В 90-е годы из республик Средней Азии вынужденно бежало неэтническое население. Это были русские, татары, башкиры. Мы опросили нескольких человек, которые были в числе вынужденных переселенцев из Казахстана, Узбекистана и Таджикистана – вот, что они рассказали.
Фарида, бежала из Казахстана в 25 лет:
– Я не люблю вспоминать, как мы уезжали, сколько унижения стерпели. Скажу только, что сейчас казахи поменялись, это не старые казахи, а молодые казахи – они все злые. «Немчура» вся уехала, это те, что с Поволжья перед войной, все «бандеровцы» в свое время переселились. Они сейчас все в Германии. И люди, которые знают себе цену, тоже уехали оттуда. Если кто сейчас туда едет, то пусть едут, деньги промотают и обратно будут проситься. Там нечего делать. Там никакой бизнес не построишь, все города пустые, бывшие угольные – пусть их поднимают. Там запустение.
Алина, бежала из Узбекистана в 14 лет:
– Мы татары, но, как и все русские, мы попали под геноцид в Узбекистане. Мне было 14 лет. Моя мама была русской учительницей, ее все уважали. Но когда Узбекистану дали независимость, всем русскоязычным просто сказали: «Откуда приехали, туда уезжайте». Нас начали травить, нам запрещали даже покупать хлеб в магазине, соседи нас террорили, унижали, оскорбляли. А потом, когда топором разрубили всю русскую семью в нашем доме, в тот же день мы побежали – мы даже вещи с собой никакие не взяли. Я бы не сказала, что это такой гостеприимный народ. Нам не будут там рады. Я бы не советовала русским и татарам бежать туда.
Гузель, бежала из Таджикистана в 17 лет:
– Я наполовину таджичка, наполовину русская. Мы уехали с мамой из этой страны. Мне было 17 лет. Я смутно помню, что происходило, но я помню, как моя мать в страхе плакала. Над нами издевались, когда мы бежали. Все наши вещи на границе распотрошили, все, что было хорошее, забрали, а то, что им не понравилось, просто порвали. И еще насрали посреди вагона. Вот так вот. И обратно я туда бы не вернулась, ни под каким соусом. У меня мама умерла после этого стресса после переезда в Башкирию. Я бы туда не вернулась. И никому не советую.
Читайте также
- «Отец-военный сказал, что слышать больше о нас не хочет»: исповедь жены, которая отправила мужа в Казахстан