Тимур Максютов – уфимский айтишник, который увлекается анализом больших данных. Проще говоря, он создает ботов, которые буквально шерстят по большим массивам данных, хранящихся в открытом доступе, и собирают информацию, раскрывая в ней интересные детали. Интересуют Тимура Максютова соцсети и сайты правительств, ведомств, судов. Айти-специалист уже проанализировал данные судов Башкирии и представил публике. Теперь он решил исследовать рынок труда Башкирии и узнал, каких специалистов могут взять на работу прямо со студенческой скамьи, а какие вовсе не востребованы. И, вообще, где сейчас выше зарплаты.
Мы встретились с Тимуром Максютовым в нашей редакции и поговорили с ним не только о превратностях больших данных – будущем в сфере айти-технологий, но и порассуждали, можно ли обмануть электронное голосование и изменят ли нейросети рынок труда.
Представьтесь, пожалуйста, и расскажите, чем вы занимаетесь?
Меня зовут Тимур Максютов, я фрилансер, самозанятый. Занимаюсь созданием сайтов и их продвижением, а затем продажей рекламы на них. У меня есть сайт о туризме – tour102.ru, там я зарабатываю на рекламе. А исследования – это хобби. Меня всегда интересовали большие данные.
Кстати, а айтишники много зарабатывают? Стоит ли подталкивать ребенка, чтобы он выбрал эту профессию?
Моя деятельность находится на стыке двух направлений: IT и менеджмента. Насколько хорошо зарабатывают чистые айтишники, я не знаю, но у меня есть друзья, которые хорошо получают. Но они профессионалы своего дела и, как правило, занимаются блокчейном. Сейчас очень много различных курсов по IT, но мне кажется, если отдавать детей туда, то это не принесет много дохода. Надо именно становиться профессионалом, востребованным в узкой направленности в IT.
«Штраф всего 5000 рублей»: о судебных делах
Вы проводили исследования по домашнему насилию. Скажите, как это вообще делается?
Я брал судебные дела по статье КоАП РФ 6.1.1 «Побои» с 2019 года по 2021 в Башкортостане, где присутствует текст приговора, и понятны детали – всего 4446. Создал бота, который заходит на сайт, где выкладывают в открытый доступ судебные решения – Sudrf.ru. Поясню: бот – это программа, которая заходит на каждую страницу и делает определенные манипуляции. Мои боты заходят на статьи, которые мне нужны, и копируют полученную информацию по базе данных, которую я собираю у себя: кто агрессор, кто пострадавший, какое наказание назначено, есть ли родственная связь. То есть боты сканируют судебный текст, распознают его и достают то, что мне необходимо.
Что удивило в выводах исследования?
Меня удивило, что 19% агрессоров – женщины. Я думал, что там практически все будут мужчинами. Но оказалось, что женщины тоже мужчин колотят.
Но 81% – это мужчины-агрессоры?
Да, конечно. И еще, агрессоры не делают различия при выборе жертвы. То есть, если брать мужчин, то они примерно в 50% случаев вымещают агрессию на женщин и 50% – на мужчин. Также и женщины. В 50% случаев они нападают на женщин и 50% – на мужчин. То есть агрессия женщин – не столько к мужчинам проявляется, сколько к женщинам.


В то же время, если брать статистику в целом по «Побоям», то выходит, что по родственным связям агрессия - 22,2%. На жену – это около 50% всех случаев. В отношении детей агрессии не так много.
В целом, какие выводы вы сделали?
Меня еще удивило, что наказание за нанесение телесных повреждений очень небольшое. В 76,6% случаев размер штрафа составляет всего 5000 рублей. Хотя было несколько случаев, что кто-то и с ножом нападал. Например, есть такое дело про нанесение телесных повреждений ножом в области правой молочной железы, левого плеча, предплечья, скальпированная рана правой кисти, ссадина брюшной стенки. Суд постановил назначить административное наказание в размере всего 5000 рублей. То есть так бывает. И это не примирение сторон, так как в этом случае штрафов никаких вообще не будет. Перемирие составляет 0,8% таких дел, а тех, кто просят строго не наказывать – 3,6%.
