В Казани январский номер журнала «Татарстан» вышел с обложкой, разделенной на темную и светлую половины. На темной стороне оказался Благовещенский собор Казани и кровавое небо с мрачными тучами, а на белой - мечеть «Кул Шариф» на светло-голубом небе с облаками. Посередине - кот, состоящий из черной и белой половин.
Авторы добавляют фразу - «Из черного в белое, из старого в новое, из прошлого в будущее», которая разделена так, что слова «из черного», «из старого» и «из прошлого» - находятся на темной стороне, а фразы «в белое», «в новое» и «в будущее» - на стороне с мечетью.
Обложка вызвала широкий общественный резонанс. А если вспомнить, что журнал издается на средства бюджета республики, возникает еще больше вопросов. Выходит ли, что его редакция демонстрирует читателям - все темное и мрачное связано с православием, а светлое и радостное будущее - с исламом? Мы поговорили на эту тему с историком, хужожником и политологом.
Общественнное мнение и пост главреда
Реакция после выхода журнала последовала незамедлительно. Многие были возмущены подобным жестом, открыто называя провокацию русофобией. Московское православное общественное движение «Сорок сороков» пообещало направить заявление в Следственный комитет РФ с целью проверить журнал на экстремизм.
Высказал свою позицию и депутат Госдумы РФ Виталий Милонов:
«Я считаю, что это сделали недалекие люди, я бы сказал - вредители. Эта тупость очень опасна. Знаете, такое состояние „опасного дурака“. Тот идиотизм, который они себе позволили - это мерзко в глазах Всевышнего».
В ответ главный редактор журнала Татьяна Вафина попыталась оправдаться, но, как заметили многие читатели, в довольно истеричной форме.
«Простите меня, братья-мусульмане, меня - православную, русскую, приехавшую сюда из славного российского города Самара, за то, что в республике Татарстан, где все дружно-мудро-толерантно, с помощью этой обложки и в ущерб себе-любимой, я допустила такой огрех. Неадекватно мыслящих среди нас - православных - готовых сгрызть себе подобных, очень много. И „тупость“ „тупых татарских пиарщиков“, которые совсем не татарские по национальности, здесь абсолютно в тему», - написала Вафина в телеграм-канале журнала (орфография сохранена).
В конце своего поста она обозвала всех критиков «тупыми стукачами и доносчиками», указав, что в 1937 году нескольких редакторов этого журнала расстреляли.
Смысл обложки по версии редакции
Перед тем, как публиковать эмоциональный пост главреда, телеграм-канал журнала «Татарстан» опубликовал следующее разъяснение. Видимо, первые реакции последовали моментально:
«Обложка посвящена году кота, наступившего в январе по китайскому календарю. Она анонсирует материалы, посвященные в частности защите животных, волонтерам, занимающимся защитой животных, а также любви татарстанцев к котам - коту казанскому, котам, спасшим Эрмитаж от нашествия грызунов и т.д. А также переходу из прошлого года в год новый, с надеждами на лучшее, что, впрочем, загадывает каждый человек при наступлении каждого нового года. Никакого иного смысла обложка не несет. И попытка увидеть в коллаже иные смыслы и есть попытка разжечь рознь».
На январской обложке размещены две картины художника наивной живописи Альфрида Шаймарданова. Одни из них - «Тише, мыши!» (черный кот), которая неоднократно принимала участие во многих выставках. Белый же кот был написан в декабре 2022 года, «чтобы черному коту не было скучно» (цитата художника). Это и своего рода презентация новой картины, о чём рассказывается в самом материале внутри журнала, напоминает редакция.
Что сказали читатели?
После выхода обложки и публикации «объяснительной» Вафиной, в соцсетях появилось множество возмущенных комментариев.
- Не было бы на картине церкви и мечети-вопросов бы не возникло. Но эти деятели сделали то, что возмущает и наводит на определенные мысли. Их отмазки не пройдут. Главного редактора к ответу, - пишет Людмила К.
- Двух мнений быть не может, очередная попытка раскачать национальный вопрос. За деньги или из-за тупости - неважно, считает Олег М.
- Надо бы и ФСБ присмотреться к местным элиткам, контролирующим медиа-ресурсы, - пишет пользователь с ником Простой человек.
- Раз истерика, стало быть нет уверенности, что права. Это у барышни отнюдь не "о-грех", а либо умысел, либо преступная халатность. И последствия должны быть соответствующие. Не надо мелко выкручиваться, - пишет Наталия М.
- Эта обложка ну очень двусмысленна ,и к бабке не ходи, все на ладони. Если бы на обложке не было бы церкви и мечети, не было бы слогана, никто бы и не обратил внимания, но они есть, и в этом суть, - поделилась мнением Варвара З.
