Об ипподроме «Акбузат» слышали большинство уфимцев – когда-то он был настоящей гордостью республики. Там устанавливались рекорды, несколько раз он признавался лучшим в России федерацией конного спорта. Но в последнее время дела у «Акбузата» идут не очень хорошо. Лошадей распродают, как и отдельные комплексы. О плачевном состоянии ипподрома говорит конезаводчик Марсель Ахияретдинов.
– У нас ипподром Акбузат разорен, его распродают, это банкрот. Конезавод под аэропортом с трудом выживает. Башкирии-то это не надо, понимаете? Это боль – это угроза потерять башкирского коня.
Редакция Пруфы.рф решила вспомнить историю ипподрома и понять: а есть ли будущее у конного спорта в Башкирии.
История
В 1883 году был принят проект строительства Уфимской случной конюшни с ипподромом, также в Уфе было учреждено «Общество охотников конского бега». Стоит отметить, что в России тогда было всего 36 ипподромов. Самое раннее упоминание будущего «Акбузата» датируется 1892 годом.
В 1918 году Народный комиссариат земледелия Башкирской АССР распорядился построить Уфимский республиканский ипподром по испытаниям рысистых лошадей на 500 человек. При нем, кстати, существовала и школа наездников. Отметим, что изначально на Уфимском ипподроме были только местные лошади, но в начале XX века начали приобретать и породистых скакунов.
В 1968 году правительство республики приняло решение обновить ипподром – и к 1982 году рядом с рекой Уфой построили современный ипподром «Акбузат», вмещающий более четырех тысяч человек. Название ипподрому дали в честь волшебного крылатого коня из башкирского эпоса Урал-батыр.
Старый же ипподром снесли, а Уфимская государственная заводская конюшня переехала в поселок Загорский. А испытания лошадей стали проводить в селе Дуван.
Уже в 1983 году на ипподроме «Акбузат» прошли всесоюзные соревнования, а в 1984 его признали лучшим в стране. Этот титул он получит еще не раз в свои лучшие годы. На ипподроме начинают проходить первенства республики и страны, устанавливаются рекорды.
В 1997 году «Акбузат» стал акционерным обществом, в 2005 его преобразовали в государственное унитарное предприятие, в 2015 году – в государственное автономное учреждение, а в 2018 году он вновь реорганизовался.
С 2005 по 2007 годы ипподром был реконструирован по проекту японской архитектурной компании RAUM Architects при участии известных японских архитекторов Кионоре Кикутаке (с его именем связана целая эпоха в современной архитектуре, также он – основоположник движения метаболистов) и Киоказу Араи (знаменитый японский архитектор, также работал над зданием Конгресс-холла).
В 2009 году ипподрому присвоили имя Героя СССР Тагира Кусимова.
В сферу деятельности ипподрома «Акбузат» входят не только скачки, но и экскурсии по музею, ветеринарные услуги, обучение скачкам и аренда помещений в здании. Но все это не помогло ипподрому во время снижения интереса к конному спорту.
Государственное автономное учреждение Центр компетенции РБ по коневодству и конному спорту «Акбузат» зарегистрирован в 1998 году. Директором с мая 2023 года числится Руслан Файзуллин, а учредителем – Министерство сельского хозяйства РБ.
Ранее во главе ипподрома стоял экс-глава Кушнаренковского района, бывший замминистра молодежной политики и спорта Башкирии и руководитель регионального исполкома «Единой России» Руслан Гизатуллин, которого в 2020 году обвинили в превышении должностных полномочий. Однако в дальнейшем арбитражный суд признал законность сделки.
Директором ипподрома в свое время также был экс-глава Баймакского района, бывший замминистра лесного хозяйства Башкирии Рустем Саитов, которого мы можем помнить по протесту в 2020 году, когда жители сел Баймакского района выступили против золотодобычи возле их населенных пунктов.
Стоит также отметить, что за последние годы ипподром не только часто менял директоров, но и несколько раз сменил название. Так, в 2005 году он был преобразован из Государственного бюджетного учреждения РБ Государственная заводская конюшня «Уфимская» в Государственное унитарное предприятие ипподром «Акбузат» РБ им. Т. Т. Кусимова. Тогда учредителями являлись два республиканских ведомства: Минземимущества РБ и Минсельхоз РБ. В 2014 году выручка ипподрома выросла до 28 млн рублей с убытком в 956 тысяч рублей.
В 2015 году произошла реорганизация в Государственное автономное учреждение ипподром «Акбузат» РБ им. Т. Т. Кусимова. Учредителем после реорганизации остался только Минсельхоз РБ. Однако финансовые показатели ипподром перестал публиковать в открытый доступ.
