Грустно, СЭР: в социально-экономическом развитии Башкортостан резко отстает от Татарстана
Наконец-то, жара спала, повеял прохладный ветерок, кто-то даже уже учуял запах предстоящей осени, а в голове, возможно, у кого-то прозвучал знакомый мотивчик про третий день сентября.
Не первый год наша республика, как и многие регионы России, прежде всего, средней полосы и Поволжья, изнывает от жары. Река Белая в очередной раз обмелела до критической отметки. Вон под Затонским мостом трава со дна поднимается на поверхность воды чуть ли не до середины реки, до которой можно дойти, оставаясь в воде по пояс.
Очень хочется надеяться, что эти природные катаклизмы не скажутся негативно на работе агропромышленного комплекса Башкирии как одной из основ экономического благополучия нашей республики. А то с экономикой у нас и без этого полный швах, если не сказать хуже.
Органы статистики опубликовали на днях оперативные – за первые пять месяцев – итоги социально-экономического развития Республики Башкортостан. Мы их изучили. И не просто изучили, а сравнили с теми же показателями экономического здоровья соседнего региона – Республики Татарстан.
Итак, что с экономикой? Несколько основных цифр. Например, оборот всех предприятий и организаций экономики региона за отчетный период составил в Башкирии 1,9 триллиона рублей, в Татарстане – 3,8 триллиона. Ровно в два раза больше.
Оборот, то есть выручка компаний – это хорошо, но интереснее, конечно, прибыль. Общая прибыль предприятий нашей республики за этот период составила 147 миллиардов рублей. Фирмы соседнего региона сработали с прибылью в 344 миллиарда рублей. Более чем в два раза больше.
Посмотрим дальше. Может быть, мы в инвестициях хороши – у нас же громко и не один раз объявлялось, что Башкортостан находится в лидерах среди регионов России по инвестиционной привлекательности. Эта привлекательность же, в конце концов, выгоду какую-то должна приносить.
Отчетные данные по инвестициям пока подбиты за первый квартал. Башкортостан за этот период привлек 72 миллиарда инвестиций, Татарстан – 156 миллиардов. Снова более чем в два раза больше. То есть, пока мы красуемся и хвалимся своей инвестиционной привлекательностью, соседи просто тихонько и эффективно работают. «Деньги любят тишину», – может быть, это как раз про этот случай? Про то, что надо делом заниматься, как братья-татары, а не хвалиться рейтингами по результату?
Еще один показатель, который у нас часто преподносится как достижение. Но ведь, как известно, все познается в сравнении. Строительство.
Все строительные компании Башкирии выполнили объем строительно-монтажных работ на сумму 106 миллиардов рублей с ростом к прошлому году на 7 с лишним процентов. Красиво звучит? Конечно.
Только вот у соседей за этот период построено на сумму 165 миллиардов рублей. 106 и 165 – почувствуйте разницу.
Более правильно с экономической точки зрения оценить динамику. Мы по строительству, в сравнении с прошлым годом, выросли на 7%, соседи – на 24%. Они не просто строят больше, они развиваются быстрее в три раза.
Сельское хозяйство. Предприятия отрасли произвели в Башкирии продукции на сумму 55 миллиардов рублей, предприятия Татарии – на сумму 89 миллиардов. Разница в полтора раза не в нашу пользу.
При том, что в Башкирии гораздо больше населения, а, соответственно, рабочих рук, предпринимателей, производителей проживают как раз в сельской местности – около полутора миллиона, а в соседней республике – меньше миллиона человек.
Но гораздо нагляднее и корректнее охарактеризует сельскохозяйственную отрасль обеих республик и объяснит разницу в эффективности другой показатель – фондоемкость. Это значит, другими словами, обеспеченность современной производительной техникой, комбайнами, тракторами. И снова посмотрим в динамике.
На конец 2017 года остаточная стоимость основных производственных фондов – тракторов и комбайнов – в Башкирии составляла 101 миллиард рублей, а в Татарстане – 82 миллиарда. То есть, наш крестьянин был гораздо лучше обеспечен техникой.
