пришлите новость

«Когда я сказала, что хочу покончить с собой, он взял на себя уборку игрушек». Истории трех женщин, справившихся с послеродовой депрессией

10:45, 05 апреля 2023

Мы записали истории женщин, которые перестали видеть радость в жизни и мечтали умереть, но пережили это

«Когда я сказала, что хочу покончить с собой, он взял на себя уборку игрушек». Истории трех женщин, справившихся с послеродовой депрессией
Фото: ru.freepik.com

13% женщин страдают от послеродовой депрессии. У 10% депрессия начинается еще во время беременности. В России, где психические расстройства принято считать блажью, молодые матери повсеместно сталкиваются с непониманием и осуждением. 

Для этого расстройства характерны депрессивное настроение, потеря интереса к жизни и новорожденному, утомляемость, бессонница, суицидальные мысли. Иногда за тем, как описывает свое состояние женщина, может стоять больше, чем просто усталость. Нашим героиням не удалось избежать послеродовой депрессии. Они рассказали, как изменились их жизни с рождением детей, и что помогло им справиться. 

Гульназ

35 лет, воспитывает детей 10 и 11 лет

Через месяц-два после рождения первого ребенка ко мне пришло осознание, что я как белка в колесе: круглосуточно кручусь, пытаясь создать идеальные условия для ребенка. А ребенок не спал, постоянно плакал. Сама я спала как попало – очень мало и прерывисто. Я начала отсчитывать месяцы, когда станет легче, и читать форумы, чтобы понять, что я делаю не так.

В первые дни помогать приходила свекровь, но за ней тоже приходилось ухаживать, наливать чаи, супы, угождать. От нее я наслушалась, что мой муж мог выбрать русскую или жениться на девушке с хорошей должностью. Может быть, она хотела сделать мне комплимент, мол, среди таких хороших кандидаток он выбрал меня. Она перечислила всех, кого хотела бы видеть невестками. Было очень неприятно. 

Она не вставала ночью к ребенку, к тому же храпела сама. Из-за этого не могла спать я. Иногда она готовила еду из дешевой курицы, которую невозможно было есть. В периоды, когда ребенок спал днем, свекровь канючила внимание к себе, рассказывая о своей жизни и болячках. Когда спустя месяц она уехала к себе домой, я думала, что мне станет легче. Ребенок так же не спал всю ночь, я могла поспать только с 6 утра до обеда. Другого времени у меня просто не было. Отвлекали дела – учеба и поиск большей квартиры. Свекровь снова приходила помогать, но уже ненадолго.

В какой-то момент я поняла, что мне нужна «отсыпальная». То есть идешь в поликлинику, где тебе дают талончик в «отсыпальную», уходишь туда и просто отключаешься на неопределенное время. А потом возвращаешься домой. Иначе все это превращается в ненавистную скорлупу, где нет личного пространства и ресурса. Я начала истощаться, «кончаться». На какое-то время переезд вытащил из омута – смена обстановки пошла на пользу. Тут я забеременела во второй раз – так решила родить сразу второго. Мне было тяжело и я, обладая хорошей памятью, точно не решусь вернуться в такое состояние. Беременность с маленьким, очень истеричным ребенком, ремонтом и учебой давалась очень тяжело. У меня обнаружили гестоз – я поправилась на 35 килограмм. Кроме еды, радости в жизни не было.

Однажды мы с мужем поехали в строительный магазин. Я заплакала, когда увидела огни города, которые раньше всегда приводили меня в какой-то восторг. Но теперь нет. Вдруг я поняла, что уже больше года не чувствую радости. Как будто дементоры забрали все чувства, осталась только механическая оболочка. Теперь мне понятно, что уже тогда надо было начинать пить антидепрессанты, но я противилась таким мыслям, думала, что их пьют только психически больные.

