На днях стало известно, что с начала года Уфимский военный суд вынес около 30 приговоров военнослужащим из Башкирии за неявку на службу и самовольное оставление части во время мобилизации. 10 из них доходили до Центрального окружного военного суда. Лишь дважды приговоры были смягчены после рассмотрения. Вот лишь несколько историй мужчин, не только из нашей республики, отказавшихся воевать. Любопытно, но среди них есть и добровольцы, и даже те, кто награжден орденом Шаймуратова.
Подписал контракт за месяц до начала войны, но передумал
В конце декабря прошлого года 27-летнему жителю Учалинского района Салавату М. вынесли приговор по ч. 5 ст. 337 УК РФ «Самовольное оставление части в период мобилизации». Мужчина подписал контракт на 2 года – буквально за месяц до начала военных действий на Украине. А после возвращения с прифронтовой зоны (мужчина находился в отпуске), он отказался воевать. Причем Салават М. сам пришел в военкомат и рассказал о своем решении, пояснив, что нужно ухаживать за больным отцом. Но суд на сторону мужчины не встал. Это был первый подобный приговор с начала военной операции.
12 января Уфимский гарнизонный военный суд приговорил 25-летнего Марселя К. к 5 годам колонии за отказ отправляться на фронт. Формально его судили даже не за нежелание принимать участие в военных действиях (по этой статье максимальное наказание – 2 года), а по части 5 статьи 337 УК РФ «Неявка в срок на место службы» – наказание от 5 до 10 лет лишения свободы. Известно, что молодой человек уклонялся от военной службы с мая по сентябрь 2022 года, но сотрудники правоохранительных органов его все же нашли. Сейчас Марсель находится в СИЗО.
В июне этого года Владивостокский гарнизонный военный суд приговорил 28-летнего мобилизованного из Магадана к 2 годам и 10 месяцам колонии за отказ воевать в Украине по ч. 2.1 ст. 332 УК РФ – неисполнение приказа во время мобилизации. Поводом для возбуждения дела стали религиозные убеждения мужчины. Причем осужденный был готов пройти альтернативную гражданскую службу, но суд ему в этом отказал. Мужчина работал авиадиспетчером и был уверен, что получит бронь. Однако работодатель ее не предоставил.
В начале августа 35-й гарнизонный военный суд приговорил к 2,5 года в колонии-поселении военнослужащего, также отказавшегося участвовать в военных действиях на Украине, мотивировав это просто, – своим личным решением. Этот же суд приговорил к 2,5 года колонии-поселения других военнослужащих, не пожелавших идти в бой. Мужчины отказались исполнять приказ командования, находясь на территории одной из воинских частей.
Самый суровый приговор
Однако самый суровый приговор, по 337-ой, на сегодняшний день был вынесен Андрею Д. из Приморского края. Его мобилизовали в сентябре 2022 года. Фокинский гарнизонный суд приговорил рядового к 9 годам в колонии общего режима за самовольное оставление воинской части. Мужчину мобилизовали в сентябре прошлого года. В ноябре он покинул часть и до января был дома, после чего добровольно явился в правоохранительные органы. Свою вину он признал и мотивировал свой отказ отправляться на службу тем, что хотел помочь жене – та перенесла операцию. Но суд, выслушав свидетелей и изучив дело, пришел к выводу, что женщина в состоянии позаботиться о себе, детях и вести хозяйство самостоятельно.
Напомним, что еще в сентябре прошлого года вступили в силу новые поправки в УК РФ, ужесточающие наказание за преступления против военной службы – в частности и по статье 337. И если раньше максимальное наказание за оставление части сроком более месяца составляло пять лет лишения свободы, то теперь, за совершение его «в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий» — до 10 лет лишения свободы
Неужели наказания не избежать?
