пришлите новость

Камень в наше городище. Будет ли построен храм на месте разработки археологического памятника – городища Уфа-II?

14:00, 08 марта 2023

Стройка уже началась, из территории вывозили целые камазы грунта — разрушило ли это культурный слой, неизвестно

Камень в наше городище. Будет ли построен храм на месте разработки археологического памятника – городища Уфа-II?
© Пруфы.рф

Власти Башкирии дали добро на строительство храма на территории исторического квартала в Уфе, ограниченного улицами Воровского-Пушкина-Валиди-Новомостовой. Эти земли буквально усеяны древними артефактами. Здесь больше полувека назад были обнаружены останки древнего города-крепости, который отмечен в раннеевропейских картах под названием Паскерти. Уфимцы знают его как городище Уфа-II.

За время раскопок ученые обнаружили, что старинный город был торгово-ремесленным, мультикультурным, принадлежит к эпохе раннего Средневековья – периода с III-V до IX века. Отдельные находки относятся к позднему Средневековью, времени существования Золотой Орды. Однако белые пятна в истории поселения все еще остались: неизвестно, какая цивилизация основала город, как там появились башкиры, подвергался ли он разрушениям, и почему жители в итоге покинули его. Возможно, путь к разгадке тайны поселения кроется в верхних культурных слоях почвы, большую часть которых уничтожил современный город.

Археологи до сих пор вынуждены бороться с застройщиками и властями, которые хотят построить на месте, где проводились раскопки, то гараж, то жилую высотку, то храм. Чтобы спасти хотя бы его часть, городище хотели сделать музеем под открытым небом, однако никакого движения в эту сторону нет. Зато в 2019 году в южной части городища власти Башкирии возложили камень, знаменуя начало стройки храма Всех Святых. А уже осенью 2022 года с территории квартала стали активно вывозить грунт.




Большое исследование вопросов истории провел кандидат исторических наук Салават Хамидуллин, собравший свидетельства историков и археологов. Мы использовали эти материалы в своей статье.

Город, уничтоженный змеем

О том, что на месте современной Уфы существовал другой город, ученые догадывались давно. Удобное географическое положение – среди холмов, что могли служить естественным укрытием от нашествий врагов, и в слиянии рек Уфы и Белой, открывающих транспортные пути.

«На том месте, где ныне Уфа, был великий город, который простирался вверх по реке Белой до устья реки Уфимки», – писал еще в XVIII веке русский географ и чиновник Петр Рычков в труде «Топография Оренбургской губернии». В то время, когда не было еще археологического подтверждения существования древнего города на месте, где расположилась Уфа, Рычков собрал воспоминания людей о нем.

Ученые до сих пор не знают ответа на вопрос, почему о поселении было забыто. Однако есть легенда, которую приводит географ. Это история о великом змее, который пришел в город и заразил всех ядом, отчего часть жителей погибла, а остальные покинули его, после чего «оный ядовитый змей спрятался в находящуюся при реке Уфе гору и исчез, так что более уж никакого вреда от него не было». Какие реальные события скрыты за этой легендой, остается только догадываться.

В результате раскопок города, которые начали проводить с 50-х годов прошлого века, был получен колоссальный археологический материал. Стало ясно, что древняя Уфа могла быть торговым центром разноэтнической цивилизации и даже была ее деловой столицей. Сюда могли стекаться как представители местных племен, так и дальних государств. Здесь были найдены следы бахмутинской, турбаслинской, романовской культуры.




Петр Ищериков, считал, что городище существовало в периоды I в. до н. э. — VII в. н. э. А челябинский археолог Никита Савельев убежден, что расцвет цивилизации, которая создавала поселение, пришелся на V–IX века нашей эры.