2023-04-05_09-36-24.png

После рождения второго ребенка стало легче, уже не было одышки. Тащить беременной коляску и истеричного ребенка по сугробам, когда из машины высовывается мужчина и орет на тебя матом, оскорбляя тебя и ребенка, очень неприятно. Я вообще перестала куда-то ходить. Поездка даже на машине – это значит вывезти ребенка, который всем везде мешает, – испытание для нервов. Я понимала, что везде лишняя с ребенком. Косые взгляды, осуждение, что вытащила детей куда-то, кроме дворовой площадки, просто невыносимы. С ребенком ты превращаешься в изгоя в обществе. Нигде тебе не рады: ни в магазине, ни в кафе, ни в общественном транспорте, даже в парке нельзя подходить к людям, надо держаться особняком, чтобы ребенок не помешал кому-то своей истерикой или приставанием. Какое-то спасение – это детские площадки в торговых центрах, куда можно отпустить ребенка поиграть, но они все платные и дорогие, а денег у декретной мамы – копейки.

Муж старался помогать мне, правда, приходилось убеждать его, что я нуждаюсь в помощи. Когда я сказала, что хочу покончить с собой, потому что мешает в голове постоянный шум, он стал давать мне поспать и взял на себя уборку игрушек. А игрушки – это не просто раскиданная коробка. Это несколько раскиданных коробок по всей квартире. Собирать их стало невыносимо, я начала сгребать их шваброй в кучу.

Второй ребенок был спокойным и смышленым. Быстро сообразил про горшок, практически не плакал, спал почти сутками. С ним я могла выспаться. Дочку, которой было только 1,5 года, отдала мужу в отдельную комнату. Она просыпалась больше 5-6 раз за ночь, либо просто беспокойно спала. Я начала высыпаться по выходным, когда муж утром сидел с детьми. 

В будни я иногда стала выключаться днем на 5 минут. Мне становилось легче. Однажды ко мне постучалась соседка по тамбуру и попросила сделать укол от давления и вызвать скорую. Пока мы ее ждали, я померяла давление себе – оказалось, у меня оно даже намного выше, чем у соседки-бабушки, ждущей скорую. У меня, правда, была тахикардия, шум в голове оставался, а также иногда рябило в глазах, и постоянно были головокружения от недосыпа и сидения в четырех стенах, отсутствия нормального отдыха и даже прогулок на улице. Я не чувствовала себя личностью, только приложением. Мне казалось, что я маленькая, а дети – огромные великаны, и я смотрю на них снизу вверх.

Когда младшему исполнилось 4 года, стало легче. Постепенно я начала приходить в форму, постепенно пропадали шумы в голове, головокружения, я стала больше двигаться, начала работать и вернулась в нормальное состояние.

Итоги

То, что в декрете изолируешься от общества – это, конечно, очень плохо. Наверно, было бы правильнее делать какие-то общие детсады – для детей и мам, куда они могли бы приводить их, а сами либо общаться в отдельной комнате и делиться проблемами, либо просто спать. Обязательно нужна психологическая помощь. Никто не признается и не скажет, что ей плохо, наоборот, будут максимально скрывать от окружения, которое не хочет тебя видеть, либо хочет воспринимать в образе идеальной мамы с тихим ребенком-куклой, который просто сидит на руках.

Все говорят, что женщин надо оставить в покое, «дать им наслаждаться материнством наедине с ребенком». Но женщине нужно общение – разговор с маленьким ребенком, который находится на начальном уровне развития, в четырех стенах – это прямой путь в психотерапию. Этого никогда не поймут чиновники, которые думают, что мать должна по умолчанию 24 часа в сутки любить ребенка за то, что он есть, и она от него не должна уставать. Можно устать уже через три месяца, а остальные годы просто относиться как к ответственности, без чувств.  