Иными словами, для виновника/виновницы побоев вероятность отделаться по суду штрафом в 5000 рублей равна 76,6%.
О зарплатах и рынке труда
По поводу рынка труда. Что интересного там обнаружили? И почему решили сделать исследование по зарплате?
Мне просто было интересно найти что-то. И в этом исследовании я взял именно HeadHunter, но, в принципе, оно отражает и SuperJob (HeadHunter и SuperJob – сервисы по поиску работы – прим. ред.). Там примерно одинаково. Если брать биржу труда, то там, наверное, другие параметры, но группа ученых, которые тоже проводили исследования, сказали, что одно и то же.
По рынку труда. Во-первых, меня поразило, что соискатели просят какие-то слишком большие зарплаты. Когда я забил все в базу данных и начал делать выборку, то увидел, что требования – то 120 тысяч рублей, то 100 тысяч рублей. Я думаю: что такое, может, я что-то неправильно сделал? После я стал проверять вручную, но проблем никаких не обнаружил.
Еще я выявил, что около 19% в Башкирии готовы уехать на вахту, то есть вахтовики, они увеличивают запросы по зарплате в среднем по рынку. Не особо сильно, конечно, но все же.



А какая минимальная и максимальная зарплата? Есть такие данные?
Нет. Кто-то может написать 5000, и он мог иметь в виду, что это не за месяц, а за день или за единоразовую работу. Я видел, что и 900 тысяч просили. То есть я не придал этому значения, потому что это единичные запросы. Там может просто веселый человек написать себе и 10 млн. Я в статистику это не могу включить, потому что это ничтожно малое количество людей. Если бы там хотя бы 20 человек указало зарплату в 10 млн рублей, тогда я бы еще мог посмотреть.
В итоге у меня вышла такая статистика по диапазонам: 15–30 тысяч просят 10,8% соискателей, 30-50 тысяч – 30,5%, 50-60 тысяч – 16,2%, а больше 150 тысяч рублей просят 3,3%. То есть большинство готово на зарплату 30-50 тысяч.
О выборах и накрутках посещаемости сайтов
Скоро будут выборы. Можно ли их проверить ботами или программой сторонней? То есть – такой общественный контроль осуществить?
Это практически невозможно с точки зрения исследований. Там нужен специалист по блокчейну. Это уже не моя специализация. Блокчейн – это сложная технология. Взять, к примеру, биткоины. Они сделаны на его основе. Это распределенная база, которую очень сложно подделать. Если подделаешь в одном месте, то потом в другом месте не будет сходиться. Если изменишь один блок, то в другом тоже надо что-то изменять, и так далее. Кроме того, необходим доступ, а это очень сложно, и я думаю, что в Уфе таких специалистов нет. И у нас контроль будет осуществить нереально, если введут электронные выборы у нас.
Некоторые СМИ мухлюют со счетчиками, искусственно увеличивая посещаемость своих сайтов. Как с помощью программ накручиваются просмотры или посещаемость?
У Яндекс Метрики или Google Analytics все это заложено, то есть они смотрят, где боты. У человека одна специфика поведения, а у бота она другая. То есть даже до того важно, как он мышкой водит, читает с перерывами. Можно, конечно, создать умного бота, но это очень сложно – для этого необходимо вложить ресурсы. Поэтому Яндекс и Google их в основном вычисляют, а в Яндекс Метрике можно посмотреть статистику без ботов.
Крупные сайты могут себе позволить обманывать читателей?
Нет. Яндекс заметит. Вообще, есть такая вещь, как накрутка поведенческих факторов. Создается страница, и Яндекс наблюдает, как пользователь реагирует на эту страницу. Если хорошо реагирует, то Яндекс повышает ранжирование. Если плохо, то, соответственно, понижает.
Яндекс и Google за накрутку строго карают. То есть, если они увидели, что вы пользуетесь этим, то они ваш сайт отправляют в бан. Очень много сайтов улетело туда, когда только ввели накрутку поведенческого фактора. Обычно серьезные сайты этим не пользуются.
А каким образом сайт отправляется в бан?
Они обычно только по брендовому запросу выдают. То есть, если вы только название сайта введете. Но обычно за накрутку сайт просто отключают от поиска.