В 2018 году произошла еще одна реорганизация – в Государственное автономное учреждение Центр компетенции РБ по коневодству и конному спорту «Акбузат». Учредитель остался тот же, но финансовые показатели ипподром все так же не публиковал.
Скандалы
К 2016 году стало понятно, что гордость Башкирии переживает не лучшие времена. Одним из звоночков стала жалоба сотрудников конно-спортивного комплекса.
Стоит отметить, что услугами комплекса пользуются три группы коневодов: владельцы рысаков и скакунов, спортивная школа по современному пятиборью и малый бизнес, занимающийся частным прокатом. Последних немного, и они в основном получают прибыль от обучения верховой езде, физкультурно-оздоровительных занятий, конных прогулок и фотосессий. Эти услуги невозможны силами самого ипподрома, так как бюджетных средств на это не выделяется.
Активистка Диана Демидова рассказывала, что частных предпринимателей руководство ипподрома всячески пытается выжить. Лошади частников содержатся в плохих условиях, а за аренду предприниматели платят больше, чем владельцы породистых лошадей. По словам частников, лошади якобы содержатся в тесных и душных помещениях без вентиляции, водопровода, электричества, а поилки и кормушки не отвечают санитарным нормам. При этом лошади не имеют доступа к загонам для выгула. От этого у животных отекают ноги.
Также стало известно, что большинство сотрудников комплекса были выведены за штат, из-за чего зарплаты у конюхов и тренеров, которые и так были небольшими, теперь еще и задерживаются. Одна из сотрудниц жаловалась, что зарплату не выплачивают несколько месяцев.
По мнению Дианы Демидовой, ипподром рискует обанкротиться, если руководство в дальнейшем продолжит притеснять частников.
– Естественно, госфинансирование окупаться не будет, если все дополнительные услуги блокируются, инициативы рубятся на корню. Почему-то руководители комплекса отказываются развивать даже этот способ получения дохода – от нас, от мелких предпринимателей. Еще несколько лет назад частных коневладельцев здесь было намного больше, но многие не вытерпели такого отношения и ушли с рынка, – говорит Диана.
Также возникла угроза конно-спортивному центру при ипподроме, где готовили спортсменов всероссийского и международного класса.
Центр решили объединить со школой пятиборья, а новое руководство решило не продлевать договоры аренды с владельцами частных спортивных лошадей. Их заменят учебными животными, находящимися на балансе учреждения. Это привело к тому, что школу покинул ее основатель и пять тренеров.
Руководство объясняло это тем, что содержание частных лошадей обходится очень дорого. Но, по словам основателя школы и бывшего президента регионального отделения федерации конного спорта России Александра Шагаева, это неправда – траты на еду для спортивной и учебной лошади одинаковы, а подкормки, добавки, мюсли спортивным лошадям он покупал на свои деньги.
По словам экс-заместителя директора учреждения по конному спорту и современному пятиборью Артура Шарафутдинова, Минспорт РБ не учел специфику двух учреждений, и в результате нарушил сбалансированную работу конного Центра.
Распродажа
Этот год оказался для ипподрома по-настоящему тяжелым. Ипподром фактически начали распродавать.
В 2022 году помещения в здании ипподрома «Акбузат» в Уфе из-за долгов ОАО «УХБК» перед ПАО «Запсибкомбанк» выставили на продажу. Начальная цена – 66,7 млн рублей. На продажу выставили помещения общей площадью более 2,5 тысяч кв. метров. В одном из помещений находится ресторан «Бульвар», который вместе с компанией «Комета» выступил поручителем по кредитному договору. Обе компании теперь должны выплатить Запсибкомбанку 78,1 млн рублей.
Помещения эти, кстати, связаны с уфимским предпринимателем Марселем Юсуповым. Все началось в 2014 году, когда Запсибкомбанк дал УХБК кредит в размере 124 млн рублей. Поручителями тогда выступили предприниматель Марсель Юсупов, которому и принадлежало ОАО «УХБК», и его компании – «Комета» и «Бульвар». В 2016 году ОАО «Уфимская трикотажная фабрика», в дальнейшем реорганизованная в ООО «Торгово-выставочный комплекс Аркаим-Экспо», оформила договор ипотеки и заложила объекты недвижимости в здании ипподрома, которые и были выставлены на продажу. Когда УХБК перестал выплачивать кредит, банк обратился с иском в суд. ПАО «Запсибкомбанк» потребовала взыскать остаток долга с компаний «Комета» и «Бульвар», а также продать имущество в здании ипподрома.
