Деревня Вавилово находится в 800 метрах от Уфы, или в 10 минутах от центра города. Выгодное положение рядом с городом сделало ее центром притяжения для молодых семей – поселение растет, деревня активно застраивается. Однако здесь нет самого простого – водопровода.
Десятки лет старожилы ходили летом с коромыслом, а зимой на лыжах к ближайшим колодцам. Теперь к деревне вплотную подошло Южное кладбище, и вода из колодцев на вид стала «как молоко». Инициативная группа жителей ходила в администрацию Уфимского района по вопросу водопровода, однако чиновники лишь разводят руками. Мы побывали в деревне прямо под Уфой, где до сих пор нет самого элементарного - воды.
«Заметил, что со временем дома сближаются»
В холодный весенний день снег еще лежал на полях, но солнце высушило землю. Самый живописный вид деревня Вавилово приобретает весной, когда ее многочисленные холмы открывают весеннюю желтую выжженную траву. С холмов к деревне вплотную подступает огромное в своих размерах Южное кладбище: практически с каждого дома открывается вид на оградки и кресты. Дома в Вавилово разные: в основном хорошо построенные кирпичные здания, но есть и старенькие деревянные.
– У нас здесь в основном живет средний класс, – рассказал 35-летний житель деревни Андрей (имя изменено по просьбе героя публикации). – Большинство – русские. Знаете, еще лет десять назад у многих была скотина, но, как старики отошли, почти ничего не осталось. Теперь люди распродают задние участки, их активно скупают приезжие. Заметил, что со временем дома сближаются, а участки уменьшаются. Территория у домов уже не по 20 соток, а по 5. Население растет.








Фото: Пруфы.рф
Знаменательных мест в деревне не так много: детская площадка, несколько прудов, строящаяся церковь и бесконечные кладбища. Если взглянуть на карту, Южное кладбище почти облегает деревню Вавилово. Оно находится на горе, талые воды по весне спускаются в грунтовые. К тому же из-за холмистой местности вся деревня буквально усеяна прудами с естественными родниками.
Скрин: GOOGLE
Места захоронений вызывают у людей большое беспокойство, особенно по весне.
– У нас нет центрального водопровода, и это главная проблема. Просим, чтобы с Затона воду сюда провели, как всем другим деревням. Почти у всех в Вавилово есть свои скважины, но свою воду пить нельзя: примеси, палочки, загрязнения от кладбища. Ее даем скотине, по хозяйству используем, в бане, огороде, – рассказал Андрей. – Питьевую воду покупаем, берем сразу по 20 литров. Знаю, что некоторым домой машины привозят, некоторые сами ездят. В нашей семье на 5 человек мы в неделю тратим 5 баллонов. Выходит где-то 1400 рублей в месяц. Да и не у всех есть возможность пробурить скважину. Я года три назад за это 120 тысяч отдал.
А еще тут были озера, где можно было порыбачить. Теперь об этом не может быть и речи. В 90-е годы в центре деревни была свалка, куда из города вывозили мусор. С одной стороны кладбище, а в нескольких шагах от него свалка. Жители жаловались на тараканов, грызунов и пахнущую мертвечиной воду – то ли от кладбищенских паводков, то ли от гор мусора. Тогда вавиловцы всеми силами добивались закрытия свалки: перегораживали машинами дорогу для грузовиков с ТКО, не давали въезжать или выезжать им. Сейчас свалка уже замурована и больше людей не беспокоит.
«Из окна кухни – кладбище»
63-летняя Нина Ивановна живет в поселке более 40 лет. В конце 70-х 19-летняя Нина вышла замуж за вавиловца, тут и осталась. Как она сама говорит, строили дом, заказывая кирпичи по 1000 штук в руки несколько раз, стояли в очередях, как и все в то время.
– У нас водоснабжения никогда не было, – вспоминает она. – Два колодца раньше было всего в деревне, третий у частника, на огороде, он сам пользовался. Я помню, в молодости мы ходили с ведрами и коромыслами к колодцам, метров 500-600, таскали воду, чтобы поливать и стирать, а зимой возили фляги на лыжах.
Как раз в то время на Южном кладбище только начали делать первые захоронения.
– Вот сейчас мне прямо из окна кухни видно Южное кладбище. А перед кладбищем, метров 400, была свалка, карьер был очень глубокий, лет 15 туда возили мусор из города, официально. Завалили наши родники. Что там теперь в грунтовых водах, мы не знаем. Мы, местные, воду эту не пьем.
С 2000-х годов к жителям стали ходить депутаты: обещали решить вопросы взамен на голоса.
– Они нам говорят: «Вы проголосуйте за нас, выберите, мы все сделаем», – вспоминает Нина. – Голосуем за них – а воды все равно нет.
