Последнее время СМИ изобилуют новостями о серьезных тюремных сроках, присуждаемых бывшим чиновникам и правоохранителям, которых, как казалось ранее, сия учесть уж точно должна была миновать. Ну, все же помнят бессмертную фразу: «Украдешь велосипед – потеряешь здоровье в тюрьме, а украдешь вагон – и ничего тебе не будет. Красть надо составами!». Тех, кто у власти, на вершине пищевой пирамиды, обычно не трогали. Так мы думали.
Но, оказывается, не все так. Последние годы и особенно последние месяцы доказывают обратное: от тюрьмы не застрахован ни простой кабинетный чиновник, ни министр, ни даже губернатор. Но силовикам на это, похоже, наплевать.
Из последних и самых медийных приговоров: бывший губернатор Хабаровского края, любимец местных жителей отправился за решетку на 22 года. Бывший губернатор Республики Марий Эл и украшатель столицы региона Йошкар-Олы красивыми новоделами Леонид Маркелов получил 13 лет.
Немало примеров и в нашей родной Башкирии. Нашумевший кейс прокуроров. Бывший зампрокурора Башкирии Олег Горбунов получил 17 лет колонии строгого режима. Его коллега, бывший прокурор Советского района Уфы Рамиль Гарифуллин, получил 16 лет. Обоих в свое время считали всесильными и уж точно неприкасаемыми. Но нет – сидят теперь.
Также на слуху 9-летний приговор в отношении руководителя компании «КилСтройИнвест» Дмитрия Комлева. Напомним, эта фирма является застройщиком печально известного «Миловского парка», к которому относится самое нашумевшее сообщество обманутых дольщиков.
И вот сегодняшние реальные приговоры бывшим министрам правительства Башкирии. Борис Беляев, экс-главный жилищно-коммунальщик получил 6 лет колонии, его коллега по строительному министерству Рамзиль Кучарбаев получил столько же. Оба вину не признали, конечно, и приговор в силу еще не вступил.
Совсем недавно бывший заммэра Уфы Александр Филиппов и главный столичный строитель Марат Гареев были оправданы. Для кого-то ожидаемо, для кого-то - нет, но факт остается фактом. А теперь начали сажать. Что случилось?
Идет сокращение «кормовой базы чиновников»
В этом уверен эксперт издания Пруфы.рф, экономист Всеволод Спивак.
– В этой связи вспомним Дениса Сугробова, бывшего руководителя подразделения МВД России по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией. Сначала его приговорили к 22 годам лишения свободы. Потом срок уменьшили до 12. И вот сейчас стало известно, что, по всей видимости, выходит по УДО. Это для размышления по данной теме, – предлагает задуматься эксперт.
А в том, что происходит сейчас, я бы выделил отражение нескольких тенденций. Первое: в условиях роста насилия ценность человеческой жизни, конечно, снижается. И те сроки, которые раньше казались негуманными – 15-20 лет, – сейчас уже не поражают воображение.
Второе: неизбежно сокращается объем «кормовой базы» для чиновников, бизнесменов от власти. В этих условиях они начинают все больше друг с другом конкурировать за ресурсы. Я убежден: подавляющее число тех сроков, которые получают чиновники и связанные с ними бизнесмены, являются не следствием беспристрастной работы силовиков и суда, а следствием внутривидовой борьбы за выживание в бизнесе от власти.
Третье, что касается Башкирии. Такое количество дел связано с низким уровнем профессионализма чиновников, которые элементарно не могут корректно оформить документы. Мы это сейчас видим на примере кейса «Пиксельных елок», это может иметь продолжение по закрытым «задним числом» договорам авиаперелетов за бешеные деньги, когда люди не пытаются соблюдать даже формальные правила. Это создает условия для привлечения их к ответственности, в том числе, уголовной.
Власть показывает обществу: мы боремся с коррупцией.
Так считает доктор социологических наук Арсен Нуриджанов. По его мнению, это ответ власть имущих на острый общественный запрос.
– На взгляд обывателя, в стране много происходит несправедливого. И запрос на восстановление справедливости адресован властям. В стране есть коррупция. Вон, даже один высокий чиновник как-то сказал, что треть бюджета в стране разворовывается. Отвечать на запрос людей надо. Но рыба хоть и гниет с головы, но не рубить же себе голову. Поэтому принимается решение отсечь что более безболезненно – хвост или плавник, – поделился мнением Нуриджанов.
Министры и даже губернаторы, конечно, наделены властью, но не они определяют парадигму сегодняшней российской реальности. Ими можно пожертвовать. А обществу сказать: мы с коррупцией боремся – вот, держите.
По мнению нашего спикера, вторым ответом на вопрос темы является то, что происходит ротация руководства силовых ведомств – МВД, СКР: приходят новые руководители, заместители. И с этим тоже связаны многие громкие дела. Например, в Башкирии - тот же «Башспирт». Обществу дается ответ на его чаяния.
Это сигнал властям и народу
Об этом говорит политолог Эдуард Гареев.
– Сигнал властям: работайте или уходите. И сигнал народу, который показывает эффективность работы. Запрос на справедливость в обществе есть всегда – в любом обществе, в любой стране, в любую эпоху. У нас в последние годы изменились как внешние условия – связано это с санкционным давлением еще с 2014 года – так и внутренние. Экономика наша пока выстояла. Но власти, верховное руководство стоит перед выбором: с кем и куда идти – продолжать либеральный путь, который себя не оправдал, или «леветь». И вот в этих приговорах бывшим большим чиновникам, я бы сказал, есть имиджевый элемент: раздать или показать всем сестрам по серьгам, – сказал Гареев.
- Бывших министров Башкирии отправили в тюрьму.
- Прокуратура запрашивала для них реальные сроки на 9 лет
- «Кейс прокуроров»: сроки жестче, чем ожидалось.