В понедельник, 27 июня, десятки жителей Башкирии собрались на городище Уфа-II. Известный кураист Роберт Юлдашев сыграл на национальном музыкальном инструменте. Археолог Альфия Султанова произнесла речь, а жители выстроились цепочкой вокруг забора, за которым работает строительная техника. Здесь должны были построить музей, но по инициативе премьер-министра Андрея Назарова возводят храм. Активисты записали видеообращение Путину и попросили спасти городище.
«Сохраним единство народов России»
По оценке собравшихся, на флешмобе присутствовали от 70 до 100 человек. На месте дежурила полиция, однако никого не задерживали. Рядом, на улице Заки Валиди, уже неделю проходил Х Форум регионов России и Беларуси. Все близлежащие улицы были заставлены автобусами, которые закрывали протестующих от посторонних глаз. Однако народный флешмоб все же состоялся.
Роберт Юлдашев исполнил национальный гимн на курае. После его выступления зрители стали аплодировать и скандировать: «Городище «Башкорт»*, живи! Сохраним единство народов России!»
*«Башкорт» – раннее название городища, – прим. ред.
На мероприятии также присутствовали известные люди и активисты.
– Я приехал поддержать инициативу молодежи, сохранение городища «Башкорт», – говорит общественный деятель Сагит Исмагилов. – На территории не должно быть никакой точечной застройки. Она должна быть целиком сохранена для будущего археологического музея. Это ценный артефакт, 0,67 гектаров должно уйти под музей.
Звучало очень много патриотических высказываний. О единстве, о взаимопонимании. В первую очередь – с властью.
– Сохраним историю для сильной России, для Башкортостана. Для будущего поколения. Сейчас очень важно любить свою Родину, знать свои корни и быть сильной Россией, – призывает Роберт Юлдашев.
Музей на месте археологического памятника «Городище Уфа-II» презентовали в 2015 году. Был даже проект, включающий стеклянные навесы над городищем (в виде депозитария). Были идеи сделать его подобием казанских туристических жемчужин Булгара и Свияжска, даже замкнуть на музее пешеходную улицу Октябрьской Революции и Пушкина, где еще остались исторические дома. Аналогов такого городища, по уверению археологов, нет во всей Восточной Европе. Его возраст более 1400 лет, объект представляет огромную историческую и культурную ценность для всей мировой цивилизации, в особенности для России и Башкирии.
Однако археологи, несмотря на уникальную находку, с самого начала вынуждены были бороться с застройщиками и властями. В 2000-е ученый Нияз Мажитов проводил охранные раскопки и спас территорию городища от жилой застройки.
В 2020 году в южной части городища Уфа-II по инициативе Андрея Назарова решили построить Храм всех Святых. А уже осенью 2022 года с территории начали вывозить грунт. Паспорта объекта не было, поэтому сложно было определить, что именно там строят. В мае 2023 года на территории археологического памятника «Городище Уфа-II» появилась спецтехника, в том числе бульдозеры, которые продолжили работы.
«Это дело моего отца»
Дочь Мажитова – Альфия Султанова, которая также является археологом и кандидатом исторических наук, сегодня продолжает дело отца. Она пытается защитить археологический памятник и выступает за перенос строительства Храма всех Святых на его историческое место – возле монумента Дружбы.– Сегодня я пришла, потому что это дело жизни самого Мажитова, – выступила на флешмобе Султанова. – Это место – центр культурного башкирского притяжения. Для меня неприемлема сама позиция идеи строительства храма на территории древнего города «Башкорт», которая до конца не изучена.
По ее словам, работы на площадке городища могли повредить культурные слои.
– Строительство храма выпадает не на городище Уфа-II, а на городище Уфа-III. Когда-то там работали археологи Щербаковы (в 50-е годы во время открытия памятника, – прим. ред.) на археологическом наблюдении. Но, увы, там уже вывезли грунт и залили фундамент. Это большая проблема, мы немного опоздали с сохранением культурного слоя этого места.
«Назаровская тема»
Активисты считают, что Андрей Назаров, личной инициативой которого и была эта стройка, попросту сталкивает лбами активистов, археологов, общественников и даже религиозных деятелей. Изначально на строительство не было даже разрешения – начиналось оно незаконно. Так, в администрации Уфы 19 мая заявляли, что никаких разрешений на строительство не выдавали. 24 мая отец Никон, управляющий Уфимской епархии Башкортостанской митрополии, ответил, что храм – «это не его тема», и порекомендовал с этим вопросом обратиться к Андрею Назарову. Пресс-секретарь премьер-министра РБ Мариам Башкирова заявляла, что Назаров и правительство якобы никак не относятся к строительству храма на городище.На флешмобе жители записали обращение к Владимиру Путину, где отметили «сомнительное» поведение Назарова:
«В данный момент по личной инициативе и решению Назарова впритык ĸ территории раскопок начались земляные работы по строительству храма. Причем правительство республики не проводило по этому поводу никакого отрытого общественного обсуждения, проигнорировав мнение народа и ученых. Мы не против строительства храма, ведь это дом Господа. Однако место выбрано крайне неудачно. <…> Действия Назарова выглядят, ĸаĸ попытка протащить слона через посудную лавĸу. «Авось, прокатит!» – не прокатит.
Активисты призвали Назарова перенести строительство храма в другое место ради единства и мотивации военных отстаивать свою историю и свою родину.
