В холодный осенний день мы посетили уютный маленький офис уфимского отделения Всероссийского общества инвалидов. Он расположен в тенистой алле на углу здания улицы Рихарда Зорге. Крутая лестница с битой плиткой и без пандуса ведет нас в тесноватое помещение. Заходим – и кажется, будто началом 2000-х годов повеяло. Старенький ремонт в теплых тонах, но уютно.
В маленьком холле встречает приветливая румяная блондинка средних лет, член Общества инвалидов и помощница его председателя – Ришата Аллагузина. Она с улыбкой предлагает чай, конфеты.
В том же кабинете сидит и сам Аллагузин, 63-летний коренастый, крепкого телосложения мужчина. Он тепло одет. Из витрины, которая занимает всю стену этого маленького офиса, немного сквозит.
– Замужем? – спрашивает с отеческой улыбкой.
– Нет, – отвечаю смущенно.
– Как же так? Такая красивая. Эх, какие в ваше время парни, опоздают ведь…
Завязывается разговор. Ришат Хайретдинович довольно весел, общителен и кажется оптимистом. Не стесняется слова «инвалид» и спокойно вспоминает тот роковой день.
– Это случилось в 1984 году. Мне было 24 года, – начинает пожилой мужчина свой рассказ. – После армии поступил в саратовский госуниверситет. Два года учился, поехал на каникулы, к родителям. Ехали втроем на мотоцикле, раньше такие были – с люлькой, на большой скорости. Наскочили на кочку – и улетели в кювет. Голая степь, вокруг – никого. На нашу удачу, тогда как раз из местной колонии сбежали заключенные, а милиция ездила по степи, искала их. А увидели нас. Остальные относительно легко отделались. Один ногу сломал, у другого – ушибы. Ну а я провел без сознания 12 суток в больнице. Оказалось – ушиб спинного мозга шейно-грудного отдела. Еще два месяца лежал без движения, потом начал частично восстанавливаться. Сперва научился снова двигать пальцем, потом – всей рукой.
Теперь одинокий черный костыль – постоянный спутник Ришата Аллагузина. Сейчас он небрежно опрокинут на тумбочке рядом с его столом.
Вообще, в кабинете довольно тесно: дверь – и сразу стол, стул. Архивные документы сложены в коробки, наваленные друг на друга. Ощущение тесноты усугубляется тем, что стены завешаны грамотами – места практически нет. Даже подоконник занят наградами для победителей – на следующий день планировался конкурс в парке им. Якутова. Два кубка и пояс ожидали своих будущих победителей.
– Нет, мы не часто в праздниках. Почти всегда мы работаем, пристраиваем наших подопечных на предприятия. Ищем работу, ищем призвание, помогаем по разным вопросам. В целом наши инвалиды чаще грустны, чем веселы. Поэтому иногда нужны и мероприятия, – говорит Аллагузин.
Офис обществу инвалидов достался бесплатно, жаловаться не приходится. Но на электроэнергию никаких льгот нет – а суммы набегают немалые. Первый этаж, витринные окна выходят на тенистую улицу – поэтому почти всегда тут холодно. Приходится использовать обогреватель-кондиционер, его повесили прямо над дверью. Зимой включали часто – конечно, набежало. За шесть лет общество накопило 160 тысяч рублей долга по электроэнергии. Платить было не из чего, приходилось обращаться ко всем, но результатов не было.
– Нам оплатили благотворители. Да вообще, только на помощи малого и большого бизнеса и держимся. Пользуясь случаем, за свет, за все, за многое, очень хочу поблагодарить одного человека – в Общественной палате есть зампредседателя такой – Виталий Золотов. Огромное ему спасибо! Оплатил нам долги за свет, которые 6 лет копились, из своего кармана. Хотя я просил через многие каналы, и мы, честно, долго искали. Но нашелся благотворитель, он оплатил, слава Богу! Чудо случается.
Как говорит Ришат Хайретдинович, раньше не было городского общества, были только районные – это неудобно. В городском назрела потребность, необходимость. Сам Аллагузин до этого больше 5 лет возглавлял общество инвалидов Калининского района Уфы – с 2013 года.
Сейчас в офисе городского общества кипит работа. Обращаются те инвалиды, кто хочет трудоустроиться, оставаться в социуме, знакомиться, участвовать в конкурсах. Это лучше, чем сидеть дома. Всего в Обществе состоит более 2 тысяч человек. Есть тут и волонтеры, и предприниматели, которые становятся спонсорами мероприятий.
– К нам подопечные приходят сами, делают небольшой взнос, формальный – всего 50 рублей в год. И мы с ними работаем.
«Кто, если не я» – такова позиция Аллагузина. Говорит, что работает даже в воскресенье, и ему все нравится.
– Конечно, устаю, но у меня только два помощника. А работа для меня – это и хобби. Мне нравится устраивать мероприятия, радовать других. У нас, инвалидов, тоже есть простые радости.
Ришат Хайретдинович рассказал и о проектах, в рамках которых проходят мероприятия для инвалидов, а также поделился планами на будущее.
– Планов много. «Пояс мужества» проводим среди колясочников. Приезжают и из Уфы, и из других городов. Раздаем вещи, продукты, детишкам подарки покупаем. Третий год у нас проводится проект «По следам последних пророков». Мы выпрашиваем у кого-нибудь автобус, ездим по святым местам, монастырям, мечетям, древним захоронениям. Недавно вот проходили очередные соревнования среди колясочников. Троеборье – на скорость, расстояние, стрельбу из винтовки. Фигурное катание. В этом нам очень помогли УФСИН, обеспечили питание – уху, кашу, полевую кухню. Они – молодцы. Третий раз нам помогают безвозмездно. Особенно генерал-майор Владислав Дзюба (начальник УФСИН по РБ – прим. ред.), дай бог ему здоровья. Их сотрудники, человек по 6-7, каждый раз идут к нам волонтерить, кухню вот дают бесплатную. В целом – не жалуемся, – говорит Аллагузин.
– Организационно администрация города помогает. Концерт, помещение – в этом никогда не отказывают. А на призы просим у депутатов, – улыбается он и показывает на план мероприятий, который висит на стене. – Не за горами уже и декабрь, там – День инвалида, заранее готовимся потихоньку. В общем, двигаемся, боремся дальше. Нам тепло от того, что есть такие люди, как Виталий Золотов и Владислав Дзюба. От этого и радости у наших подопечных становится больше, чем грусти!