пришлите новость

Дорога длиною в жизнь и по цене в 800 рублей: как бабушки из Уфы добираются до своих дач

10:04, 30 июля 2022

Журналисты Пруфы.рф попробовали на себе, какого это – добираться до садов у Инорса. В итоге покатались на «Американских горках» и чуть не заработали солнечный удар. Самой трудной дорогой оказалась та, что со сплошными ямами и углублениями. Судя по всему, там со времен СССР не было грейдера.

Дорога длиною в жизнь и по цене в 800 рублей: как бабушки из Уфы добираются до своих дач
Фото: Пруфы.рф

Многие россияне, особенно пожилого возраста, каждые выходные летом проводят в саду, а потом целый год питаются тем, что вырастили. Однако добраться до дачи оказывается не всегда легко, даже если она находится недалеко от города.

Сады на противоположной стороне Уфимки от Инорса – как раз такой случай. Чтобы попасть в них, нужно перебраться по реке на пароме. Плыть пару минут, но платить за это придется 33 рубля за человека. После надо сесть на автобус – покрытая рытвинами дорога настолько плохая, что по ней придется, скорее, прыгать, а не ехать. Но ездит он раз в час, не успеешь – пойдешь пешком пару километров со всеми вещами, а если еще возвращаешься из сада – тогда с ведрами малины.

Если же ты не хочешь мучиться в трясучем, забитом автобусе, можно перевести на грузовом пароме машину. Тариф за средний по весу автомобиль – 210-240 рублей. Получается, за путь, занимающий пару минут, семья из 5 человек заплатит 810 рублей туда и обратно. Объезд же по ближайшему мосту или трассе обойдется еще дороже, ведь ехать надо будет через Шакшу и Базилевку.

Корреспонденты Пруфы.рф Кристина Иванова и фотограф Елена Жилинская отправились в непростое путешествие – по долгой дороге дачников.

26_result.jpg

На пароме

Обычный паром ходит довольно часто – раз в 15 минут, грузовой же приходится ждать в два раза дольше. Но в любом случае большинство пенсионеров не плывут ни на том, на ни другом. Они предпочитают лодку: проезд на ней стоит 20 рублей, когда на пароме – 33.

– В этом году цену подняли, и в последнее время все на лодках ездить стали – это и дешевле, и быстрее, – рассказали пенсионерки на берегу – Нина и Резида.

2_result.jpg

Женщины на проезд через реку Уфимку не жаловались, но дорогой, что идет после, они недовольны.

– Ее все делают-делают, никак не могут сделать уже 30 лет, – сказала Резида.

– Сейчас, с 2019 года, еще активно начали гравий, щебень класть. Но это здесь, а дальше – страшно ехать, – добавила Нина. – У нас много заброшенных садов. Неудобно добираться.

46_result.jpg

Поездка на автобусе как на «Американских горках»

Мы пересекли Уфимку спокойно, рассчитались по «Алге» и увидели все «радости» уфимских дорог, о которых нам рассказали собеседницы. От берега нужно было подниматься вверх по песку, при этом уже на пляже располагались огромные ямы. У остановки стояла скамейка – ее кто-то завалил мусорными пакетами.

23_result.jpg

Нам повезло – автобус еще не уехал, и мы заняли места в задней части машины. Однако уже через пару минут езды оказалось, что лучше уж стоять впереди. Автобус постоянно трясся, на кочках он подскакивал – и мы вместе с ним. Сначала это даже веселило, как на «Американских горках», но на середине пути закружилась голова. Кроме того, было очень шумно. Ветки деревьев скрежетали по корпусу машину, а листья сыпались через открытые наверху люки.




Мы хотели оплатить проезд онлайн-переводом, но в лесной чаще перестал ловить интернет. Пассажир на соседнем сидении нас успокоил: на конечной, где мы выходим, снова появится связь с миром.

За окном виднелись дачные домики, горы песка на проезжей части и лужи. Кроме того, мы заметили местный мост, о котором нам до этого рассказывали пенсионерки. Он был старый и находился примерно на уровне дороги.

– Там есть еще мост, который всю жизнь ломался, – рассказывала Нина. – Я помню, водитель доедет до моста, высадит пассажиров и через него тихонько проезжает, а мы так добирались. А был случай даже, когда один автобус до этого моста довезет, а потом мы пересаживались на другой.

«Ремонтирую личный автобус на 20-30 тысяч рублей в месяц из-за дороги»

Мы слезли на конечной. Весь путь занял около 40 минут. Тут уже проходила трасса, дороги были асфальтированные, а домики выглядели подороже. Мы зашли в местный магазин, купили воды. Цены там были примерно такие же, как в городе. В других магазинах, которые мы посетили в садовых товариществах, так же.

Водитель автобуса сказал, что в обратный путь поедет ровно в 12 часов. Всего сейчас по 206 маршруту ходят два автобуса – ждать их надо по часу. Хотя, как говорили наши собеседницы, машины часто ломаются от подобных рытвин, поэтому могут ходить и реже. Когда на маршруте одна машина, интервал увеличивается на полтора часа. Хотя еще два-три года назад автобусов ходило три, но водители от этого участка отказываются.