Прошло четыре года. На конец 2021 года остаточная стоимость техники уже у нас снизилась со 101 до 81 миллиарда рублей. А у них, наоборот, увеличилась с 82 до 124 миллиардов рублей.
Надоели цифры? Объясню простыми словами: пока в хозяйствах Башкортостана ржавели старые трактора и комбайны, фермеры Татарстана усиленно закупали технику. Вот так. Отсюда и вся разница в эффективности работы предприятий отрасли.
И так дела обстоят не только в сельском хозяйстве, но и всех других: строительстве, торговле, общепите, туризме.
И вот, читая эти два доклада о состоянии экономики обеих республик и хватаясь за голову, начинаешь задаваться одним единственным вопросом: что происходит? Почему так? Смотришь новости республиканские, оперативку в правительстве – благодать в республике: инвестиции прут, сабантуи предпринимательские, строительство растет. Народ богатеет – зарплата 54 тысячи рублей! А в Татарии в это время уже 59 тысяч рублей. Ну вот. Заглянешь в отчеты, и очки розовые-то от налета официальной слащавости сразу хочется протереть.
Наш эксперт, экономист Всеволод Спивак считает, что причина всему в крайне низком уровне управления в нашей республике. В качестве вопиющего примера он вспомнил, как год назад на одном из совещаний ответственное лицо озвучило, что Башкирию посетили туристы в количестве от 3 до 5 миллионов человек. И неясно – то ли 3, то ли 5.
Премьер-министр Андрей Назаров в этот момент сказал, мол, у меня другая цифра – 2,8 миллиона. Она как бы немного отличается и от 3 и, тем более, от 5. А недавно было объявлено, что турпоток в Башкирию вырос до 2,2 миллиона человек. Было 3, потом 5, потом цифра выросла до 2,2. Отрицательный рост – ну, вы понимаете. И вот так во всем. И вот поэтому мы так и живем, сравнивая цифры и хватаясь за голову.
Юрты в головах
А еще у нас снова закупают юрты – 8 штук. Их поставят в центре города – у Галереи АРТ, у монумента и под памятником Салавату Юлаеву. Потратят на это почти 10 миллионов бюджетных рублей. Больше миллиона за юрту...
И вот о чем я подумал. У нас вообще все как-то слишком зациклено на юртах: юрты в центре города, современную библиотеку хотели или до сих пор хотят строить в виде юрты. Юрты, юрты, юрты. XXI век.
Похоже, пока мы ментально не перестанем жить в эпоху юрт, ни с экономикой, ни с уровнем жизни, ни с технологическим хоть каким-то прорывом у нас ничего не получится. Потому что юрты не в центре города – юрты в головах.
Зато дороги у нас лучше
Зато дороги в Башкирии лучше, чем в Татарии. К этому выводу пришли аналитики рейтингового агентства «РИА-Рейтинг», которые ранжируют регионы по разным показателям. В этот раз – по качеству дорог.
По тому, насколько наши дороги регионального и муниципального значения соответствуют нормативам, мы находимся среди всех на 17 месте. У нас таких дорог, соответствующих всем необходимым нормативам, 67%. В Татарии таких дорог чуть меньше – 64%.
Если кому интересно, на первом месте, конечно же, Москва – там 97% дорог прям идеальные. Все дороги ведут в столицу, все и так в курсе.
Но есть еще один показатель: доля автодорог с твердым покрытием. И вот мы опять проигрываем. Если у нас на каждую тысячу квадратных километров территории дорог с твердым покрытием 323 километра, то у них – 471 километр. Асфальта у них больше, а у нас проселочных дорог больше. Ну, как-то так.
Большой хапок «Цветов Башкирии»
Теперь стоит рассказать, как раздербанили бывший процветающий совхоз – и за это, похоже, никто не ответит. Точнее, раздербанили самое главное, что от него осталось, – землю.