Женщин можно и нужно трудоустраивать – нереализованность, сидение в квартире, отсутствие видимых результатов давит на психику. Человек подавляется, впадает в депрессию, из которой как из болота тяжело выйти. Важно бороться с обесцениванием матерей в обществе – на самом деле никто никогда не откроет перед вами дверь с коляской, даже если с вами идет еще один ребенок. Люди заняты своими проблемами и воспринимают тебя как помеху. За все время мне только один раз помогли поднять коляску по лестнице, и то это сделала женщина.

Но все вышеперечисленное не будет сделано. Это неудобно, признавать проблему в материнстве. Проще сказать, что это твой святой долг, никто не просил вас рожать, и оставить как есть. Именно поэтому, пройдя столько унижений, обесценивания со стороны общества, чиновников, осуждения за то, что ты несешь на руках непослушного ребенка, отсутствия денег на элементарное, длительное время перенеся чувство беспомощности, рожать я больше не хочу. Ведь ничего не изменится, и никто ничего не поймет. Женщин также будут запирать в квартирах в четырех стенах с грудными детьми, без средств к существованию, без реализации, без возможности выйти на нормальные тротуары и лестницы. В ситуации, когда нигде никуда нельзя. 

Татьяна

26 лет, воспитывает двухлетнего сына

Мы с мужем планировали и очень ждали нашего ребенка, но о том, что ждет будущих родителей после его рождения, конечно, никто не говорил. Моя беременность прошла легко и без каких-либо трудностей, поэтому я была в сладком предвкушении встречи с сыном. Так продлилось и пару месяцев после его рождения. 

Я хотела все делать сама, особо никому не разрешала помогать и очень ревностно относилась, когда родные вмешивались, как мне казалось, в нашу идиллию с сыном. Вот только когда эйфория отпустила, и на ее место пришла усталость, апатия и грусть, настроение стало волнообразным. Меня штормило от состояния горючих слез до дикой радости. Спустя время я поняла, что устаю не только физически, но и морально. После родов у всех женщин «играют» гормоны. Раньше я думала, что это все отговорки, но я отчетливо почувствовала это на себе. Очень хочется внимания, любви, нежности, чтобы тебя слышали и понимали, но все внимание, конечно, требовал ребенок, поэтому на себя сил не остается. 

Мужу и родителям я всегда говорю открыто о том, что я чувствую и испытываю, но каждый пытался пренебречь моими чувствами, говоря, что все пройдет, потерпи, все через это проходят и тому подобное. Конечно, не этих слов я ждала, я хотела, чтобы мне давали больше отдыхать, но с наступлением весны семья была занята огородом, стройкой и всем, чем угодно, но только не внуком и сыном, отчего мне было очень обидно, а ведь я просто просила о помощи.

2023-04-05_09-35-09.png

Когда находишься в декретном отпуске, каждый день похож на другой, особенно когда ты дома один с ребенком. Мне часто хотелось бежать сломя голову из дома, а когда приходила домой семья, я радовалась словно пес, который ждал целый день, чтобы ему уделили внимание и погуляли с ним. Так чувствовала себя и я. Выбраться из серых будней, кроме себя самой, никто не поможет, чем я и занялась. Начала ездить в город, гулять в отдаленных районах. Становилось легче, и это не давало окончательно впасть в уныние.

Еще одним из угнетающих моментов было то, что мы жили вместе с родителями мужа. Сейчас я понимаю, что не нужно жить ни с чьими родителями. Это превращается в частые ссоры, обиды, недопонимания, в итоге можно вообще испортить отношения с родителями. Мне часто приходилось что-то терпеть, но после рождения ребенка я стала периодически высказывать свои недовольства, чем вызывала обиды и ссоры. Не нужно маму учить, как ей вести себя со своим ребенком, если нужно – она сама попросит. И не нужно навязывать свое видение – это раздражает больше всего.

С мужем часто ссорились, я все время говорила ему: ты не помогаешь мне с ребенком, а свекровь пытается взять все на себя. Я постоянно пыталась донести им, что ребенку важна связь с отцом с младенчества. Меня игнорировали, что дико раздражало. 

