В Уфе ветхие дома в квартале Гафури-Красина-Султанова-Чернышевского насквозь прогнили и буквально по бревнышкам падают на головы жильцов. По словам местных жителей, застройщику квартала Филюсу Ишбулатову, владеющему ООО Инвестиционно-строительная компания «Агидель-ИнвестСтрой», и по совместительству депутату Горсовета (орган, который вводит и регулирует строительные нормы в Уфе) удалось «пробить» половину квартала застройки по договору развития, чтобы не расселять их. Так ли это и грозит ли уголовное дело депутату, пытаемся разобраться в этой запутанной истории – в репортаже Пруфы.рф.
Такой грохот был
Мы подошли к дому на улице Гафури, 83. 150 лет назад здесь располагалась усадьба Еникеевых в ансамбле домов Зия Камали – ныне тут стоит типичная уфимская так называемая «гнилушка», прямо напротив Республиканского медико-генетического центра. Здание покосилось – оно буквально опирается на трубу, которая служит ему подпоркой.
– Это мы установили, чтобы дом не упал дальше, – объясняет 59-летний Михаил Карташов. Вместе с супругой Ритой Карташовой они живут в доме на Гафури с 2007 года. Квартиру в этом доме Михаил купил в том же году, а само здание построено в 1867 году.
Людей давно должны были расселить, но наступил кризис, и застройщик квартала обанкротился. Некоторые компании судились с мэрией, однако землю у них все равно изъяли. Кто сейчас является застройщиком, Михаил не знает.
Скромно улыбаясь, он впускает нас в тесную квартирку, в которой помещается только две кровати, шкаф, холодильник, стол, газовая плита и место для готовки. Низкий потолок того и гляди рухнет под гнетом второго этажа, на который обрушилась крыша.
– Это случилось ночью в октябре, – рассказывает Михаил, вспоминая, как второй этаж упал на них, – примерно в четвертом часу ночи. Все мы спали. Громыхнуло на голову так, что мы думали, началось землетрясение. Мы вскочили, соседи вскочили, выбежали в чем были. Думали, началось обрушение. Потом проверили, что произошло – обвалилась крыша на квартиру сверху, она и прогнула наш потолок. Мы не пострадали. Если бы наверху жили люди, то на них бы упало. У нас хорошо, что балки выдержали.
– После этого вы продолжили жить тут? – спрашиваем пожилого мужчину.
– Ну, конечно! А куда деваться. Нам некуда идти.
– Обращались в МЧС?
– Нет… У нас же никто не пострадал.
Проходим на второй этаж, чтобы оценить разрушения. Поднимаемся мы к нему по крутой древней лестнице, пройдя через вход со стороны улицы. Ощущение, словно этот дом расположен не в центре Уфы, а в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС.
– Только не пугайтесь! – предупредил Михаил и открыл двери в злополучную квартиру.
Перед нами открылся вид помещения, похожего на чердак, заваленный обломками и остатками мебели, покрытыми пылью. В крыше и стене зияли дыры, через которые просвечивало небо. По словам нашего собеседника, в этой квартире давно никто не живет. А вообще, в доме еще остается 10 семей.






Выходим на безопасную улицу. Из соседней двери выглядывает молодая женщина лет 30 – Роза, из окна тут же показывается ее сын примерно лет восьми.
– Не стой на окне! – грозит ему мать. Тот прячется от камеры.
Женщина рассказала, что в доме недавно случился прорыв в канализации, поэтому нет воды.
– Из-за того, что дом покосился, у него все время рвет трубы, – жалуется она. – Утечка слишком большая стала, поэтому они [работники «Уфаводоканала»] просто отключили воду. Они уехали, у них рабочий день закончился. Не знаю, будет ли вода. Вроде чуть-чуть текла, – рассказывает Роза.
Перед нашим приходом как раз уехал камаз «Уфаводоканала». Замечаем, что машины подпрыгивают на улице Гафури. Это от того, что асфальт рядом с домом прогнулся.
– Скоро машина там провалится, – говорит Роза.