Предприятие «Цветы Башкирии» когда-то было главным поставщиком цветов – собственно, для всей Башкирии. Самые красивые создания природы здесь росли на десятках гектаров, как позднее оказалось, экономически, точнее, финансово привлекательной земли. Привлекательной для разного рода дельцов, конечно же.
Десять лет назад, в 2013 году, совхоз «Цветы Башкирии» выкупил у государства в лице республиканского Министерства земельных и имущественных отношений два участка: 200 гектаров земель сельскохозяйственного назначения и 14 гектаров иной земли. Причем, заплатил за это «смешные» деньги. Например, за 200 гектаров предприятие в казну выплатили цену, по которой продавалось тогда чудо отечественного автомобилестроения «Лада Гранта» – чуть больше 200 тысяч рублей.
Купили бы 200 гектаров фермерских земель отменного качества по цене ведра с гвоздями? Любой бы купил.
Далее эти земли более чем ожидаемым образом были распилены на более мелкие участки и проданы частникам – разным предпринимателям.
Позднее после смены руководства Минземимущества оно, то есть, государство, спохватилось: а чего это мы продали земли за три копейки? И начались судебные тяжбы. Которые завершились тем, что ведомству было поручено решить дело миром.
Бывший совхоз, который купил государственную землю за копейки и потом продал, очевидно, за более красивые деньги, сказал, что возместит ущерб государству и построит что-нибудь социальное. Например, школу или детский сад. Правда, позднее в мировом соглашении почему-то вместо школы и детсада появился жилой дом, 33 квартиры которого бывший совхоз должен был отдать государству в счет возмещения ущерба.
Ничего он не отдал. И вообще неясно, построен ли этот дом и будет ли построен в каком-нибудь светлом или не очень будущем.
Кстати, на одном из проданных предпринимателям участке компания «Башстройкомплект» возводила ЖК «Цветы Башкирии», который превратился в очередной очаг обманутых дольщиков, чьи проблемы так до сих пор и не решены.
Получилось все как всегда: землю хапнули, продали, наобещали, обманутых дольщиков наплодили, и никто за это пока не ответил. Все как всегда – ничего у нас не меняется.
Еще больше миллионов на содержание депутатов
Разрешилась интрига: будут депутаты Госсобрания-Курултая Башкирии платить себе больше зарплат или не будут. Ну, конечно, будут, что за глупые вопросы.
Пару недель назад этот вопрос еще обсуждался – увеличение количества депутатов, работающих за зарплату. Теперь это решение уже принято. Таких депутатов будет не 25, как сейчас, а 30.
Правда, в руководстве парламента говорят, что совсем необязательно, что будет увеличение: мол, это всего лишь предусмотренная возможность, связанная с расширением полномочий, и прочее вот это вот все. Ну, конечно.
По информации наших источников, делается это, вероятно, для того, чтобы «пристроить» (ну или «своих не бросить») людей, близких к окружению главы республики Радия Хабирова. И что кому-то даже конкретно обещаны и депутатство, и должность. Напомним, на всякий случай, что депутатов у нас избирают всеобщим народным голосованием. Ну, в законе так написано.
Так вот, ради чего все это делается. Ради денег, ради чего еще. Все в этом мире делается ради денег, а они неплохие. Средняя зарплата депутата «на зарплате» составляет сотни – 300, 400 и более – тысяч рублей в месяц.
Например, глава комитета по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов Милана Скоробогатова отчиталась о доходах за 2021 год в сумме 3,8 миллиона рублей. Это более 300 тысяч рублей в месяц. Глава комитета по образованию Раиль Асадуллин задекларировал 6,9 миллиона рублей – это почти 600 тысяч в месяц. Это, напомним, было в 2021 году. С тех пор депутатам разрешили не отчитываться перед народом, перед своими избирателями, перед своими работодателями. Как-никак именно мы с вами платим этим людям такие неплохие деньги из наших с вами карманов. Теперь платить будем еще больше.
