пришлите новость

«Если бы он был жив…»: дочь спасшего городище Уфа-II археолога выступила против постройки храма на его месте

12:00, 11 марта 2023

Она уверена, что ее отец отстоял бы городище Уфа-II

«Если бы он был жив…»: дочь спасшего городище Уфа-II археолога выступила против постройки храма на его месте
Фото: Пруфы.рф

Власти Башкирии разрешили построить храм на территории археологического памятника – городища Уфа-II, где были обнаружены бесценные древние артефакты. Пруфы поговорили с археологом Альфией Ниязовной Султановой, дочерью великого ученого Нияза Мажитова, о том, для чего нужен музей, что может предложить городище туристам и как к постройке храма отнесся бы ее отец.

– Почему музей все-таки должен быть построен?

– Во-первых, с последней редакцией, которая ушла в госпрограмму юбилея Уфы, ставился вопрос о строительстве археологического депозитария. И в этом депозитарии часть помещений должна была отводиться под Уфу-II. Мы воспряли, что будет такой музей и будет археологический депозитарий. Он давно уже просился, потому что хранилищ в Уфе немного, а археологические коллекции так или иначе растут. Но в последних уточненных программах его с планов убрали. По какому поводу и почему – я не знаю. Мне кажется, что власти должны озаботиться этой проблемой, строительством помещения. На словах музей существует, но на самом деле его практически нет. И для меня это остается до сих пор загадкой. Когда умер Мажитов, видимо, все стали спускать на тормозах. Дирекция мало что делает, хотя она и мало что может.

– Южную часть городища перерыли, сложно ли сказать, был ли там культурный слой?

– Самой площади городища это строительство не касается. Потому что городище – это небольшая территория, укрепленная часть бывшего города, и она не вошла в охранную зону. Мы неоднократно говорили о том, что вокруг городища имеется «фасад» – остальная неукрепленная часть. Ее следов очень много, и я знаю, что эту часть наблюдали Щербаковы – археологи из педуниверситета. Но наблюдение – вещь очень зыбкая. И неизвестно, был ли там культурный слой, или нет. Даже если был, он уже разрушен сильно предыдущим хозяйственным освоением. Ведь на том месте стояли дома, велась интенсивная хозяйственная деятельность. На самом городище тоже были разрушены все верхние слои. Они безвозвратно потеряны.

– Есть ли на этой территории что-то интересное для туристов? Можно ли, к примеру, закрыть все стеклом и сделать депозитарий?

– Там все невозможно стеклом закрыть. Какие-то маленькие объекты можно под стекло поставить. Но это само по себе очень дорого: нужно продумать систему сохранений этих культурных слоев. Конечно, сделать это можно и нужно. Но только какими-то фрагментами. Прежде всего, вальную зону. Она очень красиво и хорошо просматривается. Ее легко увидеть. Под стекло можно поставить то, что еще будет только раскопано. И там можно наткнуться на все что угодно – это очень богатый, интересный и разнообразный памятник.

– А там не было такой же ситуации, как в Аркаиме, когда вскрывали раскопки, и все осыпалось и разрушалось? И поэтому вынуждены были прервать работы?

– И осыпаются, и разрушаются, да. Все сложно сохранить, поэтому это дорогостоящее и долгое занятие.

– А как ваш отец Нияз Мажитов относился к этой ситуации? Он ведь сделал большое дело – воспрепятствовал стройке многоэтажек в том месте.

– Когда дело касалось сохранения археологических памятников или аварийных раскопок, для него не существовало никаких препятствий. Он шел в любое учреждение, к любому человеку и говорил, говорил, говорил, пока не убеждал. Тогда он смог поднять все уровни власти Башкирии, все институты археологии – приезжала даже комиссия. Городище – не первый памятник, который он спасал. Он использовал любые силы, объединил археологов, что очень сложно. После этого уфимские археологи стали более сплоченными, и начинали реагировать на любые попытки использовать памятники археологии. Он был фанатом археологии, истории своего народа. Этот фанатизм и позволил ему действовать так, как он действовал.

– Что бы он сегодня сделал для защиты городища? Был бы он против строительства храма или понимал, что это не касается самого городища. Как бы он отреагировал?

– Я не могу говорить за него. Но если бы он был жив, он бы добился начала строительства этого музея. Неважно, каким образом. Он бы привлекал всю общественность республики. Для него Уфа-II была делом жизни. Он был бы против храма, как, собственно, и мы, археологи. Нельзя смешивать разные вещи: историческую память народа и религиозное учреждение. Некрасиво это смотрится, нехорошо это смотрится, неэтично это смотрится. Храм можно построить, например, рядом с Монументом Дружбы. Там есть один храм, поставили бы еще один – ничего страшного...

  • Будет ли построен храм на месте разработки археологического памятника – городища Уфа-II?

  • Власти Башкирии планируют воссоздать Уфимскую крепость и Городище-II для развития туризма.

  • Радий Хабиров рассказал о планах строительства в районе территории уникального памятника археологии «Городище Уфа-II».



Подписывайтесь на Пруфы.рф в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Башкирии.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции


Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