Городище Уфа-II – это еще не весь город. По словам ученых, в поселении была еще посадская часть, так называемая Уфа-III. Археолог Фларит Сунгатов считает, что город Уфа-II – цитадель, где жила власть и ремесленники, а вокруг располагалась Уфа-III. Посадская часть была шире, чем цитадель на Валиди-Октябрьской Революции-Новомостовой-пр.Салавата Юлаева и простиралась до современной улицы Тукаева. Пасадская часть плохо изучена.

Аналогов городища нет во всей Восточной Европе, заявлял профессор Института археологии РАН Игорь Кызласов:

– Городище Уфа-II – уникальный археологический памятник. Ни в одном городе (Москва, Казань, Нижний Новгород, Киев) нет таких мощных напластований. И это меняет представление о восточноевропейском Средневековье. Уфа-II — это начало Средневековья, развитие Средневековья и его продолжение. Можно даже назвать городище Уфа-II перекрестком между Востоком и Западом (Византией), – уверен ученый. 

Кто основал город и куда ушли люди, жившие в нем, пока остается загадкой. Чтобы ответить на эти вопросы, нужно продолжить раскопки.

Как обнаружили городище?

Городище Уфа-II было открыто в 1953 году краеведом Петром Федоровичем Ищериковым, когда прокладывали траншеи под водопроводные трубы от улицы С. Кудаша (ныне — улица Новомостовая) до ул. Воровского (ныне — проспект Салавата Юлаева). В боковинах разрезов от ковша экскаватора были обнаружены артефакты: расколотые кости домашних и диких животных, толстые прослойки слежавшегося пепла, фрагменты толстостенных и тонкостенных глиняных изделий лепной работы со следами пребывания в огне (это означает, что в них варили пищу на костре). Культурный слой, который скрывает старую Уфу, располагается на уровне 4 метров в глубину.

Ищерикову не удалось полностью обследовать территорию. В 1954 году началось строительство автогужевого моста через Белую, были засыпаны овраги, в бетонные трубы закатали ручьи, местность была полностью видоизменена. Однако в 1957 году удалось сделать первые раскопы возле оврага со стороны Пушкина и описать объект как археологический памятник. С 1961 года участок, ограниченный улицами Пушкина, Новомостовая, Октябрьской Революции и проспектом Салавата Юлаева, признают историко-археологическим памятником, подлежащим государственной охране.

Ищериков отмечал, что городище занимает квартал между улицами Пушкина, Фрунзе и Воровского и представляет собой мыс, возвышающийся примерно на 40 м над уровнем р. Белой.

В 1969 году охранные раскопки памятника провела археолог Махмуда Садыкова, уже на территории городища Уфа-III были заложены два раскопа. По данным Садыковой, план площадки памятника городище Уфа-III включает в себя как мыс непосредственно городища Уфа-III, так и расположенный к северу (через овраг) мыс городища Уфа-II. На момент исследования по территории бывшего поселения проходили улицы Фрунзе (ул. Заки Валиди), Тукаева и Ново-Мостовая. Автор раскопок отметила сильные разрушения поверхности памятника и его культурного слоя.




До начала 2000-х годов на памятнике проводились эпизодические раскопки. Когда появилась информация, что квартал планируют застраивать, Нияз Мажитов вместе со студентами-археологами БГУ провел несколько разведывательных работ с целью привлечь внимание властей и общественности к угрозе уничтожения памятника. Результатом его активной работы стала организация охраны раскопок в 2006 году. Чтобы успеть до начала строительных работ, археологи начали копать осенью, заканчивать пришлось уже зимой.  Эти раскопки показали, насколько уникальным памятником является городище.

С 2008 по 2012 годы археологи университета исследовали культурный слой, не испытывая прежнего давления, поскольку застройка квартала отложилась. Мажитов добился в 2011 году создания на месте, где расположился древний город, музея-заповедника «Древняя Уфа». Однако не дождался строительства музея деревянного зодчества, который должен был сделать археологический памятник доступным для изучения каждого – академик Мажитов умер в 2015 году после продолжительной болезни.

Как хотели построить музей?

