Жилищное строительство в Уфе и Башкирии развивается – и это, несомненно, плюс. Но проблемы, сопровождающие отрасль, все те же – точечная застройка, отсутствие социальной инфраструктуры рядом с новыми домами, транспортная недоступность, а еще лоббирование властями интересов застройщиков в ущерб городской среде и лесным зонам. Причиной тому становятся несовершенства законодательства, считают участники круглого стола, который прошел в башкирском Курултае.
Чтобы озвучить вопросы и предложить свои варианты решения, депутаты фракции КПРФ в Госсобрании РБ пригласили общественников, представителей надзорных органов и власти Уфы. По словам организаторов, они проанализировали сотни жалоб и обращений граждан и решили сообща принять резолюцию, которую можно будет представить коллегам-законодателям.
Кто виноват
Принимать недобросовестные решения в области градостроительства властям и застройщикам позволяют пробелы в законодательстве и отсутствие четких правил. По мнению экономиста, помощника депутата Рустема Шайахметова, значительная часть объектов в Уфе уже построена с нарушением закона, за счет использования непрозрачных градостроительных решений. Эксперт упомянул, что отмена по требованию прокуратуры восьми статей и около 70 приложений Правил землепользования и застройки Уфы внесла в жилищное строительство хаос. Возникшая правовая неопределенность подорвала доверие к муниципальной власти, ухудшила инвестиционный климат и возможности развития города.
– Господствующая роль застройщиков в формировании городской среды является главным негативным фактором развития Уфы. Необходимо в первоочередном порядке усилить общественный контроль и создать новую систему коммуникаций в сфере градостроительства, повысив значение экспертного сообщества. При этом создавшаяся проблема – не всегда вина застройщика. Понятно, что это коммерческая структура, и она будет всегда стараться получать максимум прибыли. Но власть должна создавать определенные рамки и требования, которые должны выполняться всеми участниками, – говорит Шайахметов.Организаторы круглого стола привели в качестве негативного примера застройку в рекреационной зоне рядом с озером Кашкадан, где многоэтажное жилищное строительство запрещено. Они считают, что земельный участок предоставлен с нарушениями. Также речь шла и о других точечных застройках в центре города. Нарекания вызывают высотки, которые могут значительно изменить облик города, они часто становятся доминирующим объектом, что плохо влияет на пространство в старых районах.
По данным Росстата, в 2021 году в РФ сдано около 93 млн кв. метров жилья, темпы роста жилищного строительства составили 13%. В январе-сентябре 2022 года объем введеного жилья в стране по сравнению с прошлым годом вырос на 26,5%. В Башкирии рост составил 7,2%. По объемам строительства в 2021 году среди городов Уфа заняла 8 место (1,17 кв. м) расположившись между Казанью (1,25 млн кв. м) и Тюменью (1,04 млн кв. м). В расчете на одного жителя Уфа заняла 14 место в России, а среди административных центров и столиц регионов ПФО – первое место.
При этом по обеспеченности жильем в расчете на одного человека в 2021 году Уфа заняла 72 место среди российских городов и последнее 15 место среди городов-миллионников России. Согласно генплану, жилищный фонд столицы РБ в 2042 составит 43 млн кв. м, увеличившись на 12 млн кв. м.
Красота по-уфимски
Город должен строиться, но не в ущерб удобству жителей. Приглашенные на встречу в Курултае привели немало примеров, как уже начатые стройки ухудшили городское пространство. Например, при возведении высоток у жителей близлежащих домов становится все меньше придомовой территории.
– Такая практика формирует протестные настроения горожан и многочисленные социальные конфликты. Формирование участка под придомовую территорию МКД по отмосткам здания нарушает права проживающих там граждан, так как лишает их возможности распоряжаться законно принадлежащим им общедомовым имуществом и создает возможность передачи территории без согласия собственников третьим лицам, – говорит Шайахметов.
Городской активист Леонид Бирюков сетует на бум точечных застроек и говорит, что при выдаче разрешений на стройку ситуация доходит до абсурда.По мнению градозащитника, на карте города есть несколько протестных точек, где участки не обеспечены должным образом ни парковкой, ни детской площадкой. В ответ на запрос администрация города отписалась, что нарушений не обнаружено.
– Я являюсь одним из активистов движения «Дворы наши», и все мы просто возмущены вот таким подходом, когда выдается одно разрешение, потом его отменяют и выдают корректировку, например, под парковку. Людям обещают одно, потом другое, – говорит активист.
За универмагом «Уфа» на территории его бывших складских помещений строят многоэтажный дом. Эта точеная стройка порядком испортила жизнь жителям близлежащих домов. Жительница «хрущевки» по улице братьев Кадомцевых ,15 Лилия Ворокута пожаловалась, что строители поставили забор в трех метрах от окон и начали выемку грунта.
