Уфимский журналист Ирек Сабитов выпустил книгу «Как меня не убили. 30 историй о Второй мировой войне». В ней собраны воспоминания ветеранов Башкирии о военных буднях. Это не глянцевые рассказы, а честные и порой очень страшные откровения о том, с чем сталкивались на полях боя и в плену солдаты. А также в сборник включены два исследования – о жизни немецкого перебежчика, сообщившего, что завтра начнется война, и о странном советско-американском инциденте, случившемся в последние дни войны.
Ирек Сабитов/ скриншот видеосюжета канала UTV
Ирек Сабитов – журналист, работал в нескольких уфимских изданиях, долгое время был шеф-редактором «Аргументы и факты – Башкортостан». Является автором слов к песням в защиту стерлитамакских шиханов, которые выпускал его сын Тимур Сабитов.
Книга создавалась несколько лет. Большинство историй – интервью с ветеранами, которые были напечатаны ранее в местных газетах («Республика Башкортостан», региональные приложения к еженедельникам АиФ, «Труд-7», «Аргументы недели»).
Две истории рассказаны сыновьями ветеранов (которых на тот момент уже не было в живых).
Ещё две – это статьи, написанные на основе архивных документов и свидетельств очевидцев. Одна проливает свет на судьбу самого известного немецкого перебежчика Альфреда Лискова (оказавшегося на некоторое время в Уфе). Вечером 21 июня 1941 года он переплыл Западный Буг в районе города Сокаля, сдался советскому командованию и предупредил о скором нападении Германии на СССР. А осенью он (на тот момент уже сотрудник Коминтерна) был эвакуирован в Уфу. Здесь Лисков попал под следствие…
Вторая история рассказывает о советско-американском инциденте, случившемся за три дня до окончания Второй мировой войны на Дальнем Востоке. Она была написана совместно с американским исследователем Биллом Страйфером. 29 августа 1945 года советские истребители в небе Кореи подбили Б-29 ВВС США, без предупреждения залетевший в советскую зону ответственности. Экипаж уцелел и подвергся допросу, после которого хозяева устроили дружеский ужин с тостами за Трумэна и Сталина. Из-за плохой погоды забрать своих людей американское командование смогло только 11 сентября. Русские и американские лётчики за это время подружились, ещё не раз устраивали вечеринки, на прощание обменялись сувенирами. Но зачем всё-таки прилетел американский самолёт? Не исключено, что с разведывательной целью…
– Я успел встретиться с фронтовиками, жителями Башкортостана, и не торопясь расспросить о пережитом… О надеждах, перечёркнутых войной. О потерях родных и друзей. О жуткой усталости, от которой порой засыпали под бомбами. О том, как брали «языка» или сами попадали в плен… О том, как умирали и воскресали… И как встретили долгожданную Победу… И каждый потом удивлялся: «Как меня не убили?», – рассказывает автор. – Я старался сохранять особенности речи собеседников, не «причёсывать» рассказы, оставлять «попутные» детали. Многие ветераны рассказывали о родителях, родственниках. Например, у одного героя отец был за советскую власть, а дядя – за старые порядки, участвовал в восстании против Советов. В критический момент дядя спас брата (то есть отца моего собеседника), а потом, когда восстание подавили, попал в тюрьму…
Книга проиллюстрирована фотографиями самих ветеранов, а также рисунками, сделанными художником Азатом Басыровым. На обложке – лицо советского солдата в оптическом прицеле немецкого снайпера. Это момент из истории Николая Пантелеевича Мелёшина (из посёлка Шахтау, пригорода Стерлитамака). В октябре 1943 года он был тяжело ранен под Мелитополем на Украине. Пуля пробила каску и застряла в головном мозге. Он прожил с этим куском свинца в голове семь десятилетий…
Четырем героям сборника книги были переданы. Это Николай Михайлович Ефимов из Стерлитамака (он начал воевать в Бресте 22 июня 1941 года, ему недавно исполнился 101 год) и три уфимца – Мамун Лутфуллович Гатиатуллин, Асхат Аскарович Мнигазетдинов (им по 98) и Ильгизар Гарифович Хайров (ему 97).