О дальнейших планах
Что дальше у вас в планах?
Планирую подключать к исследованиям нейросети. После завершения начатых исследований буду изучать соцсети. Хочу определить степень агрессии в различных регионах Башкирии. Поэтому планирую написать программу, которая сможет вычислять уровень агрессии в комментариях. Также планирую, чтобы боты сканировали данные постоянно и выдавали какую-то динамику. Я хотел посмотреть, например, насколько быстро студент УГНТУ находит работу. Выяснилось, что за эти пять месяцев они все заходят на сайт работ, то есть кто-то отмечает, что нашел работу, но потом опять ищет. То есть кто-то все время постоянно ищет работу. За пять месяцев невозможно было выявить, кто быстрее ее находит.
Из интересного: в БГМУ где-то 10 тысяч студентов, а на сайте по поиску работы их всего где-то 0,9%, а из УГНТУ – 77%.
Это о чем говорит?
Я думаю, что у них проблем с работой нет. Поэтому они на HeadHunter не ищут работу.
Еще, кстати, выпускники БГМУ, если вычеркнуть вахтовиков, идут сразу после выпускников УГНТУ по зарплатам. Хотя вроде медики говорят, что у них очень маленькие зарплаты, а тут они просят даже больше, чем выпускники УГАТУ. Я так понял, что, как только они выходят из университета, их сразу зовут на работу. А кто хочет в частную, то вот они и составляют эти 0,9%. Они просят в среднем 73 тысячи. А если по медиане, то 50 тысяч.
Может они просят больше, потому что у них маленькая зарплата?
Ну вы, допустим, отправляете резюме. Вы же знаете примерно какую сумму вам могут предложить. Вам 50 тысяч платили, а вы укажете 150 тысяч – вам просто звонить никто не будет.
А боты могут проанализировать обращения к Радию Хабирову?
Конечно, я этим как раз и хотел заняться. Были планы, чтобы посмотреть на странице Хабирова, о чем люди просят. Тоже какой-нибудь список сделать. Мне интересно, как меняются со временем жалобы.
О нейросетях
Вопрос по нейросетям. Заменят ли они в будущем журналистов?
Я не думаю, что заменят – скорее, будут помогать. Когда машины изобрели, они же не заменили людей, а начали помогать. Нейросеть не может выйти на улицу и опросить людей. Поэтому журналисты могут спать спокойно. А вот программисты… я не думаю.
Когда ChatGPT появился, то я ему дал задание, чтобы он написал сложный запрос, над которым лично я сидел бы минут пять. А он выдал мне ответ сразу же. Естественно, его необходимо будет подкорректировать. Но опять же. Для этого необходим программист, который знает, что писать. Но я был сильно поражен. Мне кажется, что будет сильное изменение на рынке труда. Я надеюсь, что будет лучше.
Пока готовилась публикация, вышло еще одно исследование Максютова о гендерном составе руководителей. Вот его короткое резюме от автора:
Это исследование навеяно чтением различных феминистических статей, со многими аспектами в которых я согласен. Там часто рассказывают, что, чтобы женщине занять руководящую должность, надо быть в 2 раза круче мужчин. Мне, естественно, это захотелось проверить, несколько женщины круче мужчин на посту директоров –может, они ошибаются, и не в 2 раза, в 3, или даже в 4 круче, а почему бы и нет? А может, женщины просто не хотят занимать руководящие позиции?
Я взял все ООО, зарегистрированные в Башкирии, и посмотрел их финансовую отчётность и гендерный состав учредителей и директоров. Также изучил, сколько ИП мужчин и женщин, самые популярные виды деятельности, и выяснил, что лучше для бизнеса – тандем мужчины и женщины или только мужчин.
Это было маленькое исследование, которое я сначала хотел включить в исследование о рынке труда, но там стало так много диаграмм, что я решил вынести это в отдельный анализ.
-
Рост зарплат в Башкирии на 15,7% – правда или ложь? Мнение экономиста Рустема Шайахметова.
-
Дефолт уже скоро? Башкирия тратит значительно больше, чем зарабатывает.
-
«Цены на бензин будут расти». Экономист ответил на вопрос уфимца о подорожании топлива, адресованный Хабирову.