стоимость ремонта. То есть, если в вашем доме подъезд отремонтировали с ремонтом окон, то сразу можно сказать, что на окнах произошла переплата. Естественно, подрядчик должен был по каждому виду работ цену умножать на отдельный индекс, а не так, что общий индекс на все работы. И эти все индексы определяются расчетным путем, об этом знают все строители. Мне кажется, кому-то было просто удобно умножать на одну цифру.

Какой процент выделенных на ремонт денег может уйти «налево»? Например, присвоит исполнитель?

Я считаю, все зависит от заказчика. Если заказчик ведет себя неправильно, то деньги, конечно, могут уйти. А если заказчик действует по всем правилам, то деньги «налево» не будут уходить, и все будет использоваться только для ремонта. Когда выбираешь подрядчика, он может где-то на чем-то сэкономить и за счет этого получить прибыль. А вообще, вся система ценообразования считается по среднему показателю – средняя стоимость материалов по РБ, по видам, рассчитывается средняя зарплата рабочих, накладные расходы, техника – и так далее. Подрядчик, если где-то затраты превышают смету, работает себе в убыток, или же работает более экономно. Вот такая система ценообразования.

О каких объемах можно говорить при нарушениях?

Когда, например, по смете получается 3 млн рублей, а потратили – 5 млн. Это –нецелевое использование бюджетных средств. Они будут доказывать, что эти работы выполнены. И проверяющие даже будут утверждать, что выполнены. Извините меня, я сам работал подрядчиком и знаю. В подъезде, когда все закрасили – кто докажет, выполнили работу там или не выполнили? Я не знаю. Или фасад делают – там очень дорогие работы. А кто потом сосчитает, сколько, к примеру, дорогого клея там использовали? Поэтому везде прописано, что первоначально должны сметчики все заложить и прописать, и все работы должны выполняться по смете. А коррупционная составляющая – все мы живые люди, заказчик, подрядчик. Вроде деньги остаются, даже без всяких приписок. Подрядчик может сказать: «Давай, вот эту ненужную работу я сделаю, а прибыль поделим?» По нормам, в строительстве можно цены превысить на 10%, в ремонте – на 15%. И у проверяющих тоже есть методические указания, и там четко написано, как должны проводиться контрольные мероприятия по обмеру, например. Почему они их не применяют? Или кто-то им сказал: «Ребята, закройте глаза»? Я не понимаю до сих пор. Я с советских времен работаю, и с той поры была та же самая система контрольных мероприятий. Все расписано, Счетной палатой РФ утверждено. И даже специально в законодательстве, в Жилищном Кодексе прописано, что проверку регионального оператора осуществляет Федеральное казначейство, управление по РБ, чтобы от местных властей это не зависело. Но вот мой сосед подал в суд на казначейство, и там говорят: «Мы заключили договор с Минфином, пусть Минфин проверяет». Вот такая ситуация. Я, всю жизнь проработавший в этой системе, не понимаю сейчас, что творится.

Если бы Уфа была живым человеком, как можно было бы оценить ее возраст по состоянию жилого фонда?

Если по пятибалльной шкале, то на 3,5 смело.

То есть, где-то средне, 40 лет?

Ну да. Все не так плохо. Когда люди говорят, что состояние сетей плохое – они, скорее, нагнетают. Но зачастую, когда выделяют финансы, ремонтируют не то, что нужно – и потом их ремонт через 3-4 года насмарку. Опять по новой надо.

Есть и другие проблемы. Например, у нас на Ленина, 26, есть Башпотребсоюз. А вы знаете, что там же находится 14 квартир с жителями, 800 квадратных метров жилого фонда. И поэтому все здание Башпотребсоюза относится к жилому фонду. Я посмотрел начисления по дому – 4 млн рублей, жители оплатили 2 млн. Но на ремонт запланировано – 54 млн рублей, представляете? Эти жители никогда, ни в коем случае не смогут рассчитаться с этими деньгами. А все почему? Потому что надо ремонтировать Башпотребсоюз. Я понимаю, что там ремонт очень дорогой, это памятник архитектуры, и расценки на порядок выше – они реставрационные. А ремонтировать за счет кого? За счет остального населения Уфы, за счет Фонда капремонта.

Всю жизнь, пока я работал, мне было жалко пенсионеров – они иногда молоко себе не могут купить. Поэтому на их деньги просто нельзя сделать нормальный ремонт. Тогда почему это бюджет не делает? Тот же памятник архитектуры – это ведь тоже государственная ценность, и, я считаю, тут тоже на самом деле должен финансировать бюджет.

 

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ






важное