Пришлось решать вопросы с водой самим. Жители стали активно копать скважины. Но такая вода очень жесткая, известковая, чайник моментально покрывается белым налетом.
– А что нам делать? Мы стареем. Таскать воду из колодцев стало тяжело. Сделали скважину. Пользуемся водой этой только для стирки, полива. И то, знаете, после стирки вся одежда белая. Не смывается. За питьевой водой ездим в ближайший «Байрам». Берем в баллонах. Хорошо, если в семье машина есть, потому что ближайший магазин на трассе в 1,5 километрах.
Нина Иванова показывает фильтр на воду, который весь стал коричневым. По ее словам, за год его приходится менять несколько раз.
Фото предоставлено героиней
– Когда у меня умер муж, я осталась без машины. Однажды дети не смогли привезти воду. Я решила попить эту воду, профильтровать, прокипятить, отстоять и слить. Налила в чайник, а там мути много белой. Хотя с виду она свежая, я пить не смогла ее, у нее запах странный. Это раньше в молодости мы ее пили, она у нас родниковая была. Но как кладбище и свалку у нас устроили – все поменялось. Появилась муть, вода как молоко – белая.
Такое положение сказывается на здоровье жителей.
– Когда я проходила диспансеризацию, врач говорит, у вас кальциноз, кальцием забиты сосуды. Я сразу на воду подумала и обратила внимание на странный запах от воды.
«А что вы хотите? У вас деревня маленькая»
40-летний Ильнур, житель Вавилово, рассказал, что инициативная группа жителей уже ходила к чиновникам администрации Уфимского района.
– Мы были у зама главы района. Он спрашивает: «А сколько вас, людей?». Мы говорим: «Наверно, триста». А он нам: «А что вы хотите? У вас деревня маленькая», – сетует Ильнур.
Несмотря на покупку воды и фильтрацию, многие жители по старинке пьют воду из колодцев. Мужчина уверен, что такая вода влияет на здоровье.
– Скважины в 9 метров – поверхностные грунтовые воды, а что там – мы не знаем.
По данным исследований, которые проводили жители самостоятельно в Центре гигиены и эпидемиологии РБ, вода имеет «высокую мутность и жесткость».
– Качество воды все равно плохое: вкус известковый, анализы показывают высокое содержание металлов, а фильтры, которых на месяц должно хватать, меняем раз в неделю, – заявляет Ильнур.
Еще одна жительница, 40 лет, Альфия, говорит, что они пьют грунтовую воду. Она недавно переехала в Вавилово из города с супругом.
– У нас своя скважина, конечно, мы из нее пьем. По вкусу вода вроде как в городе, но более жесткая, много железа. Трупные палочки… не думали об этом, – сказала Альфия. – Через грунтовые, может, и проходит, но мы воду пропускаем через фильтр.
«Понастроят рядом с кладбищем, а потом жалуются»
Скрин: GOOGLE
Вавилово не единственная деревня, находящаяся возле Южного кладбища. Второе поселение, которое расположено по другую сторону захоронений, – Михайловка. Как указывают на портале pomnimrb (проект электронной книги памяти участников ВОВ), первоначально Южное кладбище было решено открыть возле этой деревни в 70-х годах прошлого века.
– Местные [из Михайловки] не беспокоятся, думают, раз они на горе живут, кладбище это их не касается, – полагает вавиловец Андрей. – Но талые воды-то до самого низа идут. Правда, у половины населения Михайловки центральное отопление, но и скважины тоже есть.
Выехать из Южного кладбища до Вавилово мы попытались по грязной проселочной дороге, на которой стоял большой камень. Нас заметили сотрудники Комбината спецобслуживания, которые пояснили, что это дорога не для проезда: ее сделали временно для пользования рабочих, а теперь специально завалили. Поинтересовались у нас, о чем мы пишем материал.
– Люди сами понастраиваются рядом с кладбищем, а потом жалуются, – сказал один из них. – Я тоже здесь живу, запаха нет. Санитарные нормы соблюдены. При этом жители почему-то недовольны только городскими захоронениями, а на собственные не обращают внимания.
Помимо Южного кладбища, в Вавилово есть еще два.
– Раньше было две деревни – Вавилово и Падеевка, но лет пять назад их объединили в одну. У отца в паспорте до сих пор отметка, что он в Падеевке живет, а у меня уже, что в Вавилово. От двух деревень у нас остались кладбища, – объяснил местный житель Андрей.
На одном из них мы и побывали: через сугробы и сухую листву поднялись на высокую гору, с которой видно полдеревни, пробрались к забору, но входа так и не нашли.