Бомжи и котлован
Дом на Гафури, 83 поделен между 33 собственниками – не по квадратам или квартирам и комнатам, а по долям. От этого в нем, как в муравейнике, много дверей, а квартирки часто без окон.
В соседних домах рядом находится около 20 «гнилушек», в каждой из которых живет по несколько семей – ситуация не лучше.
– Квартиру в доме купила моя мама давно. Дом 1895 года постройки, – говорит жительница дома на Гафури, 87. – Маме сказали не распаковывать чемоданы. Но видите, мы все еще тут живем. А жить тут страшно… Хотим уже быстрее отсюда уехать.
Женщина рассказывает, что в теплое время года в окрестностях селятся бомжи, которые прочесывают всю местность. Часто находят их трупы.
Фото: Пруфы.рф
– Когда темнеет, стараемся не выходить. Собаки у нас нет, но периодически набегает стая диких. Еще места, где снесли гаражи, зарастают, и там находят тела бомжей. Труповозка приезжает – просто увозит, и все. Соседний дом бомжи вообще подпалили. Он сгорел на наших глазах. Подожгли его и потихоньку перекочевали на остановку, откуда сидели и смотрели. Кроме того, тут ходят и черные копатели, думают, что дом нежилой, а в доме – люди. Всякое у нас бывает.
Как рассказала нам жительница одной из «гнилушек», рядом расположены две школы, и детям приходится ходить на учебу через заросшие пустыри.
Чуть дальше этого дома расположена усадьба Зия Камали – просветителя и богослова начала XX века. Он также является основателем медресе «Галия». Усадьбу в 2021 году лишили статуса исторического памятника, и с тех пор здание потихоньку гниет. Половина здания заколочена, крыша готова в любой момент обвалиться – но в нем живут люди. В одной из квартир из окна даже выглянула кошка, а в другой части дома висела камера. Ни в одной из квартир этого дома двери нам не открыли.



Рядом с усадьбой – огромный котлован. Как оказалось, это объект незавершённого строительства. Многострадальный квартал, где он расположен, переходил из рук в руки между разными застройщиками, а дольщики стройки оказались обмануты.
«Администрация посоветовала: ставьте подпорки, чтоб не рухнуло»
Жительница дома на Гафури, 83 Рита Карташова рассказала, что здание аварийным не признано, а техническое освидетельствование, в котором указано, что дом прогнил, она делала за свой счет.
– Из администрации пришли, собрали каких-то алкашей по району и у них подписи взяли, что они не согласны, чтобы дом был признан аварийным. И все.
Признание дома аварийным заставило бы администрацию города начать расселение жильцов.
– Техническое освидетельствование делала я сама за свой счет в 2013 году. Эту компанию, куда я обратилась, дали в отделе капитального строительства Ленинской администрации. Я на них вышла, оплатила 10 тысяч. Они посмотрели и сказали, что через год дом начнет разрушаться. И, действительно, рухнул потолок в нашей квартире. Мы обшили, поставили подпорки. Это и администрация мне посоветовала: ставьте, говорят, подпорки.
Она рассказала, что застройщик Филюс Ишбулатов уже начал первую очередь строительства в квартале, и жильцов аварийных зданий, возможно, расселят в новые дома. Как ей сказали в администрации, по этой проблеме все сейчас находится на стадии согласования.
– Я ходила к застройщику сама. Где-то месяц назад. С документами ходила, и генеральный директор компании был в шоке, что я ничего лишнего не прошу. У меня есть 28 квадратов – вот эти 28 квадратов мне и надо. Он говорит: «Я вам позвоню в 2024 году».
К этому времени дом уже может рухнуть. Обрушение части дома произошло в осеннее время, в 2022 году. Дом разгерметизирован. А значит, весной, когда бревна потяжелеют, стоит ждать подвижки дома, – опасаются жильцы.
В Администрации Уфы нам рассказали, что имеется проект планировки и межевания территории, ограниченной улицами Султанова, Красина, Гафури, Чернышевского в Ленинском районе Уфы, а заказчиком является ООО СЗ «Агидель-ИнвестСтрой». По словам мэрии, компании предоставлен земельный участок под строительство многоэтажного жилого дома, где 24 жилых помещения будут переданы обманутым дольщикам.
