пришлите новость

«У меня муж мобилизован, денег нет, заявку не принимают». Почему женам отказывают в кредитных каникулах

10:30, 05 декабря 2022

Мнения экспертов и банков о ситуации

«У меня муж мобилизован, денег нет, заявку не принимают». Почему женам отказывают в кредитных каникулах
Фото: pixabay.com

28 сентября, спустя неделю после объявления в России частичной мобилизации, Госдума одобрила закон о кредитных каникулах для мобилизованных и участников специальной военной операции. А уже 7 октября закон был подписан президентом РФ Владимиром Путиным. Законопроект распространяется на ипотеку, кредиты и займы. Воспользоваться льготами могут не только мобилизованные, но и члены их семей. Несмотря на, казалось бы, необходимую и правильную меру в новых условиях, в Банк России массово поступают жалобы по отказам мобилизованным в кредитных каникулах. 

Редакция Пруфы.рф решила разобраться, кому отказывали в предоставлении отсрочки и что об этом говорят сами банки. 

Условия получения каникул

Согласно Федеральному закону от 07.10.2022 №377-ФЗ, все мобилизованные, включая добровольцев и контрактников, а также членов их семей могут оформить отсрочку по любым ранее выданным кредитам. Это можно сделать в любой момент в течение действия договора, но не позднее 31 декабря 2023 года и только в случае, если по этому кредиту отсрочка ранее не предоставлялась. Кредит, оформленный после того, как заемщика мобилизовали, под закон не подпадает, потому и льготы по отсрочке не дают.

Кредитные каникулы предоставляются на срок мобилизации плюс 30 дней. Срок может увеличиться, если мобилизованный получил на СВО ранение и лечится в госпитале или больнице. 

Центробанк разъяснил, что для получения отсрочки необходимо предоставить документы, подтверждающие участие в СВО. На рассмотрение дается 10 дней. Если такой возможности нет, то банк должен запросить их в Минобороны. Если же кредитор запросит документы непосредственно у заемщика, то он обязан будет представить их после окончания участия в СВО. Для подачи заявления членами семьи военнослужащего необходимо представить документ, подтверждающий родство. Если ответа не пришло, отсрочка по платежам наступает автоматически, следует из разъяснения ЦБ РФ. 

На первый взгляд, условия простые. Не нужно собирать кипу бумаг и ждать ответа несколько месяцев. Реальность же демонстрирует обратное. Мобилизованные жалуются на отказы банков предоставлять кредитные каникулы. На что конкретно жалуются люди?

«Мы вам не отказываем, но позвоните попозже»

На сайте banki.ru девушка разместила отзыв о том, что так и не смогла добиться отсрочки по кредиту для мобилизованного мужа:

«Обратилась в банк с просьбой предоставления кредитных каникул (так как муж мобилизован на СВО), на что последовал ответ оператора на горячей линии, что кредитные каникулы мне не положены. Обратилась с жалобой на такую консультацию в чат. Мне сообщили, что им нужно 5 дней, чтобы решить эту ситуацию. После 5 дней понадобилось еще 3 дня. Я позвонила в контактный центр, где мне сообщили: «Мы вам не отказываем, но позвоните попозже». Как это можно назвать по другому, если не отказ, ведь меня мурыжат несколько дней, непонятно, на что ссылаясь. Отказываются даже принять заявку. Денег нет». 

А вот отзыв от самого военнослужащего, который тоже столкнулся с трудностями при оформлении кредитных каникул: 

«Я участник СВО, заключил контракт на военную службу 3 октября. Как только приняли закон о кредитных каникулах, отправил запрос в банк, так как выплату ни от Минобороны, ни от области я еще не получил, а на оставшиеся деньги я вынужден был покупать экипировку, медикаменты и в целом собираться на спецоперацию. 

Отправил по почте запрос, предоставил все подтверждающие документы. Банк зачем-то стал считать, сколько я начну получать, предлагал подключить автоплатеж для списания необходимой суммы с той карты, на которую я буду получать зарплату, и говорил, что специалисты не могут прочитать один из приложенных мною документов. 