– В зоне СВО на Украине наши башкирские ребята сражаются и отдают жизни не только за наш общий дом – Россию. Башкиры сражаются за свою малую родину, за свою историю, культуру, традиции, родной язык, за свои корни, за память предков. Сражаются «за право быть народом!» – и это главная причина того, почему, пока жив хотя бы один русский, башкирский, чеченский, тувинский солдат, ни один сапог натовсĸого солдата не будет стоять на российской земле!
<…> Строительство храма в данной местности, с архитектурной и со смысловой стороны, не соответствует логике. В городе достаточно подходящих территорий, куда храм впишется более органично. Мы ĸатегоричесĸи против строительства храма в этом месте по той простой причине, что в дальнейшем мы желаем видеть на данной территории музейный ĸомплеĸс, для инфраструĸтуры которого понадобится место. <…>
Уважаемый Владимир Владимирович! Для того, чтобы выстоять в этом противостоянии, сохранить свой суверенитет и право на развитие, сейчас, ĸаĸ никогда, России нужна максимальная консолидация населения, максимальное единство и максимальная внутренняя стабильность. Мы желаем сохранить хотя бы оставшуюся часть исторического наследия – память наших предков. И рассчитываем на расширение площади раскопок, а также на финансирование строительства музея».
Денег на музеи нет?
К слову, разрешение на строительство храма появилось совсем недавно. 22 мая Минстрой ответил, что документ на строительство мэрия Уфы выдала 19 мая – в тот же день, когда та говорила, что разрешения нет. Паспорт объекта появился только в июне, в нем указывалось, что застройщиком и заказчиком является «Уфимская епархия Русской православной церкви» («Московский Патриархат»). А исполнителем работ – благотворительный фонд «Иман-Башкортостан». Тот самый, что создавался для возведения хосписа и достройки мечети «Ар-Рахим».В марте этого года упал купол мечети «Ар-Рахим», которая уже более 10 лет стоит долгостроем на въезде в Уфу.
– На фоне строящегося объекта сиротливо стоит мечеть «Ар-Рахим» с четырьмя минаретами. Один минарет без купола. Это символично… – комментирует Сагит Исмагилов в своем обращении на YouTube-канале «Патриоты Башкортостана». – Мы выступили за строительство музея, который хотели бы назвать именем Нияза Мажитова. Он заслуживает такой памяти для нашего многонационального народа республики. Мы расстроены состоянием печально известной мечети.
Позиция главы Башкирии Радия Хабирова относительно мечети известна. Недавно он заявлял, чтобы с вопросом достройки мечети к нему не подходили. «Сейчас есть более важные задачи», – пояснил он. Что касается храма, Хабиров говорил, что строить на городище его «убедили». Кто именно, догадаться нетрудно.
По словам Султановой, на месте городища Уфа-II планировали открыть археологический депозитарий (система хранения артефактов, которая позволяет демонстрировать находки посетителям, при этом оставляя их в безопасности – например, под стеклом. Депозитарий может быть в составе музея).
– В данный момент есть проект, но его пока не согласовали. Музей же находится в маленьком подвале без всякого финансирования. Мы планировали сделать из него научный центр, – говорит Альфия Султанова. – Ждем решения Москвы по вопросу финансирования. Даже если не будет запланировано строительство депозитария через федеральный бюджет, музей, однозначно, должен быть построен на республиканские деньги. Потому что это важно для изучения истории Башкирии.
Султанова надеется, что власти услышат доводы активистов.
– Надеюсь, правительство поддержит нас. Памятник не раскопан до конца. Но это не значит, что нельзя поставить депозитарий. Нужно полноценное финансирование, чтобы провести полноценные раскопки, провести радиоуглеродные анализы. Пока ежегодно ведутся лишь небольшие раскопки, они затрагивают территорию, которую мы не успели открыть. Поэтому сейчас очень важно сохранить всю территорию в целостности, – призывает археолог.
Тем временем в Башкирии строят Музей кочевых цивилизаций, который будет расположен в Чишминском районе. То есть деньги на музеи в регионе есть. Чуть ранее власти Башкирии заявляли о постройке Евразийской библиотеки в виде огромной юрты на въезде в Уфу. На ее постройку планировали выделить 4 млрд рублей. Библиотеку жители назвали бесполезной игрушкой в современном электронном мире, а власти, после критики архитекторов и общественности, отказались от постройки. При этом строить депозитарий, чтобы сохранить городище и сделать из него привлекательный туристический объект, почему-то все равно не торопятся.
Экономист Рустем Шайахметов говорит, что в наше время чиновники никогда не советуются с народом в выборе строящихся объектов.
– У нас не слышат народ. В Уфе было такое, что меценат выступал за строительство Музея современных искусств за свой счет, однако вместо него решили строить Евразийскую библиотеку – за бюджетные средства. Тут та же история. У нас так устроено: поставят то, что решили власти, и скажут, что это лучшее решение. Тут я согласен с инициаторами, нужно сохранять историю. У нас не так много мест, которые могут представлять республику, быть туристически привлекательными. Утратить это место – будет не лучшим фактором. Если действительно то, что раскопали, ценно, то, я считаю, надо сохранять. Я был в Италии, Болгарии, Чехии, видел, как они сохраняют свои исторические ценности – ставят над ними купола, а люди ходят по раскопкам и смотрят. У нас же, к сожалению, историю активно уничтожают.
- Как получилось, что фонд «Иман-Башкортостан», который должен был спонсировать Ар-Рахим, начал возводить церковь?
- В Уфе прошел флешмоб в защиту Городище Уфа-II.
-
Активисты вышли к Городищу Уфа-II против стройки храма.
Читайте также
- Камень в наше городище. Будет ли построен храм на месте разработки археологического памятника – городища Уфа-II?