В июле этого года на продажу были выставлены помещения общей площадью 726 кв. метров на цокольном этаже спортивного комплекса за 25 млн рублей. В объявлении сказано, что спорткомплекс включает в себя главное здание с центральными трибунами на 3400 зрителей, торговой зоной и ресторанными комплексами, а также беговые дорожки, конкурное поле, манеж и наземный паркинг. На данный момент объявление уже снято с публикации. Можно предположить, что эти самые помещения когда-то принадлежали обанкротившемуся Марселю Юсупову.
Фото: Авито
А в марте 2023 года на продажу выставили ресторан «Тавро» площадью 1904 кв. метра. Вообще, продать ресторан планировали еще два года назад. Тогда за него попросили 100 миллионов рублей, потом цену опустили в два раза – до 50 миллионов рублей, а позже и вовсе сняли с продажи. Видимо, решив, что сейчас ресторан удастся продать, его вновь выставили – за 95 млн рублей. Сейчас цена опущена до 90 млн рублей.
Ресторан, состоящий из трех залов, согласно сайту объявлений, включает в себя полностью оборудованное производство с печами и холодильниками, залы с мебелью, кухню и вспомогательные помещения. Ожидаемая прибыль составляет 900 тысяч рублей в месяц.
Фото: Cian.ru
В мае 2023 года ГАУ «Центр компетенции по коневодству и конному спорту “Акбузат”» выставил на торги свою главную ценность – лошадей. Всего было выставлено 16 животных с общей начальной ценой в 1,5 млн рублей. Согласно документам, лошадей распродают в рамках приватизации имущества. Так, самая низкая цена лошади – 43 тысячи рублей, а самым дорогим является русский тяжеловозный жеребец за 209 тысяч рублей.
«Символ республики»
Активистка Диана Демидова рассказала редакции Пруфы.рф, что проблемы ипподрома необходимо рассматривать комплексно, а для спасения «Акбузата» властям придется урезать свои расходы.
– Я работала несколько лет непосредственно на ипподроме «Акбузат», – рассказывает она. – Потом я ушла и работала как частник. И у ипподрома всегда была одна большая проблема, которая не раз обсуждалась – большой налог на трибуну. Больше 200 млн рублей. Я не знаю – это умышленно было, или действительно такой налог висел.
По словам Дианы, трибуну поделили и сдавали в аренду. Когда она работала менеджером, то туда приглашались детские дома, чтобы трибуну загрузить. Однако, по рассказу активистки, у ипподрома, как у госорганизации, такой задачи никогда не стояло. По мнению Дианы, именно трибуна – главная причина неприбыльности ипподрома.
– Сейчас, как я понимаю, трибуну хотят продать. Но как-то так получается, что какому-нибудь инвестору трибуна выгодна, а государству – нет.
Как нам рассказала девушка, раньше в республике была госконюшня в Чесноковке, где содержались племенные жеребцы, и конезавод с племенными кобылами, которые производили молоко и рожали жеребят. Этих жеребят отправляли на ипподром для испытаний.
– У госконюшни и конезавода были пастбища, которые могут быть очень выгодны застройщикам. Это поля на дорогих землях. Конезавод обанкротили и продали, вроде бы, за 50 млн рублей. То же самое сейчас делают с ипподромом и госконюшней.
По словам активистки, 15 лет назад ипподрому выделяли через казну 40 млн рублей, и все было очень строго. Но в последние годы, когда она работала там, стали выделять по 8 млн рублей. В госконюшне раньше стояло 200 кобыл и жеребцов, но сейчас эти лошади раскиданы по хозяйствам. Диана не знает, вернут ли этих лошадей.
– На ипподроме каждые выходные круглый год проводились испытания рысаков с разных районов. Сейчас всех разогнали – а ведь это было хорошее мероприятие. Если сейчас какой-нибудь частник выкупит трибуну, то жители Башкирии будут платить, чтобы проводить конноспортивный турнир «Терра Башкирия».
По мнению Дианы, ипподром – символ коневодства в республике. Все делегации из других городов и стран, приезжая в Башкирию, шли обязательно к памятнику Салавата Юлаева и на ипподром «Акбузат».
– Это единственное, наверное, место, которое символизирует Башкирию, как республику, связанную с коневодством.
Мы можем стать крупнейшим производителем сухого кобыльего молока на экспорт. Это мировой востребованный продукт. Власти должны отменить концерты, урезать расходы, но сохранить ипподром, как лицо коневодства республики.