– Наш дом 1966 года постройки. Когда элитные высотки начали строить, у нас пошли трещины. Мы думали, дом развалится. Из-за строительного забора по нашему внутриквартальному проезду ездят в час пик машины, возникают заторы, выйти невозможно, тем более с коляской, – рассказала уфимка.
Высотки – это слишком
Другой вопрос, который беспокоит участников круглого стола – сохранение исторического облика Уфы, страдающего из-за точечной застройки. В угоду застройщикам уничтожаются старинные здания, таких примеров за несколько прошедших лет в Уфе немало. Оставшиеся объекты в отсутствии инвесторов либо приходят в аварийное состояние, либо выглядят нелепо рядом с высотками.
– Атмосфера старой Уфы просто уничтожается полным бездействием или тем, что с исторических зданий снимают охранный статус. Застройщики грамотно пользуются пробелами в нормативных актах, – сетуют общественники.
Вспомнили и том, что Уфе в целом противопоказаны высотки. Причина – в карстовых пустотах под городом. Активист, ученый-геолог Марат Давлетов говорит, что во многих районах дома не должны быть выше пяти этажей, но этот принцип не соблюдается, в результате из-за колебаний почвы у многоэтажек трескаются стены. Он напомнил, что в Уфе 20 лет назад был проектный институт, где разрабатывались СНИПы, но его закрыли. Сейчас, по его словам, фирмы делают свои нормативы, надежность которых нельзя сопоставить.
– Надо чтобы Минстрой РФ проработал все существующие нормативы на основе мирового опыта. Есть у нас институт геологии УФЦ РАН, но они рудники, и не занимаются изысканиями для строительной отрасли. А еще весь кадровый состав – министры и их замы в сфере строительства – не разбираются в геологии, это плохо, – говорит ученый.
Нас не спросили
Еще одна «головная боль» градозащитников – отмена общественных обсуждений при рассмотрении генплана, проектов правил землепользования и застройки, проектов планировки и межевания территории при выдаче разрешений на строительство.
– Данное постановление ликвидирует важный инструмент общественного контроля в градостроительной деятельности, формирует благоприятные условия для коррупции, принятия недобросовестных решений в градостроительстве. Отказ только усугубляет существующие проблемы и формирует протестные настроения. Отсутствие прозрачных процедур принятия решений властью, неэффективность существующих каналов коммуникации между населением и властными структурами являются причинами публичных акций протеста, – говорит Рустем Шайахметов.
Активист Ренат Бакиев рассказал, что в попытке отменить постановление властей, где предписано не проводить до конца года общественные слушания, дошел до генпрокуратуры.
– Я считаю, что мы, наверное, исчерпали как граждане все возможности. Через городских депутатов сделать это невозможно, через прокуратуру очень сложно, надо пройти все круги. Предлагаю депутатам Курултая поддержать меня. Существующая форма общественного контроля не работает.Самое правильное – контроль в форме общественной проверки. Давайте мы уже наконец-то проверим администрацию Уфы, как и почему они продлевают какое-нибудь разрешение на строительство. Общественная экспертиза должна выявлять эти нарушения, чтобы ускорить работу прокуратуры и следкома, – предложил Бакиев.
Школа раздражения
Еще один фактор в пользу запрета точечного строительства в Уфе – это нехватка школ и детских садов. По оценкам экспертов, 99% детских садов и 73% школ в городе переполнены. Поэтому участники встречи предлагают запретить строительство жилых домов, если в близлежащих детсадах, школах, отсутствует достаточное количество свободных мест для их жителей.
Активист из Затона Елена Николаева пожаловалась, что у них в микрорайоне так и не появились новые обещанные школы и детсады, проект был подписан, но не реализован.
– Значит, должны быть правовые механизмы, при которых город принимают вместе с объектами, а для этого необходимо какие-то требования разработать. Я считаю, что существующие пробелы в законодательстве необходимо устранять, запрещать строительство жилых кварталов без ввода социальных объектов, – считает женщина.
Если застройщик не выполняет обязательств по строительству учреждений образования – это провоцирует социальный конфликт, говорят, активисты. Вспомнили и Кузнецовский Затон, где много новостроек, но не хватает образовательных учреждений – они были обещаны, но что-то пошло не так. Та же история с поликлиниками, в которых остро нуждаются жители новых микрорайонов.
К ответу призвали присутствовавшего на заседании зампредседателя госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору Ивана Белоусова. Он сказал, что школы и садики возводят согласно Республиканской адресной программе: если объект включен, то на него выделятся финансирование, и он непременно будет построен.
Приехали
Отсутствие парковок – еще один источник раздражения. Антон Васин, житель микрорайона «Биосфера», напротив торгового комплекса «Планета», рассказал, что там по плану будут проживать 11 тысяч жителей. Но до сих пор не решена проблема, где ставить личный транспорт.
– Каким образом можно было принять в эксплуатацию дом, у которого не хватает парковочных мест рядом, они предусмотрены, но не сейчас, а когда-то. Кто поставил подпись, что дом можно ввести в эксплуатацию, не обеспечив его ничем, в том числе нормальными подъездными путями. Мое предложение: не принимать в эксплуатацию дома, пока они не обеспечены по нормативам и по проекту, – сказал Васин, упомянув, что обещанной строителями школы покупатели жилья также пока не увидели.