Что касается дома, где рухнула крыша – администрация города утверждает, что он не признан аварийным и сносу не подлежит. В мэрии отмечают, что жители могут признать дом аварийным.
– Данный дом является частным домовладением и находится в общей долевой собственности. Для того чтобы рассмотреть вопрос о его непригодности, всем собственникам необходимо обратиться с заявлениями и пакетом документов в городскую Межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, – говорит начальник пресс-службы мэрии Уфы Лариса Салихова.
О том, что необходимо делать жильцам дома, чтобы здание признали аварийным, рассказала юрист Екатерина Чехова.
– В этой ситуации они [жители] должны сделать заключение и выйти инициаторами межведомственной комиссии, которая признает дом аварийным.
Она также сообщила, что так как дом находится в общедолевой собственности, то и расселять его будет застройщик.
– Если многоквартирный жилой дом признают аварийным, то город признает обязательства и изымает земельный участок для муниципальных нужд. В данной же ситуации, если земля попадает в зону застройки, то расселяет застройщик.
Эксперт уверен, что признать дом аварийным практически нереально.
Депутат горсовета Уфы и генеральный директор ООО «Агидель-ИнвестСтрой» Филюс Ишбулатов в телефонном разговоре с журналистом Пруфы.рф подтвердил, что расселением будет заниматься его компания. Также он рассказал, что под застройку отдан весь квартал.
– Мы его разработали и сейчас расселяем все дома, – ответил он.
Фото: Gorsovet-ufa.ru
Но остается другой вопрос: а что если дома обрушатся раньше, чем закончится застройка? В России уже есть прецеденты возбуждения уголовных дел против застройщиков в случаях, когда они не расселяли здания, опасные для жизни.
Вместо вывода
У Михаила на руках есть документы по результатам технического обследования здания. Согласно ему, дом признан аварийным: физический износ фундаментов составляет 80%, а стен – 79%.
– Дальнейшая эксплуатация обследуемого здания жилого дома недопустима, – написано в заключении.
Гниль, трещины, прогибы, зазоры и коррозия – все это зафиксировано в техническом заключении. Но расселять жильцов никто не спешит. Жители дома находятся в очереди на получение квартиры, с 2014 по 2020 года она сдвинулась с 950 места до 760. Если очередь продолжит двигаться с такой скоростью, новые квартиры люди получат только через 24 года.
Справка. Филюс Ишбулатов родился 24 апреля 1967 года в городе Стерлитамаке. Окончил Уфимский авиационный институт и Самарский институт инженеров железнодорожного транспорта. Имеет звание кандидата экономических наук. За 2021 год Филюс Ишбулатов отчитался о доходах на общую сумму в 53,9 млн рублей. В собственности депутата – земельный участок, жилой дом, 8 квартир, больше 70 машиномест и около 50 нежилых помещений в полной или долевой собственности. Передвигается депутат Ишбулатов на автомобиле Porsche Cayenne EA22.
-
Дети и пенсионеры в Уфе мерзнут в гнилом доме, под который стекают канализационные стоки.
-
Возле Красинского рынка застройщик ООО «СЗ БСК Реал-Эстейт» экс-депутата Александра Баутского начал рыть котлован под четвертую «свечку» жилого комплекса «Красинский». Жители близлежащих домов каждый день в ужасе ждут, что их стены начнут рассыпаться.
-
Мы съездили в Ишимбай, чтобы узнать, как сейчас живут люди в нефтяном раю. И полюбовались на резиденцию градоначальника башкирской столицы.
Читайте также
- Как под Уфой умерла деревня, куда от голода бежали из Беларуси- «Мама, мы поехали, буду без связи». Репортаж из села Ярославки в Башкирии, где жил погибший на Украине срочник
- Скандальный дом 21-й больницы в Уфе снова в деле: загадочный репортаж с места обвала тоннеля Восточного выезда