Пока всеми способами тормозили одобрение моего запроса, уже наступила просрочка. При этом бомбили на телефон о задолженности, спамили сообщениями. Мои родные разговаривали по телефону со специалистами банка, им нахамили. Похоже, отдали коллекторской службе мою задолженность. Что за скотское отношение к своим клиентам? Я предоставил все подтверждающие документы. Почему они нарушают федеральный закон? Неужели из-за пеней, которые набегут за тот период, пока я не могу платить, банк готов пожертвовать своим имиджем? Мне, по сути, каникулы необходимы на 2-3 просрочки, чтобы выровнять свою финансовую ситуацию, я ведь понимаю, что задолженность остается, и я не отказываюсь ее платить». 

Другой отзыв – от матери военнослужащего: 

«Я уже почти неделю прошу банк принять от меня заявление на кредитные каникулы по мобилизации. Я мама, сын мобилизован. Я предоставила, и не один раз, необходимые документы. Сотрудники банка меня спамером объявляют, говорят, что я якобы негативную информацию распространяю. Как добиться того, что положено по закону? Владимир Путин для них не закон? Я же ни у кого ничего не отбираю, не ворую, я просто хочу получить, то, что положено по закону».  

Еще одна женщина пожаловалась, что банк сначала согласился дать отсрочку, но после этого платежи почему-то посчитали просроченными.  

«Я супруга мобилизованного. Звонила банку с грудным ребенком на руках сразу после подписания указа президента о кредитных каникулах, прислала в чат необходимые документы. Мне перезвонили и сказали, что я могу больше не платить, потому что день обращения и подача документов зафиксированы. Дальше, мол, работа банка, которой не произошло. Звонят мне и родственникам, говорят, что платежи просрочены. Я написала в ЦБ РФ, буду писать в Минобороны. Мой вопрос решается уже три недели».   

Что говорят в банках?

Сами банки проблему признают, но связывают это с техническими проблемами. По их словам, сбор документов может затянуться на месяцы, и заморозки по кредиту не происходит, начинают копиться пени, штрафы. 

В пресс-службе банка Уралсиб редакции сообщили, что всего в банк было подано около 800 заявок от мобилизованных и их семей. Пик обращений пришелся на октябрь. 

«В последние три недели количество заявок заметно уменьшается. Одобряется порядка 95% случаев. Причиной единичных отказов стало преждевременное обращение заемщика за каникулами. То есть заявку подали по факту получения повестки, но в итоге обратившийся не был мобилизован. Документы, которые необходимы для подачи заявления, указаны на сайте банка. Заявление о предоставлении каникул можно оформить в офисе, либо на сайте банка. Обратиться может сам заемщик, либо член его семьи, либо представитель (по доверенности)», – объяснили специалисты. 

Пресс-служба Сбербанка на вопрос о том, почему могут отказать в предоставлении каникул, отправила условия для оформления отсрочки и поэтапные шаги. Про условия повторяться не будем, поэтому приводим информацию банка о подаче заявки:

«Подать заявку на кредитные каникулы военнослужащие могут:

• По телефону 8 499 673-10-48 (пн-пт с 04:00 до 20:00 МСК, сб-вс с 06.00 до 20.00 МСК, стоимость звонка зависит от тарифа вашего оператора связи)

• По телефону 8 800 301-79-71 (пн-пт с 04:00 до 20:00 МСК, сб-вс с 06.00 до 20.00 МСК, звонок бесплатный)

• По телефону 8 800 333-31-38 (ежедневно с 06.00 по 20.00 МСК, звонок бесплатный)

• В веб-версии Сбербанк-Онлайн:

- в разделе «Финансовые трудности» → «Программы поддержки» → «Реструктуризация кредитов» → «Причина реструктуризации» → «Призыв в армию».