Книга выпущена небольшим тиражом, ее можно купить в подарок или в свою библиотеку. Стоимость – 800 рублей. Дополнительную информацию о том, как приобрести экземпляр, можно найти в группе «Вконтакте».
Выдержки из интервью
Василий Порфирьевич Ломодуров из Дёмского района Уфы рассказал о трагическом случае в мартеновском цехе (до отправки на фронт он работал в Алапаевске Свердловской области):
«…Я лоток пробил. Сталь течёт в ковш… И подбегает ко мне какой-то мужик с портфелем… Портфель бросил… Ничё не сказал… Встаёт на перила… И прыгает прямо в ковш! И только синенький дымок оттуда... Минут через 15 прибегают военные: «Здесь кто-то был?» – «Щас один прыгнул, – говорю, – я не успел ничего сделать». Ничего от него не осталось».
***
Из интервью с Джавидом Гумеровичем Кузеевым «Судьба номер 97 408». Он воевал с 22 июня 1941 года, выжил в плену и вошёл в Берлин победителем.
– Отправили нас в лагерь города Пирмазенс. Из окна нашей камеры видны были ямы – примерно три на три метра, глубиной два с половиной. Как начинает темнеть, подводят туда приговорённых. По одному, совершенно голых. Ставят на колени. Выстрел в голову, и сталкивают в яму. Значит, здесь нам конец?
– На плац для перекличек каждое утро выкатывают виселицу. Шикарную такую, заводского изготовления, на подшипниках. Ставят очередного приговоренного. Зачитывают приговор: за попытку побега, неподчинение приказу, оскорбление немецкого офицера… Потом бросают труп в тележку на велосипедных колесах, и в крематорий.
– На четвёртый день бомбежка. Разнесло угол нашего блока, противоположный от нас. Потом – шум моторов! Спустились, смотрим – советские танки! Мы к ним… Танк останавливается. Выпрыгивает старшина: «Братцы, вы свободны!»
А на территории – штабель трупов высотой метра полтора…
Некоторые интервью в кратком пересказе
В ходе окружения армии Паулюса под Сталинградом Хуснуризалов и ещё двое бойцов были посланы, чтобы выяснить, где противник. Они обнаружили немецкий блиндаж, ворвались… Немцы были без оружия, но их было 42. Убить всех? Безоружных? Рука не поднимется. Привести к своим? Наши не разберутся в тумане, положат всех… Как поступили наши – в интервью с уфимцем Хасаном Рахимовичем Хуснуризаловым «О смерти совсем не думали».

Рисунок из книги
***
Константин Иванович Каспер жил в Киргизии, в городе Оше. Он был немцем наполовину, по отцу. А мать была украинкой. Но в августе 1941-го Сталин объявил советских немцев предателями – их было решено отправлять в трудовую армию (почти в ГУЛАГ). В число «предателей» попал и Константин Каспер. Попал куда-то на шахту, видимо, на Урал. Товарищи по несчастью объяснили: шансов выжить немного. Константину и ещё одному парню помогли бежать: зарыли в уголь в полувагоне, так они выбрались с территории шахты.
Константин сумел добраться до дома… Мать выправила ему метрику на свою фамилию Бугаенко. С этим единственным документом в группе призывников беглец попал в эшелон, идущий на фронт. Сражался на фронте, был ранен, награждён, дошёл до Берлина. Вернулся домой. Рассказал правду в военкомате. Думал, ему просто переделают документы на Каспера. Но все обернулось по-другому. Из истории «Немец против гитлеровцев», рассказанной сыновьями Константина Каспера.
***
Дело происходило в норвежском городе Киркенесе, освобождённом войсками Карельского фронта. Война кончилась, Германия капитулировала, но солдаты продолжали службу. Вдруг в небе появился гидросамолёт «Каталина» – на таких летали и англичане, и наши. В любом случае экипаж должен предъявить пароль – выстрелить определённую комбинацию цветных ракет. А он этого не сделал!
По согласованию с начальством батарея открыла огонь, но с большим упреждением. Лётчики поняли, что им так сигналят и выстрелили сигнальные ракеты. «Каталина» села на воду залива. Позже выяснилось, что самолет вез очень важного человека. Из интервью с Дарвишем Зинятовичем Сабитовым (отцом автора) «Хенкель в подарок».