Есть и другой важный аспект – транспортная доступность в новых микрорайонах. Даже если нет проблем с парковками и детскими площадками, жители указывают на иные минусы – добраться до дома или работы на общественном транспорте сложно. Или нет новых удобных маршрутов, или они есть, но нет должного числа дорог в центр города. Особенно это касается Демы, где массово ведется строительство. Это один из районов, который развивается большими темпами. Но план по развитию Уфы в ближайшие 15 лет не предусматривает строительство нового моста, кроме ремонта старого Бельского. Между тем 50% транспорта там едет именно из Демы.
Общественник Владимир Наумкин напомнил про энергоэффективность домов. Следить за тем, как соблюдается баланс в МКД приходится самим жильцам. Тут всплывает другая проблема: мало найдется активистов, которые занимаются этой общественной нагрузкой. Оно и понятно – у каждого есть своя работа и другие заботы. А среди тех, кто готов быть активным, как правило, большинство люди пожилые и им не хватает правовой подготовки. На деле часто бывает, когда грамотные управляющие компании вынуждены «бодаться» с неграмотными собственниками.
– Жители могут не знать законов, а их просят контролировать работу управляющей компании. Чтобы эффективно следить за МКД и коммуницировать с УК, нужны соответствующие знания, а где их взять и где найти время, чтобы заниматься проблемами дома? Нужно проводить бесплатно какие-то обучающие консультации для начинающих, чтобы они могли понимать, что такое основы жилищно-коммунального хозяйства. Возможно, эти знания надо давать, начиная со студентов. Сейчас система управления домом стихийная, потому что нет специалистов, – считает Наумкин.
По мнению общественников, из-за дисбаланса точечного строительства отсутствуют придомовые детские площадки. В пример они приводят нормативы СССР, когда во дворах были доступные спортплощадки, возможность играть в футбол, хоккей. Поэтому в стране появлялись великие спортсмены.
– Детям негде гулять. Раньше от мала до велика все проводили время на придомовых территориях, люди занимались здоровым образом жизни, спортом. А сейчас ходят по подъездам, это рост преступности и наркомании и прочее, – говорят активные уфимцы.
Активист Татьяна Глазьева озвучила проблему безопасности пешеходов. Если в городе строят новые дороги, редко когда задумываются их соединить безопасными переходами. Он предлагает соединять пешеходные зоны, чтобы горожане могли спокойно ходить.
– Строят человейники, но нет дорог, по которым мама с коляской дойдет до детсада. На дорогах нет нужного количества светофоров. Например, по улице Комсомольской после ремонта все плохо, нет должным образом оборудованных тротуаров.
Обсудили также городской проект «Уфимское ожерелье», высказав опасения, что власти города вроде бы из благих побуждений хотят там облагородить территорию, сделав асфальтированные дорожки и освещение. Активисты против, потому что это плохо влияет на экосистему.
– Света не должно быть категорически, там птички, деревья. Советовались со специалистами, асфальта там тоже не должно быть. И никаких инсталляций страшных, вот этих городских чудищ. Не надо лес превращать в лесопарк. Это Троянский конь для уфимских застройщиков. Сначала там появляется асфальт, свет, – и лес умирает. Потом скажут: «Леса нету, давайте что-нибудь там поставим, это же для вас». Такими благими намерениями у нас, к сожалению, выложена, дорога сами знаете куда, – поделился опасениями активист Борис Копылов.
Что делать будем, товарищи?
Присутствующих возмутило, что на встречу не пришли ни представители мэрии, ни прокуратуры.
– Надо закручивать гайки недобросовестным застройщикам. Если прокуратура или надзорные органы работали в полную меру, мы бы здесь не собирались. Жаль, что не пришли представители администрации города, там корень зла, – считает депутат Госсобрания Рустам Хафизов. Он также предложил смотреть в сторону добросовестных застройщиков, открыв им пути и помогая, например, с инженерными коммуникациями.
С учётом прозвучавших мнений участники проголосовали за принятие резолюции. В ней предложено просить мэра Уфы и Горсовет провести служебную проверку, найти виновных и устранить причины принятия незаконных решений. Правительству РБ предложено отменить постановление об отмене общественных слушаний при обсуждении будущих строек. В резолюции также рекомендовано Горсовету обсудить, сколько этажей максимум могут быть городские высотки, какие в идеале должны быть парковки, детские и спортивные площадки, сколько зелени вокруг них. И, конечно, попытаться сделать так, чтобы районы города не оставались без школ, садиков и поликлиник, а исторические здания не лишались охранного статуса по прихоти застройщиков. Все это напрямую влияет не только на качество жизни, но и вообще на желание оставаться в Уфе, и не стремиться уехать в другие регионы, считают активисты.