Стало известно, что в прошлую пятницу издатель платформы Пруфы.рф и глава благотворительного фонда «Изгелек» Рауфа Рахимова, а также кандидат исторических наук, археолог, член Региональной общественной организации «Археологическое общество Республики Башкортостан» Фларит Сунгатов и кандидат исторических наук, доцент, член Региональной общественной организации «Археологическое общество Республики Башкортостан» Альфия Султанова подали административный иск к администрации города Уфы, Уфимской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата признать незаконным выданное разрешение на строительство здания Храма на территории «Городище Уфа-II».
Административный иск был подан в Октябрьский районный суд г. Уфы, по месту нахождения основного ответчика – администрации г. Уфы. Судья Гульназ Шакирова вернула иск, указав, что его надо подавать в Кировский районный суд г. Уфы, поскольку правовые последствия возникли на территории этого района, где находится «Городище Уфа-II». Хотя логика в этом отказе не прослеживается от слова «совсем»: иск же подается к администрации, а не к земельному участку. Кроме того, студентам первого курса юридического факультета известно понятие «территориальной подсудности», что административные иски подаются по месту нахождения государственного или муниципального органа, чье решение обжалуется. Вчера истцами подана частная жалоба на определение судьи о возврате иска и рассмотрение его – дело времени.
Суть искового требования, направленного в Октябрьский районный суд Уфы, — признать недействительным разрешение на строительство здания храма на территории памятника археологии федерального значения «Городище Уфа-II». В целях обеспечения сохранности памятника археологии истцы также просили на время рассмотрения спора запретить застройщику (Епархия), а также третьим лицам производить любые строительно-монтажные работы по возведению здания церкви.
В обосновании иска указано, что «Городище Уфа-II» является объектом культурного наследия федерального значения – памятником археологии. Это установлено Постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 22 марта 1961 года № 188 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в Башкирской АССР». Далее, уже совсем недавно Министерство культуры Башкортостана своим приказом от 19 октября 2015 года утвердило границы этого памятника археологии.
Вместе с тем администрация Уфы в лице отдела градостроительного контроля и выдачи разрешений весной этого года – 19 мая выдало разрешение на строительство на территории археологического памятника культового сооружения – Храма Всех Святых. Застройщиком в соответствии с указанным документом (имеется в распоряжении редакции) является Уфимская епархия РПЦ МП.
В этом месте стоит упомянуть одну очень важную деталь, которая в целом характеризует сложившуюся ситуацию. Когда началось строительство храма, а также когда активисты и неравнодушные уфимцы справедливо выступили против уничтожения важного памятника археологии, редакция Пруфы.рф направила официальный запрос на имя руководителя Уфимской епархии Владыки Никона. Тогда он на запрос ответил своеобразно: мол, вопрос строительства храма – это «не его тема», а спрашивать нужно у премьер-министра правительства РБ Андрея Назарова. Теперь же стало совершенно ясно, что и правительство РБ формально тут ни при чем: администрация Уфы выдала разрешение на строительство храма на основании обращения Епархии. Епархия его, собственно, и строит. Причем Епархия получила в аренду спорный земельный участок в безвозмездное пользование еще в декабре 2020 года.
Фото: Пруфы.рф
Мы отправили на имя главы Уфимской епархии новый запрос с просьбой все-таки прокомментировать ситуацию. В этот же раз тема строительства храма стала «темой Владыки Никона», который дал нам более конкретный ответ: он признал, что Уфимская епархия является застройщиком Храма Всех Святых, что строительство ведется по разрешению уфимской администрации. И что храм возводится, по его мнению, на участке, который не входит в границы памятника археологии «Городище Уфа II».
Характеризующей эта деталь становится по той причине, что складывается такое впечатление, что самой Русской православной церкви в лице Уфимской епархии этот Храм Всех Святых не очень-то и нужен. Ведь ни Владыка Никон, ни кто-то другой из предстоятелей РПЦ до сих пор не выступили с четкой позицией по данному строительству. Если не брать во внимание ответы на наши запросы с диаметрально-противоположной позицией «не моя тема – моя тема».
Фото: Пруфы.рф
По крайней мере храм не нужен на месте этого археологического преткновения – в любом другом месте, например, на месте его исторического нахождения (за монументом Дружбы) он, вероятно, смотрелся бы и более логично, и более желанно для уфимцев. И историческая справедливость торжествовала. А тем временем строительство началось, смонтирован свайный фундамент, что, возможно, именно на этом участке сделало землю непригодной для дальнейших историко-культурных исследований.
Что касается уже не раз звучавшего мнения, что строительство Храма Всех Святых проводится не на месте археологического памятника «Городище Уфа II», а на месте другой территории – «Городище Уфа III» и что, соответственно, строительство не наносит никакого урона исследовательской работе, о чем в последнем запросе написал Никон, то этот тезис, по мнению истцов, не выдерживает критики. «Городище Уфа-II» и «Городище Уфа-III» – это две части одного целого археологического памятника. Более того, охранный статус последнему присвоен тем же постановлением Совета министров БАССР от 22.03.1961 года.
Справедливости ради необходимо отметить возможность наличия некой степени разумности в действиях республиканских властей. На днях в адрес одной из активисток пришел ответ из республиканского Управления Следственного комитета (СКР) о том, что решением главы Башкирии Радия Хабирова строительство храма приостановлено.
Здесь также необходимо сделать акцент на двух важных аспектах данного ответа СКР. Во-первых, строительство приостановлено, а не прекращено. Во-вторых, приостановка строительства связана «с проработкой и последующей реализацией наиболее эффективных путей решения (проблемы) и минимизацией негативных общественно-политических последствий».
Может быть, под «негативными последствиями» понимается недовольство некоторых жителей тем, что все никак не может достроиться мечеть «Ар-Рахим». Мол, достройте сначала мечеть, не позорьтесь, сколько можно, а потом уже стройте свою церковь.
Однако, если читать тот ответ СКР между строк, то может сложиться впечатление, что строительство такого спорного объекта, размежевающего людей, приостановлено на время выборов нового состава Государственного Собрания – Курултая Башкортостана, которые пройдут в сентябре этого года, а также на время выборов президента РФ и главы РБ, которые состоятся в следующем году. Вполне возможно, «минимизация негативных общественно-политических последствий» связана с тем, чтобы все прошло тихо, спокойно, чтобы никто не мешал.
А после сентября 2024 года стройку можно будет возобновить и закончить, что называется, силовым методом, несмотря на протесты людей. Не зря же глава республики давно является адептом силовых решений различных вопросов («кишку порвете со мной воевать»). Да и не пропадать же забитым в памятник истории Уфы десяткам бетонных свай.
- "Городище Уфа II": лучше изучать историю, чем взращивать яблоко раздора
- Жители Башкирии потребовали от премьер-0министра Андрея Назарова защитить памятник истории и археологии
- "Будет повторение Куштау": жители Башкирии собрались на флешмоб и потребовали открыть музей на месте раскопок