18_result.jpg

– Сейчас, вероятно, председатели садов завезли для ремонта пути кучи песка. Они лежат прямо на дороге, а внутри них – арматура и гвозди, – рассказал водитель автобуса Денис. – Наедешь – колесо менять придется. Я уже в этом месяце пять сменил. Объезжаем эти кучи по деревьям, кустам. А они машину царапают (Денис ездит на личном автобусе), зеркала разбивают. Ремонтируюсь в месяц на тысяч 20-30 рублей в среднем. Когда погода есть, да, здесь выгодно ездить, когда нет – нет. Я не хотел сюда идти, но я со всеми садоводами здесь знаком, с ними как родственниками общаюсь.

При этом, как отметил Денис, не в сезон – с сентября до мая – он работает на 208 маршруте. И там на ремонт уходит намного меньше денег: тратиться приходится в основном по мелочи – например, изношенные детали заменить.




«Целый час ждать или пешком идти»

Мы снова сели в автобус – он находился в лесочке около дороги. Машина эта была старого образца – ПАЗик. Как объяснил водитель, новые здесь не пройдут. На участке работает 3 автобуса – у двоих водителей смена, один отдыхает. Раньше их было пятеро. До своего маршрута Денис доезжает через Шакшу.

– Здесь со скоростью 20 км/ч едем, – пояснил Денис. – Это 2-3 передача, больше никак не разгонимся. А если разгонимся, пассажиры прыгать начнут – кто упадет, кто еще чего.

По пути мы заметили, что остановочные пункты были не везде. Но зато на дорогах иногда стояли стулья, матрасы, кресла, на которых, вероятно, пожилые люди и ждали общественный транспорт. 




На одной из остановок к машине побежал мужчина, теряя тапки, а за ним еще три женщины.

– По доброте душевной подожди! – закричал он.

Автобус дождался пассажиров.

– Да, а то целый час ждать или пешком идти, – посочувствовала им одна пожилая дама.

Мы слезли у последнего сада, чтобы узнать, каково это – опоздать на местный автобус. По дороге нам попадались другие пенсионеры, которые одиноко брели по дороге с рюкзаками или тележками.

– Я иду пешком, потому что автобус буквально одной минуты не дождался, и я не успела. Идти мне надо 2 км – до 40 минут, – рассказала одна из таких путниц.

65_result.jpg

«Мы живем за счет сада»

Повстречавшаяся нам пенсионерка живет в саду круглый год. Местный ассортимент продуктов не широк, поэтому дважды в неделю она добирается до Инорса в магазин, еще в выходной к ней приезжает дочь с продуктами. Зимой, когда паром не ходит, женщина едет на лодке. Питается семья за счет сада. Так было еще в 90-е годы, когда в магазинах товаров не было, а зарплаты на УМПО не давали по полгода. Но с тех пор для местных пенсионеров мало что поменялось.

– Все в основном пожилые здесь, еле ноги таскаем, но все равно сюда ездим. Мы же живем за счет этого. Все пожилые люди здесь, кому уже за 70, в основном питаются садовыми продуктами из-за пенсий маленьких – всем, что заготовят. Все квартиры забиты банками. Хотя местные садоводы – с Инорса все, сотрудники УМПО.

60_result.jpg



На лодке

Мы распрощались с пенсионеркой и пошли дальше по местной дороге. Здесь мы увидели все те кочки, по которым прыгали по всему пути. Дорога была грязная – за день до этого прошелся небольшой дождь. В городе уже все высохло, но не здесь, несмотря на солнце. Пару раз нас укусили комары. Одной из нас даже напекло голову. Дошли мы примерно за 30 минут.

На месте уже стояли две лодки, ждали пассажиров – обычно перевозят по 11 человек. Оплата возможна переводом или наличкой. Терминал был только у третьего перевозчика на противоположной стороне реки. 

48_result.jpg

Добрались мы, как и в первый раз, за пару минут. Впереди предстояла еще дорога вверх, к городу – около 300 м. Здесь, конечно, находилась остановочная станция, но, кажется, автобусы от нее давно не ходят. По крайней мере, даже на карте здесь остановок нет. После типичного проезда до уфимских дач у нас не оставалось никаких сил, и мы поехали в офис на такси.

7_result.jpg

Долгая дорога на дачу по Яндекс-карте

С переправы Док и до трассы на Елкибаево страшные ямы и колдобины. Ездить там на легковой машине невозможно, проехать там могут только трактора и автомобили на высоком клиренсе. ПАЗики ходят только раз в час, однако поездки в них – испытание для вестибулярного аппарата, что также небезопасно для здоровья.

Просим Администрацию Уфы обратить внимание на состояние этой дороги, жизненноважной для многих городских пенсионеров.

Долгая дорога на дачу.jpg



Подписывайтесь на Пруфы.рф в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Башкирии.

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ










© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика