Уфимец Тимур Сайфуллин – айтишник, который уехал из России после начала частичной мобилизации, объявленной в сентябре прошлого года. До отъезда в Турцию, город Аланья, он работал в Пенсионном фонде: занимался защитой информации, криптошифрованием, электронными подписями. Также Тимур – организатор интеллектуальных игр КВИЗ (похожих на популярную игру «Что? Где? Когда?»).
По словам самого Тимура, причин для отъезда из страны было несколько. Мы спросили у нашего собеседника, что его не устраивало на родине и что хорошего и плохого он нашел там, где нас нет. С ним мы знакомы давно, поэтому общаемся на «ты».
Начнем с главного: ты чего уехал-то?
Я очень люблю Башкирию, очень люблю Уфу. С детства в походах обошел практически всю республику, неплохо ее знаю. В столице я провожу пешеходные квесты, они позволяют уфимцам увидеть свой город, узнать его больше и больше полюбить. Но сложилось так, что я не ощутил взаимности, ответной любви.
И как же ответная любовь должна была проявиться?
Как пример. Помнишь, была встреча Хамитова (бывший президент Башкирии Рустэм Хамитов - прим. ред.) с блогерами и общественниками? Собрались в Белом доме (Дом правительства на ул. Тукаева, 46, резиденция главы РБ - прим. ред.), все было организовано и обставлено красиво. Собрались человек 50, каждый рассказал о себе – кто он, чем занимается.
Я рассказал о себе: организатор интеллектуальных игр международного уровня. И я готов работать на благо республики, готов делать проекты, благодаря которым Башкирия, Уфа станут известными на интеллектуальной карте мира. Например, международные фестивали – легко: есть и опыт, и репутация, и известный бренд. Остается дело за малым – за деньгами. Если делать это на благо республики, то ожидаемо, что и республика встречно примет участие.
В результате мне сказали: «Молодец! Приноси проект». Я принес проект. Все – ни реализованных проектов, ничего.
Может быть, надо было чиновников заинтересовать?
В смысле? Мне им надо было дать денег, чтобы они мне дали денег?
Ну да. Так же обычно бывает.
Хороший план, но нет. Подобных историй взаимодействия с нашими властями было несколько, когда я с их стороны не увидел интереса. Я понял, что никому не нужно, чтобы в Уфе развивались интеллектуальные игры.
С тех пор руководство республики поменялось. Может быть, с нынешним главой как-то все иначе получилось бы?
Может быть. Но с тех пор и я изменился. Предыдущий опыт отбил желание.
Какова вторая причина отъезда?
Мы с женой любим тепло. Зима – это классно, но большую часть года сидеть безвылазно дома, выходить только на маршрут «дом-работа» – это уже не классно. Ежегодное выжидание пары месяцев тепла – это не жизнь.
Есть же европейские страны с теплым климатом.
Есть, конечно, только денег нет.
Тебе сколько лет?
38.
И ты ждал почти 40 лет, чтобы понять, что тебе не нравится зима и уехать в тепло? Говори уже главную причину отъезда.
Ок. Нам стало тяжело здесь находиться. Особенно жене, она очень эмоциональный человек. Нам стало тяжело и после 24-го, и после начала частичной мобилизации.
Мы уехали в октябре 2022-го, потом ненадолго по делам приехали в Россию в январе – и контраст был разительным. В Турции люди на расслабоне, дружелюбные – я говорю, прежде всего, о самих турках. А те, кто приезжает туда, они интегрируются и становятся такими же. Добрые, отзывчивые, уровень доверия в обществе очень высокий. И вот когда в этой атмосфере живешь, ты расслабляешься, раскрываешься, тебе становится хорошо, изживаешь коренную российскую подозрительность, недоверие. И вот мы приехали, ощутили этот контраст и поняли, что так жить больше нельзя.
Последние события привели к разрыву связей, потере людей. Ты со сколькими людьми перестал здороваться, и сколько людей, завидев тебя, теперь переходят на другую сторону?
Мне повезло, я перестал общаться всего с одним человеком.
А родные как отнеслись к твоему отъезду?
Потерь нет, это приятно.
Узаконенная коррупция по-турецки
И вот ты там живешь какое-то время с супругой – на что вы живете? Ты устроился на работу?
Мои интеллектуальные игры в Уфе продолжаются. Я перестал их вести, но они идут.
То есть, ты зарабатываешь деньги здесь и уводишь их тратить туда?
Да. И не вижу в этом проблем: я живу там, где мне хорошо. Свой ощутимый вклад в развитие Башкирии я уже сделал. Я реализовывал множество социальных проектов – в том числе, за свой счет. Поэтому я нисколько не стыжусь того, что ты сказал. Зарабатываю в Башкирии – трачу в Турции.
Как прошла или проходит адаптация ко всему другому?
Большая часть адаптации прошла. Один турок-риэлтер сказал: нам комфортно работать с русскими. Например, у северных европейцев, немцев, скандинавов все четко, по правилам, по порядку. Есть сирийцы, курды, которые, наоборот, никаких правил не соблюдают. Но турки, как он сказал, «не такие, и не такие». Мы, мол, как русские: правила есть, их вроде бы надо соблюдать, но всегда можно договориться. Поэтому в этом плане в Турции очень комфортно.
Там сильно понятие «договориться», но не в плане коррупции. Например, ты приходишь в банк или даже в госучреждение, и от того, как ты с людьми общаешься, зависит, как к тебе отнесутся и насколько пойдут тебе навстречу. Заходишь в банк, открываешь дверь с ноги, говоришь: «Э-ге-гей, откройте мне счет!» Тебе отвечают: «Не вопрос, клади на депозит 10 тысяч, откроем счет». Или же ты приходишь, вежливо разговариваешь, здороваешься на турецком, улыбаешься, с ребенком на руках (это у них святое), кошечку погладил, которая при банке живет – к тебе совсем другое отношение. И счет откроют безо всяких дополнительных условий. И в госучреждениях все точно так же.
А это разве не коррупция?
А где здесь коррупция? Диапазон предлагаемых условий для клиента записан в их должностных инструкциях – на их усмотрение в зависимости от отношения клиента.
Это узаконенная коррупция.
Почему? [Это] узаконенный тезис «не будь придурком и люди к тебе потянутся». Знаешь, как это стимулирует вежливо общаться с людьми?!
Какой твой статус?
ВНЖ – вид на жительство, выдан на два года. Гражданство менять пока не планируем.
Как его получить?
Мы купили квартиру. Сейчас, в связи с ужесточением условий, покупка недвижимости, похоже, осталась единственным способом получить ВНЖ в Турции. Раньше ВНЖ давали за аренду недвижимости, сейчас – нет.
Язык учишь?
Пока нет. Аланья – туристический город, там можно без турецкого обойтись, зная русский, английский. Здесь много русских.
Как там с медициной?
Пока не сталкивался. Осенью лечил зуб. Кариес мне подлечили за 500 лир, тогда в рублях это было примерно 1600 рублей. В Уфе накануне отъезда залечить один кариес мне стоило 3-4 тысячи рублей. Сейчас там, конечно, дороже, лира упала. Но пока дешевле, чем в Уфе.
Чем планируешь заниматься?
Получить разрешение на работу, буду также организовывать интеллектуальные игры.
Хватит про хорошее, давай про негатив. Что не понравилось в Турции?
Еда.
Пахлава не зашла что ли?
Пахлава прекрасна. Еда вкусная, блюда большие. Но когда одно и то же изо дня в день, а там это все примерно одинаковое, скоро начинаешь это понимать – начинает напрягать. Хотя еда дешевая: за 300 рублей можно получить огромное блюдо, которым реально наесться вдвоем. Но, повторю, все примерно одинаково. Кстати, по ценам особенно комфортно для богатых скандинавов: обед по цене их чашки кофе.
А что мешает купить муки, смешать с водой и налепить пельменей?
А так и делаем: стали гораздо чаще готовить дома. Кухни других стран там почти не представлены. Условно, выйти в любой день поесть суши или что-то из вьетнамской кухни – это, скорее, про Уфу, но не про Турцию. Например, в Аланье мы нашли грузинский ресторан – зашли, посмотрели цены и ушли. Хинкали – рублей 200 за штуку. В Уфе дороже 100 я не видел. Мы решили хинкали есть в Уфе.
Преступность?
Моя жена говорит, что нигде так спокойно и безопасно себя не чувствовала, как в Аланье. Уличные магазины шторкой на ночь зашторивают.
Уфимские военкоматы – самые дружелюбные
Ты приехал в Уфу сняться с воинского учета. Как все прошло?
Прошло все прекрасно. Многие боятся, но у меня все прошло дружелюбно, сотрудники помогли оформить все документы. Это не какая-то империя зла, это простые люди, которые просто делают свою работу.
Подумываешь ли вернуться, когда? И, вообще, какие планы?
Я уфимец, я люблю этот город и не собираюсь рвать с ним связи. Я планирую периодически возвращаться: у меня здесь мама, у меня здесь дела. А планы – их нет. Если говорить о возвращении в Россию, это пока бессмысленно.
- Айтишник из Уфы проанализировал Big Data и выяснил пропорции агрессивности между мужчинами и женщинами
- В России айтишники могут получить отсрочку от призыва
- Дневник жены айтишника: как семья из Стерлитамака эмигрировала в Турцию