В 2015 году был объявлен конкурс на создание плана музейного комплекса. Предполагалось, что его здание будет возведено на исследованной части городища Уфа-II и будет включать: 7 экспозиционных залов, хранилище фондов, рабочие кабинеты, лабораторию, реставрационные мастерские, библиотеку, архив, читальный и конференц-зал на 50 мест, сувенирную лавку, гардероб, буфет, подземную автопарковку.

Над самим местом раскопок планировалось поставить светопроницаемые навесы. Итоги конкурса должны были определить 4 июня 2015 года, однако победитель так и не был назван.

В ноябре 2015 года появилось ГБУ «Музей-заповедник «Древняя Уфа». Музей стал искать подрядчика на исполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Музейный комплекс «Самрау», который планировалось построить на территории археологического памятника городище Уфа-II. Одним из проектов предусматривалось строительство небоскреба «Гагарин», на первых этажах которого хотели расположить музейный комплекс.

Снова были пересмотрены планы. Согласно техническому заданию, архитектурный облик центрального корпуса должен был напоминать здание Оренбургского Караван-сарая и делиться на 3 функциональные зоны (музейную, образовательную, общественно-деловую). Конкурс на отбор проектировщика планировалось провести 16 декабря 2016 года. Однако единственная поступившая на него заявка от ОАО Проектный институт «Башкиргражданпроект» была признана конкурсной комиссией несоответствующей требованиям конкурсной документации.

В 2019 году на круглом столе, организованном нашей редак цией, обсуждались возможности использования территории городища Уфа-II и прилегающей к нему территории.

Тогдашний руководитель Центра развития туризма РБ и близкий друг Радия Хабирова Артур Идельбаев, (ныне заместитель директора АНО «Центр развития туризма РБ») признал, что Уфа-II является уникальным памятником на территории Евразии.

– Академик Кызласов прямо говорил: «Делайте, что хотите, но такого памятника в России больше нет». Как все это использовать в качестве туристического потенциала? На сегодняшний день в Уфе нет ни одного значимого туристического объекта. Есть прекрасная возможность сделать памятник археологии Уфа-II туристическим объектом, – говорил он.

По его словам, на объект нужно было выделять деньги. Он привел в пример Булгар и Свияжск, в которые вложили около 6 млрд рублей и продолжают вкладываться. Была высказана идея создать туристический комплекс из пешеходной улицы Октябрьской Революции.

– И вот эта улица, ставшая туристическим объектом, идет от Гостиного двора и спускается к городищу Уфа-II. Городище становится вторым таким объектом туристического притяжения. А если сюда добавить реконструкцию Уфимской крепости, пусть даже в гораздо меньших масштабах, то люди могли бы ходить и смотреть на него, как на мини-Сиам в Таиланде, – предлагал Артур Идельбаев.

Однако дальше идей дело не пошло.

Что сейчас?

В 2020 году в южной части квартала, ограниченного улицами Воровского, Пушкина, Валиди, Новомостовая, заметили камень с надписью: «Здесь будет построен храм Всех Святых». Как оказалось, на церемонии установки камня в 2020 году присутствовали митрополит Никон, премьер-министр Андрей Назаров и руководитель администрации главы РБ Александр Сидякин.

А уже осенью 2022 года на территории начала работать спецтехника. Экскаваторы разрыхляли землю, копер забивал сваи, с территории один за другим выезжали грузовики, набитые грунтом. Паспорта с данными по объекту не оказалось, поэтому было сложно сказать, законно ли ведутся работы.

То, что на том месте, где был установлен камень, будет располагаться именно храм, а не что-либо другое, редакции подтвердила Администрация Уфы.

– 9 августа 2022 года выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером (который совпадает с местом забиваний свай) под храм Всех Святых, – сказал нам Талгат Зайнуллин, начальник Управления по взаимодействию со СМИ Администрации Уфы.

Он уточнил, что земля находится в республиканской собственности.

В Уфимской епархии сами не поверили, что на городище построят церковь.