Другой проблемой ипподрома активистка считает ремонт в конюшнях, на который ей жаловались работники. По ее словам, когда в двухуровневых конюшнях моют лошадей, вода стекает со второго этажа на первый. Работники сушили стены конюшни тепловыми пушками.
– Ремонт был сделан тяп-ляп. Трубы не меняли. Просто снаружи обновили – и все.
Диана Демидова также рассказала про патент на башкирскую лошадь. По ее словам, этот патент был, еще когда она работала на ипподроме.
– Там проблема не в патенте, а в том, что не вели реестр. Каждая башкирская лошадь в республике должна быть зарегистрирована и привита. У лошади ведь есть родоначальник – и каждую лошадь надо чипировать, вводить в реестр, вести генеалогическое древо, как у людей. Чтобы ни одно поголовье, как национальное достояние республики, не было вывезено.
Активистка привела в пример Туркменистан, где разводят собак породы «Алабай» под жестким надзором. Пока в республике лошади никак не защищены от вывоза.
«Им плевать!»
К нам обратился бывший сотрудник ипподрома Айдар Р. Он рассказал, что проработал на ипподроме не так долго, но этого времени хватило, чтобы понять ситуацию внутри предприятия.
– Руководство ничего не делало для развития ипподрома. Туда на работу устраивали «своих», а те, кто хочет, чтобы ипподром развивался, им не нужны. Им не дают работать. Там не нужны люди, которые могут внести идеи для развития. Сотрудники просто хотят сидеть и ничего не делать! И это всех устраивало. Например, люди не могли записаться, чтобы покататься на лошадях – просто потому что никто не брал трубки, и невозможно было дозвониться.
По словам нашего собеседника, идеи для улучшения работы на ипподроме попросту отметали.
– Кто там действительно работал – это те, кто работает с лошадьми. Они любят животных и свое дело. Остальные просто зарабатывали – и им было плевать на развитие конного спорта. Те же скачки «Терра Башкирия». На них просто зарабатывались деньги.
Айдар предположил, что дирекция в 2022 году не хотела показывать, что предприятие прибыльное – возможной целью было обнулить его и продать подешевле. Наш собеседник с сожалением отметил, что у ипподрома есть потенциал, но им не занимаются должным образом.
– Например, компания, которая занималась обслуживанием ипподрома, была аффилирована с директором. То есть, по сути, директор платил сам себе.
Проблем нет
Мы поговорили с заместителем директора по развитию ГАУ ЦК РБ ККС «АКБУЗАТ» Ильнуром Тансыкужиным, который опроверг информацию о продаже помещений ипподрома. По его словам, продаются частные помещения, которые не принадлежат комплексу. Кроме того, Ильнур Тансыкужин заявил, что никакой приватизации ипподрома не будет.
– Предприятие не приватизируется. Мы как были государственным учреждением, так и остаемся им. А сам ипподром помещения не продает.
Замдиректора по развитию подчеркнул, что проблем с финансированием от республики нет.
– Мы проводим ипподромные испытания, мы работаем с конными хозяйствами, и за это получаем финансирование от государства. Таким образом оплачивается наша работа. Проблем с финансированием нет.
Он также отрицает и продажу трибуны, подчеркнув, что отдельно трибуны никому не нужны. Ильнур Тансыкужин рассказал, что каждые выходные проходят скачки и испытания.
– Конноспортивный турнир «Терра Башкирия» – это проект, который популяризирует башкирскую лошадь. И каждые выходные проходят бега, скачки и ипподромные испытания. К нам приезжают не только с районов, но и с других регионов.


Что дальше?
Глава Башкирии Радий Хабиров у себя в соцсетях написал, что по поддержке продуктивного и спортивного коневодства был принят ряд решений.
– Планируем создать испытательный центр на базе ипподрома «Акбузат», разрабатываем программу поддержки спортивного коневодства.
Также ходили слухи о том, что республика выделила средства на приобретение современного оборудования и специальной техники для ипподрома «Акбузат».
Учитывая все это, можно надеяться, что ипподром продолжит радовать жителей республики, и мы не лишимся главного символа коневодства в Башкирии.
Расскажите, что вы думаете по этому поводу. Поделитесь мыслями в комментариях.
-
«Позор, Татарстан!»: конезаводчик вывел татарскую породу лошадей из башкирской, но ее «портят сбродом» в соседней республике.
-
Нормальные люди, революция в археологии и башкирская лошадь: как прошла оперативка Хабирова.
-
Из Зауралья на СВО отправляют лошадей башкирской породы.