Вечерами мы откровенно разговаривали с мужем, но каждый раз возвращались к прежнему, потому что каждый пытался перетянуть одеяло на себя. Ему хотелось моего внимания, мне – его, а сыну необходимо все наше внимание, и не оставалось времени на наши с мужем отношения. С рождения сын на грудном вскармливании и, конечно, с ГВ ты не принадлежишь себе. Ты зависишь от сына, ведь он в любой момент может потребовать грудь, поэтому о совместных вылазках с мужем мы практически забыли, что, конечно, сказывается на взаимоотношениях. 

Часто думала о том, что мы разойдемся с мужем, иногда было настолько обидно, что сгоряча можно было наделать глупостей. Хорошо, что такой период мы прошли. 

Итоги

Спустя время приходит осознание, что женщины очень сильные и выносливые, ведь мы переживаем беременность, роды, декрет, а это все непросто – как морально, так и физически. Мужчинам тоже нелегко. Если мы, 9 месяцев вынашивая ребенка, готовимся к материнству, то для них все начинается только когда рождается ребенок. Не к каждому мужчине быстро приходит это осознание, к этому нужно относиться с пониманием и сопутствовать в развитии отцовских чувств.

Важно разделять обязанности, помогать друг другу, быть единым целым, а не тащить все кому-то одному этот нелегкий груз. Идти этот путь вместе.

Анастасия

24 года, воспитывает годовалого сына 

К появлению первого и пока единственного ребенка мы с супругом готовились вместе: курс по партнерским родам, лекции по уходу за ребенком, книги по детской психологии и воспитанию. Казалось бы, чем больше ты знаешь, тем проще. Но я упустила момент, когда нужно было себя подготовить к тому, что моя жизнь и мое тело на какой-то период перестанут принадлежать мне.

До рождения ребенка моя жизнь была насыщена событиями: любимая работа, новые знакомства, разные проекты, поездки, форумы, встречи с друзьями. После его появления мир схлопнулся до размера одной квартиры, и вся жизнь превратилась в день сурка. Помню, как спустя неделю после выписки из роддома я лежала и плакала от того, что перестала быть ухоженной. Брови невыщипанные, длинные волосы стали мешать, а собранные в хвост сильно давили на голову. Муж сказал, что не видит проблемы, если я уеду на стрижку, а он посидит с ребенком. Тогда я в первый раз уехала из дома дольше, чем на час. 

2023-04-05_09-34-52.png

Первый месяц, пока я восстанавливалась после родов, все бытовые вопросы закрывал муж. Уборка, готовка, покупка продуктов, прогулка с ребенком – все было на нем. Супруг специально взял отпуск после рождения ребенка, чтобы помогать мне. Друзья поддерживали, делали все возможное, чтобы я не выпадала из социальной жизни. Когда малыш окреп, стали приезжать, составляли компанию в прогулках, сидели с ним, чтобы я могла попить горячий чай. Бабушки и дедушки у сына работающие, поэтому мы не особо надеялись тогда и сейчас на их помощь.

Сейчас, когда ребенку почти год, мы стараемся выстроить нашу жизнь так, чтобы у всех была возможность помимо ребенка заниматься своей жизнью.

Итоги

Я уверена, что окончательно не скатиться в депрессию и пройти этап беби блюза мне помогло мое окружение. На мой взгляд, когда двое взрослых людей планируют завести ребенка, необходимо на берегу договариваться обо всех моментах, о том, что вы два полноценных родителя, и преимущество одного только в том, что у него есть грудь. Но не будем забывать, что есть дети на искусственном вскармливании. Таким детям даже не нужна мамина грудь. Важно помнить, что вы команда и партнеры. И еще: муж и все окружение познаются в декрете. 

