Накануне, 21 марта в Москве прошли ряд обысков в квартирах сотрудников ликвидированной организации «Мемориал»* (признана ранее иноагентом и ликвидирована). Основанием для обысков стало уголовное дело о «реабилитации нацизма», возбужденное против «неустановленного круга лиц». Поводом для его возбуждения стал список жертв политических репрессий, который вело общество. А конкретно три человека в базе «Мемориала»* – Петр Долженков, Петр Двойных и Рудольф Наймиллер. Они числились в «книге памяти Татарстана». Что это за люди?
Что о них известно и при чем тут Книга памяти Татарстана
Один из вышуказанных людей работал в немецком полицейском отряде. За это его приговорили к лагерям. Двое других осуждены за измену родине. В «Мемориале»* не раз отмечали, что сами работники не решают, кого включать в список. Организация собирает информацию из региональных Книг памяти. Общество настаивает на том, что у него не было возможности проверить информацию по двум из трех человек, третий же был репрессирован.
Петр Долженков и Петр Двойных попали в список «Мемориала»*, так как они фигурировали в Книге памяти Республики Татарстан, вышедшей в 2001 году (4-й том). «Мемориалу»* была известна лишь статья, по которой они были включены в Книгу.
Рудольф Наймиллер попал в базу из списка «Одесского мартиролога», и в нем он считается жертвой национальной операции. Дело Наймиллера было рассекречено только в январе 2023 года, уже после того, как он попал в базу «Мемориала»*. Наймиллер указан в списке «Мемориала»* как «спецпоселенец», высланный из Одесской области в рамках одной из национальных операций. В 1954 году он был осужден за свою деятельность во время нацистской оккупации. В «Мемориале»* утверждают, что эти два обвинения не связаны между собой – Наймиллер учтен в «Одесском мартирологе» и включен в base.memo.ru как жертва национальной операции, а не как военный преступник.
«Сопутствуют ошибки»
Еще в 2021 году после появления в базе репрессированных «Мемориала»* 25 человек (в том числе Петра Двойных), движение «Ветераны России» требовало привлечь к ответственности руководство и сотрудников организации за «отрицание фактов преступлений нацистских пособников». Имя Наймиллера в январе 2023 года появилось в рассекреченных материалах УФСБ России по Архангельской области. В документах говорилось, что он, а также еще трое немцев, принимали участие в расстрелах советских граждан.
Всего в базе данных «Жертвы политического террора» содержится почти 4 млн записей, основанных на информации из книг памяти жертв политических репрессий. Председатель правления «Мемориала»* Ян Рачинский ранее отмечал, что составлению таких больших баз «сопутствуют ошибки».
Чем занимается «Мемориал»*
Организация начала зарождаться в конце 80-х годов на фоне перестройки. Первым председателем организации был академик, правозащитник и лауреат Нобелевской премии мира Андрей Сахаров. Предпосылками для создания «Мемориала»* стали репрессии времен Иосифа Сталина.
Последние десятилетия «Мемориал»* занимался сохранением исторической памяти и реабилитацией жертв политических репрессий. Благодаря «Мемориалу»* был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий».
«Мемориал»* представляет из себя две организации - «Международный Мемориал»* и правозащитный центр. Первый как раз занимается историей ГУЛАГа, изучением архивов, исследованием политики государственного террора в СССР. Второй проект был направлен на исследование нарушений прав человека и норм международного гуманитарного права в зонах массовых конфликтов и поддержкой политических заключенных.
В 2022 году «Мемориал»* получил Нобелевскую премию мира. За год до этого Верховный суд РФ ликвидировал общество.
* «Мемориал» внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов.
- «Когда теряешь власть, теряешь собственность»: историк из Татарстана – о судьбе региона после отказа от должности президента республики.
- Татары во власти. Как строитель «Москва-Сити», борец против обмеления Волги, нефтяник и другие стали влиятельными политиками России.
- Русофобия или неудачный дизайн? Эксперты дали оценку скандальной обложке журнала «Татарстан».
Читайте также
- «Сейчас, мама, я все тебе расскажу»: речь главреда «Новой газеты» Дмитрия Муратова на вручении Нобелевской премии