• В мобильном приложении СберБанк-Онлайн:

- на главном экране нажмите «+» в разделе «Кредиты» → перейдите в раздел «Финансовые трудности» → выберите «Программы поддержки» → «Реструктуризация кредитов» → на шаге «Причина реструктуризации» выберите причину «Призыв в армию».

- в разделе «Кредиты», нажмите на «галочку», выберите любой кредит → откройте  блок «Операции», далее «Временно изменить условия». В разделе «Программы поддержки» нажмите «Подобрать программу» → на шаге «Выбор программы» выберите «Призыв в армию».  

• В офисе банка.

Если не можете подать заявление о предоставлении кредитных каникул для военнослужащих по своим кредитным обязательствам самостоятельно, ваши представители, в том числе родственники и третьи лица, действующие на основании доверенности, содержащей необходимые полномочия, могут сделать это от вашего имени в отделении банка».

Также в Сбербанке отметили, что информацию о количестве поданных заявок на кредитные каникулы сообщить не могут.

Что говорит Центробанк?

Проблемы в основном носят информационный и технический характер, либо банкам требовалось определенное время на доработку их информационных систем, либо сотрудники банков или заявители недостаточно информированы об условиях кредитных каникул и порядке их предоставления, говорят в пресс-службе Банка России. Там напомнили, что автоматизированная проверка статуса мобилизованного банками через информационную систему ФНС заработала только с 23 ноября. 

«Основная часть поступивших к нам обращений по кредитным каникулам мобилизованных – это фактически запросы по применению закона. Несколько десятков обращений являются обоснованными жалобами, и чаще всего проблемы были связаны с доработкой программного обеспечения, в других случаях – с запросом подтверждающих документов. По каждой жалобе проводится разбирательство, на данный момент практически все они урегулированы, каникулы заемщикам предоставлены», – говорят в ЦБ. 

Если мобилизованный или его родственники столкнулись с отказами в предоставлении каникул, с затягиванием решения со стороны банка, с необоснованными требованиями, нужно обратиться в Банк России.

Мнение эксперта

У юристов другое мнение. Они считают, что причина кроется в недоработках самой программы кредитных каникул для мобилизованных. По мнению экспертов, сейчас у банков есть повод отказать таким заемщикам по формальным причинам.  

Экономист Всеволод Спивак придерживается мнения, что любое изменение процедуры банков требует определенного времени:

«Я не думаю, что со стороны банков в данном случае есть какой-то массовый злонамеренный умысел. Это в значительной степени связано с тем, что любое изменение процедуры банков требует определенного времени. Более того, насколько я понимаю, доступ к данным, которые подтверждают, что человек реально мобилизован, появился относительно недавно. Естественно, что не было возможности точно верифицировать, мобилизован человек или нет, поэтому банки вынуждены были отказывать. Думаю, что эта проблема временная, и как минимум в плане кредитных каникул для мобилизованных все недочеты должны быть устранены в ближайшие 2-3 недели.  

Возможно, что процесс бы ускорился, если бы в законе были прописаны какие-то штрафные санкции по отношению к банкам. Но все же я не стал бы здесь делать крайними только банки, потому что им необходимо получать данные от Минобороны. Я так понимаю, с этим и возникали проблемы. 

С учетом того, что закон применялся в быстрые сроки, он не мог быть проработан детально. В идеале было бы приложить форму заявления, например, указать конечное количество информации, которое должно быть передано банкам. Каждый из нас по своему понимает, какую информацию нужно передать. А банк, в свою очередь, по-своему воспринимает, какая ему нужна информация».

Пик просрочек и запросов на реструктуризацию кредитов придется на первое полугодие 2023 года, считает экономист Евгений Коган. Статистика по всем банкам немного отличается в цифрах, но тенденция одна и та же. Чаще всего требуют каникулы на потребительские кредиты (около 60%), кредитные карты (около 20%) и ипотеку (около 10%). Он объяснил, чем это обернется для российского рынка кредитования. 



Подписывайтесь на Пруфы.рф в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Башкирии.

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