– Подтвердили, да? – спросил у журналиста помощник пресс-секретаря Уфимской епархии.

photo_2023-03-02_05-17-07.jpg

Фото со страницы общественницы Эльзы Маулимшиной

В Башкультнаследии подтвердили, что храм Всех Святых строиться будет, но «не на территории городища».

«… Планируемый объект располагается на территории земельного участка, являющегося смежным с территорией объекта культурного наследия федерального значения «Уфа-II – городище», а также на территории зоны охраняемого культурного слоя – подзона 2…», – утверждали в Башкультнаследии. Что именно будет охраняться, если грунт уже вывезен, неясно.

Между тем, вопреки утверждениям некоторых чиновников и причастных лиц, что строительство церкви будет вестись не на территории археологического памятника, обратное говорят в Управлении государственной охраны культурного наследия РБ (Башкультнаследие).

Башкультнаследие признает, что археологический памятник фактически шире, чем его охраняемая часть. Еще осенью специалисты БГПУ им. М. Акмуллы получили открытый лист на охранные работы в виде наблюдения. Однако нужно уточнить, что это весьма слабое утешение по нескольким причинам. Во-первых, сомнительно, что археологи БГПУ будут находиться на участке постоянно при земляных работах. Во-вторых, представим, что при земляных работах обнаружатся артефакты. Тогда они должны будут приостановиться, чтобы археологи могли начать исследование. Даже в идеальной ситуации будет осуществлен просто сбор артефактов, а не полноценные археологические работы.

В ответе Башкультнаследия есть и обнадеживающий факт. Проект музея и депозитария археологического материала попал в федеральную программу, подписанную президентом РФ, и в указ главы РБ Радия Хабирова. Сейчас проект проходит государственную экспертизу. А вот с деньгами, которые должны на него выделить, пока нет ясности. В Управлении госохраны надеются попасть в Республиканскую адресную инвестиционную программу, но у руководства республики пока иные приоритеты.

Вместо вывода

Общественность республики, в первую очередь научная, задается вопросом, почему при отсутствии дефицита земли необходимо возводить храм именно близ и фактически на территории столь важного археологического объекта? Если у авторов проекта была цель проиллюстрировать связь времен, где храму Всех Святых отводится роль символизировать собой разрушенный в 50-х годах XX века Смоленский собор, стоявший на месте современного Монумента дружбы, то данная идея выглядит сомнительной по многим причинам. Во-первых, вряд ли уместно возводить любые культовые сооружения (церкви или мечети) на территории археологического памятника раннего Средневековья, что не вписывается в реалии того отдаленного времени; во-вторых, строительство храма на оживленном перекрестке, где и без того затруднено движение в часы пик, будет лишь усугублять проблему; в-третьих, «реплику» Смоленского собора можно построить в более подходящем для его исторического бэкграунда месте. Однако в этой истории просматриваются личные амбиции и комплексы отдельных лиц в правительстве РБ, которые несмотря на очевидную абсурдность и непопулярность проекта у значительной массы населения республики, продолжают упорно продавливать его.

Археолог Альфия Ниязовна Султанова, дочь великого ученого Нияза Мажитова, говорит, что ее отец был фанатиком своего дела. Именно это помогло ему отстоять главное дело жизни - городище Уфа-II от застройки. Альфия Ниязовна уверена, что если бы он был жив, выступил бы против строительства храма на территории квартала Валиди-Новомостовая-Воровского-Пушкина.

- Потому что где историческая память, а где храм, - заявляет дочь Мажитова. - Неправильно это смотрится, нехорошо это, неэтично. Храм можно построить на его историческом месте - Монументе Дружбы. Это историческое место русской крепости, она связана с хрестианством. А вот Уфа-2 и церковь... нет, они не вяжутся...

Лучшее решение было бы - воздвигнуть на этом месте музей. Примут ли представители власти этот вызов времени, покажет время.

Подписывайтесь на Пруфы.рф в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Башкирии.

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