Миллиард и 33 прокладки
Продолжим тему денег. Арбитражный суд постановил, что одна из крупнейших строительных фирм республики СУ-10 не доплатила в бюджет почти миллиард рублей налогов. Точнее, там налоги, пени и штрафы. 961 миллион рублей – НДС и налог на прибыль.
По версии налоговиков, а позднее и суда, компания в целях уменьшения налогообложения использовала 33 фирмы-прокладки, которые по факту не работали, а лишь использовались для налоговой оптимизации. Экономии. Недоплаты, короче. Сами строители, конечно, говорят, что ничего подобного, все было честно, что дальше будут обжаловать вплоть до Верховного суда. Ну а мы будем наблюдать – вплоть до Верховного суда.
Ну не доплатили и не доплатили – доплатят, наверное, раз суд решил. Кейс этот интересен не этим фактом, а тем, что это за компания – точнее, чья. «Фирма СУ-10» принадлежит семье бывшего депутата Госсобрания-Курултая Башкирии Валерия Мансурова.
В прошлом году он был в Москве, тусил с местными налоговиками. Его там хорошо принимали, со всем радушием московского гостеприимства. Строитель думал, что, раз приняли хорошо, то и дальше дела пойдут, как по маслу. И решил, пользуясь случаем и расположением мытарей, как ему казалось, вручить им взятку в размере 30 миллионов рублей за то, чтобы ту самую недоплату налогов, о которой мы только что сказали, ему поняли и простили.
Но у ФСБшников на гражданина Мансурова были другие планы – его взяли с поличным. И тут заслуженному строителю начало грозить не самое хорошее. В дополнение к почти миллиарду недоплаченных налогов он мог схлопотать еще один миллиард – за взятку предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 900 миллионов рублей. Или колония на два года.
Предпринимателя вместо СИЗО отправили под домашний арест. Говорят, подсобили знакомые. Может, оно и хорошо, что подсобили – друзья познались в беде – а то у него здоровье пошатнулось на фоне несостоявшейся взятки.
Так или иначе, фортуна снова улыбнулась Валерию Мансурову: за попытку подкупа высоких чиновников он отделался штрафом в 3,8 миллиона рублей. Для него это сущие копейки, как примерно для простого человека купить батончик «Сникерса».
Тут, как нам пояснил наш эксперт-адвокат, причиной такой гуманности и снисхождения суда может быть много чего. Это и раскаяние чистосердечное, и наличие благодарственных писем, и, например, если несостоявшаяся взятка в 30 миллионов рублей была обращена в доход бюджета. А, может быть, просто судья так проникся – неизвестно чем, но проникся и почти простил.
Так или иначе, Валерий Мансуров в настоящее время в Москве и продолжает жить, строит там, а уфимским бизнесом управляет его супруга. Игроки рынка говорят, что вполне успешно.
Хотели бы так жить?
Продолжим о строителях. Представьте: вы купили квартиру в красивом новом доме. Проснулись ранним солнечным радостным утром, сделали чашечку кофе по-турецки и вышли на балкон, чтобы на все 146% насладиться свежестью утра и ароматным кофе.
И тут вам прямо в нос тычется башенный кран. Красиво. Хотели бы так жить?
А жители одного из высотных домов по улице Красина уже так живут: у них во дворе на расстоянии согнутой в локте руки строится еще одна «свечка». Буквально на трех свободных квадратных метрах.
Строит дом компания «Реал Эстэйт», принадлежащая бывшему депутату уфимского Горсовета Александру Баутскому. Тот дом, кстати, в котором живет счастливый любитель выпить утреннего кофе, почесывая нос о стрелу башенного крана, тоже строила эта фирма.
Интересно, а когда этот любитель кофе покупал в этом доме квартиру, он знал, что каждое утро будет встречать в компании крановщика?