«Образы для многих людей несут в себе и эмоционально-религиозную нагрузку»
Своей точкой зрения поделился кандидат исторических наук из Казани Александр Овчинников. Он считает, что обложка журнала построена по типичной логике мифа:
«В философии есть хорошее выражение «бритва Оккама», означающее, что самое простое объяснение может быть самым верным. В случае с «татарстанским котом» произошло то же самое. Художник и редакторы, скорее всего, руководствовались хронологическим принципом, помещая церковь как архитектурный объект на сторону «прошлого», а мечеть (здание которой моложе примерно на 450 лет) на сторону «настоящего». Однако они не учли, что эти образы, кроме хронологической составляющей, для многих людей несут в себе и эмоционально-религиозную нагрузку.
Обложка журнала построена по типичной логике мифа, в котором обязательно должны присутствовать, как минимум две бинарные (противостоящие) друг другу стороны, и поэтому неудивительно, что к задуманной авторами дихотомии «прошлое/настоящее», вопреки их воле критики добавили оппозиции «православное/мусульманское» и «русское/татарское».
Разразившийся скандал – хороший повод задуматься о последствиях навязывания за последние 30 лет примитивной картины мира, когда все сложности социальных отношений скрыты за «туманными» бинарными оппозициями, вроде т.н. «межконфессиональных» и «межнациональных» отношений. В результате, мы не знаем общества, в котором живем, само это общество наполнено архаическими мифами, и ими пользуются политики разных мастей. Напомню, что согласно теории мифа, у его бинарных сторон обязательно должен быть посредник (медиатор), который, якобы, не позволяет скатиться к конфликту и хаосу.
В случае Татарстана это выражается в известном утверждении о том, что «благодаря мудрой политике руководства в регионе установилось межрелигиозное и межнациональное согласие, а в начале 1990-х годов был не допущен межэтнический конфликт». В XXI веке пора переходить на принципиально иной язык осмысления реальности, нужно видеть всю ее сложность, иначе в совокупности с новейшими, в том числе и военными, технологиями, эта детская непосредственность мысли может привести к печальным последствиям. Например, пытаясь расколоть Россию изнутри, «зацикленность» на этноцентризме активно используют за рубежом. Сегодня нужно дать взвешенную оценку т.н. «этнофедерализму», более целенаправленно и методично проводить идею о российской нации».
«Играть с судьбами соотечественников - крайне безответственная вещь»
Уфимский карикатурист Камиль Бузыкаев объяснил, всегда ли художника понимают так, как он хотел, и могут ли другие увидеть такие смыслы, которые художник не закладывал:
«Многие зациклены на том, чтобы поймать художника на чем-то. Я видел эту обложку, но художника не знаю, однако отнесся к нему с сочувствием, потому что оболгать можно все. Я считаю, что в картинке про котиков изначально не было никакого наезда на религию. Людям часто не хватает внимания, и тогда они пускаются во все тяжкие, ищя эту черную кошку в темной комнате. Котик - есть котик. Это ведь даже отдельное направление в искусстве, что-то трогательное и милое, что никак нельзя сопоставить с теми смыслами, которые многие увидели.
Возможно, художник вообще хотел соединить религии двумя картинами и показать некое единство. Другое дело, если бы на фоне мечети сидел черный кот. Это бы сразу восприняли как некий наезд на мусульман. Редакторы тоже люди, что-то могут и не заметить. Многие находят и в моих несложных рисунках такое, что я диву даюсь».
Директор Института стратегических исследований РБ Владимир Савичев считает, что всему виной ошибка редактора:
«Могу сказать, что это в любом случае глупость редактора. Намеренно или нет - неважно. Это просто глупость. Мы на примере Украины наглядно видим, к чему приводит разжигание ненависти к соседним представителям другого этноса или конфессии. Надо понимать, что все может начинаться с каких-то глупостей и нелепых ошибок, но последствия у этого могут быть очень тяжелыми.
Органам власти следователо отнестись к этому повнимательнее. Разумеется, люди могут совершать ошибки. Например, в январе в Швеции сожгли Коран. Это, конечно, отозвалось во всем исламском мире, потому что это не свобода слова, а откровенная провокация. В случае с обложкой нужно было обозначить, что это не официальная позиция региона и не позиция, которая поддерживается большинством, а чья-то конкретная ошибка. Играть с судьбами соотечественников - крайне безответственная вещь».
***
Депутат Госдумы от Татарстана Елена Ямпольская сообщила, что тираж номера изъяли из розницы.
За неделю до скандала с обложкой на коллегии «Татмедиа» руководитель администрации президента Татарстана Асгат Сафаров сказал:
«На фоне нагнетания негатива извне наши граждане ищут для себя опору. И лучшим ответом на эти вбросы, ложь должны стать профессионализм и грамотность авторов, рациональные аргументы. Провокационные заголовки, недосказанность и вырванные из контекста мысли и фразы сегодня недопустимы!».
- Пережившую насилие уроженку Башкирии обозвали русофобкой и травят в соцсетях из-за безобидной просьбы.
- Глава Следкома РФ объяснил, откуда на Украине национализм.
- Вице-спикер Курултая Башкирии решил найти главного русофоба Европы.
Читайте также
- Русофобия или неудачный дизайн? Эксперты дали оценку скандальной обложке журнала «Татарстан»