Об этом мы решили спросить адвоката Романа Петрова, специализирующегося, в том числе и на военных делах. Двое из 30 военнослужащих Башкирии, которым вынесли приговоры, – его подзащитные. Один из них уже получил условный приговор и не вернулся на службу, но уже законно – по состоянию здоровья. Во втором случае мужчина, самовольно оставивший воинскую часть, получил 5 лет лишения свободы – однако по словам Петрова, его как адвоката родственники осужденного подключили только сейчас – уже после приговора, когда мужчина отправлен в СИЗО. Петров, изучив дело, увидел там обстоятельства, которые суд не учёл, и рассчитывает добиться смягчения приговора в апелляции – жалобы на приговоры Уфимского гарнизонного суда рассматривает центральный военный суд в Екатеринбурге.
Обращаются к Петрову и призывники, чьи права нарушают военкоматы. Так, по словам Петрова, 19-летнему студенту военкомат вручил повестку о призыве, игнорируя тот факт, что парень учится заочно, и у него действующая отсрочка. Кроме того, молодой человек не желал отправляться в армию и приносить военную присягу в связи с религиозными убеждениями, и был готов проходить альтернативную службу. В ходе независимой врачебной проверки у него выявили еще и доброкачественную опухоль, хотя до этого в военкомате его признали абсолютно здоровым. Советский районный суд признал решение о призыве незаконным. Но, по словам Петрова, подобные случаи, когда в военкомате игнорируют законные отсрочки на обучение и даже заболевания призывников, не редкость.
«В Ленинском райсуде Уфы молодой человек не проходил по состоянию здоровья (плоскостопие), и мы подали административный иск. Парень прошел параллельную медкомиссию у других военных врачей – и она подтвердила степень заболевания, препятствующую призыву», – рассказывает адвокат. Больше всего дел, по словам Петрова, на сегодня связаны с военнослужащими, которые хотят насовсем уволиться с воинской службы – в силу возраста или состояния здоровья.
Обращаться за помощью – как можно раньше
Адвокат вспомнил и довольно примечательный случай – когда на фронт отказался возвращаться доброволец, перенесший ранение и впоследствии награжденный орденом Шаймуратова.
«Молодой человек принял решение учиться и поступил на бюджет в Уфимский институт науки и технологий. Закон о воинской обязанности прямо предусматривает, что это – основание для прекращения контракта. И даже мобилизация тому не может помешать», – пояснил Роман Петров.
«Обращаться за правовой помощью стоит как можно раньше. Другое дело – когда ты уже военнослужащий и уже зачислен в списки воинской части, или же подписал контракт как доброволец. Здесь наказание – вплоть до уголовного, до реального лишения свободы. Тех, кто самовольно покидает часть, даже при наличии смягчающих обстоятельств суд, как правило, наказывает достаточно жестко. Немного иначе рассматриваются дела, где военнослужащий, скажем, вовремя не вернулся из отпуска. Здесь наказания мягче», – комментирует адвокат.
Что делать военнослужащим, которые по каким-то причинам не могут идти на фронт?
По словам Романа Петрова, подавать письменный рапорт.
«Понимаю, что не всегда есть такая возможность. Но все написанное в соцсетях, мессенджерах и т.д. такой силы, как письменное обращение, не имеет. Важно зарегистрировать это обращение в штабе, получить отметку, штамп, направить командиру части. Так проще будет потом защитить свои права. Далее по вызову явиться в военно-следственный отдел, ни в коем случае не скрываясь, но только с адвокатом, надо обязательно обратиться за юридической помощью», – резюмирует Петров.
А что до альтернативы?
Кроме того, все еще существует возможность пройти альтернативную гражданскую службу. Право на АГС никуда не исчезло с мобилизацией и принятием поправок в ФЗ «О воинской обязанности». А фактически АГС — это работа по трудовому договору с зарплатой и отпусками, которую человек выполняет вместо военной службы. В Уфе это, например, помощь пациентам Республиканской клинической психиатрической больницы в Базилевке.
В самом общем виде процедура получения направления на альтернативную гражданскую службу выглядит так: вам нужно сформулировать свои убеждения, подать заявление и изложить доводы на заседании призывной комиссии. А в случае отказа – обратиться в суд.