Кстати, Южное кладбище обещали закрыть лет 5 назад, но погребения до сих пор идут. На самом Южном кладбище мы обнаружили новые полосы захоронения, а также утонувшие в снегу могилы и уже начинающие растекаться лужи.






Фото: Пруфы.рф
На странице администрации города Уфы говорится, что захоронения на кладбище «Южное» закончились, в связи с чем с конца 2016 года хоронить граждан должны были на «Северном» кладбище.
Однако позже в администрации написали, что временно с 22 июня 2019 года захоронения на кладбище все же будут осуществляться в пределах родственной ограды при наличии зарезервированного свободного места либо по прошествии срока минерализации – 20 лет.
«Люди у нас терпеливые, а новые пришли – не хотят жить, как мы»
Бывший сотрудник Комбината спецобслуживания Владимир Наумкин считает, что в Уфе по санитарным нормам в принципе нет подходящих для кладбища земель. Для кладбищ почва должна быть сухая, а грунтовые воды должны подниматься максимально не выше двух метров. В Вавилово подъем грунтовых вод идет каждой весной. Ранее, по словам Наумкина, в воде соседней деревни Михайловки находили трупную палочку, после чего жителям начали подвозить воду.
Житель села Вавилово Андрей говорит, что им очень тяжело достучаться до местной администрации. Чиновники не слышат их. Зачастую жителям самим проще пойти убраться на детской площадке, общими усилиями поставить мостики, переходные каналы между заправкой и магазином, где есть подтопления. Благодаря местному активисту в деревне проложили дороги, строится церковь его усилиями.






Фото: Пруфы.рф
Вторая проблема после кладбища для вавиловцев связана с трассой. На ней до сих пор нет пешеходного перехода, дорожных знаков. Чтобы в часы пик выехать из деревни в сторону города, надо стоять минут 15. Внутри деревни мы увидели остановки, но все они оказались школьными, а общественной остановкой на трассе неудобно пользоваться. Как рассказал Андрей, вавиловцы поедут на автобусе только в крайнем случае, да и то, скорее, пойдут за помощью к соседям. Остановка от Южного кладбища работает только на дни поминовения, родительские дни.
Местная жительница Альфия говорит, что в деревне нет не только водопровода, но вообще мало что присутствует из благ цивилизации.
– У нас в деревне нет магазина, без машины тут никак. Фонари не работают. Осень-весна «садисты» через нас ездят – все в грязи. Зимой мы сами откапывались, трактора к нам не заезжали. Мы многие работаем в городе, с риском выезжаем на трассу, для нас ни разворота, ни развязки. Светофора нет, поэтому из деревни тяжело выехать. Наверно, в большинстве деревень так… Но в соседних – все это есть. У нас газопровод недавно провели, но врезка будет стоить 80 тысяч, это минимум. Место такое, гиблое… Здесь дома – бюджетный вариант.
Наша собеседница Нина Ивановна тоже недовольна положением дел в Вавилово.
– Я думаю, люди терпеливые, – говорит она. – Они никуда не жалуются, никуда не ходят, ничего не требуют. Я одному удивляюсь: в районах и деревнях есть дороги и вода, и газ, а у нас под боком – Уфа, живем в нефтяном краю, но ничего нет! 11 лет назад нам газ провели, в последнюю очередь из всех деревень в округе. А дороги у нас до сих пор нет, щебенка. Никогда у нас дорог не было. Трактора тонули. Раньше мы так и говорили: «Лишь бы войны не было». А сейчас новые люди пришли, молодые. Они не хотят так жить, как мы – терпеливо.
В администрацию Михайловского сельсовета мы не дозвонились ни по одному представленному номеру – трубку не брали. В Администрацию Уфимского района мы сделали запрос о том, когда в деревне будет проведен водопровод. В установленные законом сроки мы не получили ответа. В устной форме пресс-секретарь сообщила, что проблема решается, а через Черниковку водопровод слишком далеко вести. Когда получим официальный ответ, опубликуем его.
Обновлено: спустя несколько часов после публикации администрация Уфимского района прислала ответ: в Вавилово планируется установить водозаборную колонку от сетей, балансодержателем которых является МБУ «Комбинат спецобслуживания», сейчас определяется точка врезки.
Фотографии, видео, текст: Кристина Иванова, Мария Мамаева, Марина Каримова
Читайте также
- «Живу же, не померла еще»: репортаж из «марсианского» города Карабаш, который называют самым грязным в мире- «Собачий Освенцим»: репортаж из уфимского приюта, где голодные псы едят друг друга
- Дорога длиною в жизнь и по цене в 800 рублей: как бабушки из Уфы добираются до своих дач
- Топ-6 самых страшных дорог в Башкирии
- Квартиры за бесценок и усадьба Грекова: как медленно умирает город Башкирии, который мог стать Вторым Баку