Украину не взяли в НАТО
На этой неделе в Вильнюсе состоялось событие, за которым наблюдал весь мир: саммит НАТО. Главная интрига, за которой, собственно, все следили – пригласят ли Украину в НАТО и, вообще, будет ли оформлен какой-то союз или совет между ней и североатлантическим альянсом.
Глава Украины Владимир Зеленский заявлял и продолжает заявлять, что страну необходимо чуть ли не срочно включить в состав союза – и высказывал разочарование тем, что этого пока не произошло. Однако, к примеру, Соединенные Штаты Америки как главный актор НАТО заявили, что это бы означало вступление в военное противостояние с Россией, чего не будет – как минимум, при нынешней администрации Байдена.
Помимо обсуждения членства Украины в НАТО на встрече обсуждалась помощь стране, прежде всего, в виде поставок вооружения, новые оборонные планы североатлантического союза по отношении к России и другие вопросы.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала прошедший саммит, заявив, что он, по ее мнению, провалился, даже еще не начавшись.
А при чем тут Башкирия, спросите вы? А при том. Башкирия – это тоже, между прочим, часть глобального мира, поэтому то, что происходит в мире, касается и всех нас.
Киднеппинг
На днях стало известно, что после наших публикаций Следственный комитет все-таки возбудил уголовное дело по факту похищения Тихона Степаненко – мальчика, которому нет и двух лет, который еще находится на грудном вскармливании и очень боится своего отца.
Отца, который, по словам матери ребенка, истязал его, избивал прутьями, избивал ее саму и на которого она написала в Следственный комитет заявление, по которому до сих пор, уже спустя почти два месяца, нет никакого решения.
Напомним, что около полутора недель назад этот так называемый папаша, изверг и, судя по всему, психически неуравновешенный религиозный фанатик похитил ребенка и увез его в Крым.
Полиция и Следственный комитет телились все эти полторы недели, даже не пытаясь искать ребенка. Объясняя это тем, что это ведь родной отец его просто увез на курорт, в морюшке искупаться, позагорать. Их нисколько не смущало, что на мужчину есть заявление об избиении матери и ребенка, что он в переписке постоянно угрожал женщине, что он просто очень опасен.
И вот, спустя полторы недели после похищения, до силовиков, наконец, дошло, что дело может плохо кончиться. Надеемся, до этого не дойдет. Заведено уголовное дело по статье за похищение ребенка. За это предусмотрен серьезный срок – от 5 до 12 лет лишения свободы. А материалы по заявлению матери ребенка об избиении переданы в следственные органы Крыма.
Также готовятся документы о лишении папаши родительских прав. Кроме этого будет дана оценка сообщениям, которые похититель писал матери ребенка с целью определения его психического состояния. Потому что есть предположения, что там с этим делом могут быть проблемы.
В прошлой итоговой программе один комментатор настойчиво утверждал, что это не похищение, потому что отец ребенка своего сына похитить не может. Интересно, что он скажет теперь. Может, он следователям расскажет теперь, что они не правы, научит их законам. Он, кстати, также утверждал, что Елена Милашина, журналистка, которую избивали пластиковыми палками, чье избитое тело видели все, все придумала и ради этих ран чуть ли не сама каталась по асфальту. Мда.
Ну а нас интересует другой вопрос. А полицейским и следователям – вот им зачем надо было ждать полторы недели, чтобы завести уголовное дело о похищении? Зачем? Кто знает, в каких условиях содержался и продолжает содержаться этот беззащитный ребенок?
На следующей неделе, во вторник, у нас очередное интервью с адвокатом Романом Петровым. Поговорим о многих актуальных темах – в том числе о том, как работает эта система. Видео тоже будет – не переключайтесь.
- "Низкое качество управления": эксперт назвал причину резкого отставания в экономики Башкортостана от Татарстана
- Одна из крупнейших строительных фирм Башкирии не доплатила в бюджет почти 1 миллиард рублей
- Большой хапок "Цветов Башкирии": как власти и бизнесмены делили земли некогда процветающего совхоза