Мнение специалиста

Регина Галиева, перинатальный, детский, подростковый и семейный психолог, педагог-реабилитолог, основатель программы «Умная беременность  здоровый малыш», специалист по психолого-физиологическим трансформациям:

– Не все молодые мамы на стадии подготовки к беременности понимают, что их ждет на самом деле. Многие просто не готовы столкнуться с реальностью. Они думают, что подготовились к беременности, но когда рожают, то понимают, что ожидали совсем не этого. Девушки не знают, что нужно делать, они неготовы к такой загруженности, не понимают, кого слушать. А попить чашечку кофе наедине с собой становится чем-то из разряда невозможного. Молодые мамы сталкиваются с вопросами, на которые они не могут ответить. Это одна из причин возникновения депрессии и моральной усталости. Когда ты с ребенком 24 часа в день семь дней в неделю, это сильно выбивает из колеи. Поэтому так важно разгружаться. На стадии подготовки к беременности и во время самой беременности важно почитать соответствующую литературу. 

Сейчас есть множество программ и практик, помогающих девушкам вырваться из рутины и облегчить материнство. Во время и после беременности организм и голову хорошо разгружают творческие техники. Например, рисование, шитье, гончарное ремесло. Таким образом молодые мамы уходят от послеродовой депрессии. Когда долго ничего не делаешь, занимаешься исключительно мамскими буднями, а потом резко выходишь на работу – это очень большой стресс. В этот непростой период крайне важны медитативные техники. Например, на своих занятиях вместе с девушками мы разбираем их состояние с помощью картин, которые они сами рисуют. Каждый случай индивидуальный в плане психологической разгрузки. Когда я вижу, что имеет место довольно глубокая психологическая травма, затяжная послеродовая депрессия, то я направляю такую девушку уже не к психологу, а к психотерапевту. Если нужна медикаментозная терапия, не стоит ею пренебрегать. 

Однажды моя клиентка уснула на консультации. Настолько сильно она страдала от недосыпа. Я всегда говорю – спите вместе с ребенком. Старшее поколение всегда было против этого. Они считают, что когда ребенок спит, мама должна переделать в это время кучу дел. Делегируйте обязанности. Покормить грудью за вас никто не сможет, но вот помыть посуду и полы не затруднит ни мужа, ни бабушку. Открыто говорите о том, какая помощь вам необходима. Без стеснений и угрызений совести спите с ребенком и восполняйте нехватку сна. 

К сожалению, в нашей стране практически нет центров, где мамы могли бы просто отдохнуть. В будущем мы планируем открыть в нашей республике центр, где будет оказываться помощь и поддержка молодым мамам. Если проект будет реализован, в таком центре появятся и места для тех, кто хочет просто выспаться.

Важна хорошая доверительная разгрузка. Как показывает практика, участились детско-родительские конфликты. Немногие могут позволить себе няню, а еще не все доверяют своего ребенка бабушке. Это очень сложная ситуация. У нас сейчас другое время – улучшенные медицина, педагогика, психология. Когда мы смотрим на своих родителей, то видим, насколько велика разница. 

Не только нашему, но и многим другим регионам необходимы социальные программы частных ясельных групп, где девушки могли бы нормально отсепарировать ребенка от себя. Условно, пока за детьми следят няни, молодые мамы ходят в бассейн, на танцы, рисуют, отдыхают, посещают какие-то групповые программы. Было бы здорово сделать это в едином центре.  

Жизнь и ритм давно изменились. Сейчас многие спокойно берут детей с собой и на работу, и на какие-то курсы, но все равно сталкиваются с равнодушием и даже агрессией в обществе. Важна планомерная работа с населением по этому вопросу, ведь не существует шаблонов хорошо или плохо. Молодым мамам крайне важна поддержка. 

  • Почему женщины в Башкирии убивают детей? Комментарии психологов. 

  • «С нищетой связывать бы не стал»: психотерапевт – о том, почему жительница Башкирии выбросила младенца в мусор. 

  • «Я думала, так будет лучше»: истории семи матерей из Башкирии, убивших своих детей. 



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное